kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема. Героический эпос Донбасса. Донетчина в народных думах: "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рекомендовано использовать для уроков родного края, воспиьательных часов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Героический эпос Донбасса. Донетчина в народных думах: "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка»»


Тема. Героический эпос Донбасса. Донетчина в народных думах: "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка»



Цели и задачи:

  • социально-педагогические (воспитание чувства любви к «малой родине»,формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);

  • обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории родной земли, исторических личностей, связанных с историей и литературой Донецкого края);

  • познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, художественной литературой, источниками сети Интернет);

  • развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

Оборудования: экран, проектор, выставка рисунков, тексты дум, презентация, аудиозаписи казацких песен

Ход занятия


І Подготовительный этап

  1. Организационная часть.


  1. Слово учителя

Для того, чтобы узнать, какими были наши предки, какой ценой они получали желаемую свободу, сегодня на уроке мы встретимся с героями следующих дум: «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка».


  1. Интеллектуальная разминка

Игра "Назови" лишние "слова".

На классной доске прикреплены карточки со словами:

пословицы, загадки, песни, рассказы, дума, поговорка, повесть, сказка.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Скажите, какие из этих слов являются "лишними"?

- Почему эти слова "лишние"?

(Потому что рассказы и повести пишут писатели, а все остальные произведения составил народ, то есть, все виды устного народного творчества).


II. Основной этап.


  1. Слова учителя

Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали из каторги «на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещеный…». Побег всегда был связан с огромной опасностью. Так, трем братьям, бежавшим из Азова, которые пробирались открытыми степями, оврагами, надо было выдержать жажду, голод, их секли ветры, дожди, палило солнце…


  1. Игра «Установи последовательность»

Для того, чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание думы, предлагается деформированный план ( на экране).

- Прочитайте пункты плана.

- Переставьте их в правильной последовательности.

План

  • Побег трех братьев из неволи.

  • Просьба младшего брата.

  • Жестокость братьев.

  • Милосердие среднего брата.

  • Находка младшего брата.

  • Славная смерть младшего брата.

  • Сговор двух братьев и их гибель.

Ученики кратко пересказывают думу с помощью плана (Приложение 1).


  1. Инсценировка отрывка из думы "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи" (Приложение 2).

Ученик 1 (Старший брат).

Ученик 2 (Младший брат).

Ученик 3 (Средний брат).


  1. «Займи позицию»

Проблемный вопрос

-Почему, по вашему мнению, в конце думы погибают оба брата - жестокий старший и сочувственный средний? И почему смерть младшего брата описывается подробнее, чем смерть старших братьев?


  1. Сообщение учащихся (2-3 человека) об историческом прошлом казачества.


  1. Презентация об Иване Сирко (Приложение 3).



  1. Выступление творческой группы (сочинение – сага). (Сильные ученики получили опережающее домашнее задание – написать сочинение-сагу «Три беды Сирчихи» по думе «Вдова Ивана Сирка»)(Приложение 4)



  1. Вернисаж «А слава не умрет, не поляжет…» (музыкальное сопровождение «Скакал казак через долину»)


ІІІ. Итог

  1. Слово учителя.


Герои дум, с которыми вы встретились на сегодняшнем занятии, глубоко поразили каждого из нас … (Свободный микрофон).


Спасибо за внимание и активное участие.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Побег братьев из Азова

1

Как из земли турецкой,

Из веры басурманской,

Из города из Азова

Не белы туманы вставали:

Побежал домой

Отрядец небольшой,

Бежали три братца родные,

Три товарища сердечные.

Два конных, третий пеший-пехотинец,

Он за конными бежит-догоняет,

Кровью следы заливает,

За стремена хватает,

Просит-умоляет:

"Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь вы надо мною,

Сбросьте с коней поклажу, узорочье цветное,

Меня, брата-пехотинца, меж коней возьмите,

Хоть на версту отвезите,

И дороженьку укажите,

Чтобы мне, бессчастному, знать,

Куда за вами в селенья христианские из тяжкой неволи бежать".

Но старший брат прегордо ему отвечает:

"Пристало ли такое, брат,

Чтобы я свое добро, добычу побросал,

Тебя, труп, на коня взял?

Этак мы и сами не убежим,

И тебя не сохраним.

Будут крымцы да ногайцы, безбожные басурманы,

Тебя, пешего-пехотинца, стороной объезжать,

А нас будут на конях догонять,

Назад, в Туретчину, возвращать".

Но пеший брат пехотинец бежит за ездоками,

Черную степь топчет белыми ногами,

Говорит такими словами:

"Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь же вы надо мною,

Пусть хоть один коня остановит,

Из ножен саблю вынет,

Мне, брату меньшому, пешему-пехотинцу, с плеч голову снимет,

В чистом поле похоронит,

Зверю-птице пожрать меня не позволит".

Но старший брат прегордо ему отвечает:

"Пристало ли, брат, тебя рубать?

И сабля не возьмет,

И рука не подымется,

И сердце не осмелится

Тебя убивать!

А коли ты жив-здоров будешь,

Сам в земли христианские прибудешь".

Но брат меньшой, пеший-пехотинец, за конными бежит-догоняет,

Слезно умоляет:

"Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь же вы, хоть один, надо мною:

Как поедете ярами, степью травяною,

В сторону сверните,

Ветви терновые рубите,

На дорогу кидайте,

Мне, брату - пешему-пехотинцу, примету оставляйте!"


2

Вот брат старшой и середний к зеленым ярам подбегают -

В сторону отъезжают,

Ветки терновые осекают,

Брату меньшому, пешему-пехотинцу, примету оставляют.

Стал брат меньшой, пеший-пехотинец, к зеленым ярам подходить,

Стал он ветки терновые находить:

В руки возьмет,

К сердцу прижмет,

Горестно рыдает,

Одно повторяет:

"Боже мой милый, сотворитель небесный!

Видно, братья мои здесь из тяжкой неволи бежали,

Меня не забыли, помогали.

Кабы дал мне господь из тяжкой неволи азовской убежать,

Стал бы я своих братьев на старости лет уважать и почитать!"

Но вышли старший брат и середний на ровную равнину,

На степи высокие, на широкие дороги расхожие, -

Не стало терновника и в помине,

И говорит середний брат старшому казачине:

"Давай-ка, брат, с себя зеленые жупаны снимать,

Красную да желтую китайку выдирать,

Пешему брату меньшому в примету оставлять, -

Пусть он, бедный, знает, куда за нами бежать".

А брат старшой ему прегордо отвечает:

"Пристало ли мне, брат,

Свое добро-добычу на клочья рвать,

Чтобы брату меньшому в примету оставлять?

Коли жив-здоров будет,

И сам в земли христианские прибудет".

Но середний брат, милосердный, ему не уступает,

Из своего жупана красную да желтую китайку выдирает,

По дороге стелет-расстилает,

Брату меньшому примету оставляет.

Вот стал брат меньшой, пеший-пехотинец, на равнину выходить,

На степи высокие, на широкие дороги расхожие, -

Глянь - ни тернов, ни яров нет,

Никаких примет.

И тут начал красную китайку да желтую находить:

В руки возьмет,

К сердцу прижмет,

Горестно рыдает,

Слезно повторяет:

"Недаром красная да желтая китайка на дороге валяется, -

Видно, моих братьев уже на свете нет...

То ли их порубали,

То ли стрелами постреляли,

То ли снова в тяжкую неволю угнали!

Кабы я точно знал,

Где их порубали или постреляли,

Я бы в чистом поле их тела сыскал,

В чистом поле закопал,

Зверю-птице пожрать не дал".


3

А тут брату меньшому безводье,

А тут бесхлебье,

Да еще встречный ветер с ног сбивает:

Вот он к Осавур-могиле подходит,

На Осавур-могилу восходит,

Там покойно девять дней отдыхает,

Девять дней чистой водицы с неба ожидает.

Мало ли, много ли он отдыхал,

К нему серые волки подбегают,

Орлы чернокрылые подлетают,

В головах садятся,

Глядят не наглядятся -

Еще при жизни ему поминку справляют.

И сказал он такое:

"Волки серые, орлы чернокрылые,

Гости мои милые!

Хоть немного погодите,

Пока душа казацкая с телом разлучится.

Тогда будете мне изо лба черные очи вынимать,

Белое тело до желтых костей объедать

И камышом укрывать".

Мало ли, много ли он отдыхал...

Уже рукой не взмахнуть,

Ногами не шагнуть,

На ясное небо очами не взглянуть...

На ясное небо взглянул,

Тяжко вздохнул:

Голова моя казацкая!

Бывала ты в землях турецких,

В верах басурманских, -

А теперь довелось на безводье, на бесхлебье погибать.

Девятый день крошки хлеба не вкушаю,

На безводье, на бесхлебье погибаю".

Так он сказал...

То не черная туча налетала,

Не буйные ветры набегали,

Душа казацкая-молодецкая с телом разлучилась.

Тогда серые волки набежали,

Орлы-чернокрыльцы налетали,

В головах садились,

Изо лба черные очи вынимали,

Белое тело до желтых костей объедали,

Желтую кость под зелеными яворами клевали,

Камышом укрывали.


4

А как начали старшой брат да середний к речке Самарке подбегать,

Начала их темная ночка накрывать,

Начал брат старшой середнему толковать:

"Давай, брат, здесь коней распряжем

И попасем.

Тут курганы высокие,

Трава хорошая

И вода погожая.

Станем здесь, подождем,

А как рассветет,

Может, к нам наш пеший-пехотинец подойдет.

Сожаленье у меня к нему большое,

Скину я все свое узорочье дорогое,

Подберу его, пешего, повезу с собой".

"Было бы тебе, брат, его прежде подбирать!

Вот уже девятый день наступил

С той поры, как он хлеб-соль ел,

Воду пил, -

Теперь его уж и на свете нет... "

Тут они коней расседлали, пастись пустили,

Седла под головы подложили,

Ружья в камышах укрыли,

Беспечно спать улеглися,

Утренней зорьки дождалися.

Стала утренняя зорька светиться,

Стали они на коней садиться,

Через речку Самарку в христианские земли уходить, -

Начал старший брат середнему говорить:

"Когда мы, брат, к отцу-матери прибудем,

Что им говорить будем?

Коли станем по правде отвечать -

Проклянут нас тогда и отец и мать:

А коли вздумаем, брат, отцу-матери солгать -

Станет нас господь милосердный и видимо и невидимо карать,

Пожалуй, братец, такое скажем:

Не в одном доме жили,

Не у одного пана в неволе были,

И когда ночной порой из тяжкой неволи побежали,

Мы и его с собой звали:

"Беги, братец, с нами, казаками, из тяжкой неволи!"

А он в ответ такое сказал:

"Бегите вы, братцы,

А мне лучше здесь остаться,

Не сыщу ли здесь себе счастья-доли".

А как помрут отец и мать

И станем мы землю и скотину на две части паевать,

Третий нам не будет мешать".

Пока они так толковали,

Не сизые орлы заклекотали -

Злые турки-янычары из-за кургана напали, -

Постреляли беглецов, порубали,

Коней с добычей назад, в Туретчину, погнали.

Полегла двух братьев голова у речки Самарки,

Третья у Осавур-могилы.

А слава не умрет, не поляжет

Отныне до века!

А вам на многая лета!





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Младший брат:

«Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь вы надо мною,

Сбросьте с коней поклажу, узорочье цветное,

Меня, брата-пехотинца, меж коней возьмите,

Хоть на версту отвезите,

И дороженьку укажите,

Чтобы мне, бессчастному, знать,

Куда за вами в селенья христианские из тяжкой неволи бежать".


Старший брат:


"Пристало ли такое, брат,

Чтобы я свое добро, добычу побросал,

Тебя, труп, на коня взял?

Этак мы и сами не убежим,

И тебя не сохраним.

Будут крымцы да ногайцы, безбожные басурманы,

Тебя, пешего-пехотинца, стороной объезжать,

А нас будут на конях догонять,

Назад, в Туретчину, возвращать".


Младший брат:


"Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь же вы надо мною,

Пусть хоть один коня остановит,

Из ножен саблю вынет,

Мне, брату меньшому, пешему-пехотинцу, с плеч голову снимет,

В чистом поле похоронит,

Зверю-птице пожрать меня не позволит".


Старший брат:


"Пристало ли, брат, тебя рубать?

И сабля не возьмет,

И рука не подымется,

И сердце не осмелится

Тебя убивать!

А коли ты жив-здоров будешь,

Сам в земли христианские прибудешь".

Но брат меньшой, пеший-пехотинец, за конными бежит-догоняет,

Слезно умоляет:

"Братья милые, братья добрые!

Сжальтесь же вы, хоть один, надо мною:

Как поедете ярами, степью травяною,

В сторону сверните,

Ветви терновые рубите,

На дорогу кидайте,

Мне, брату - пешему-пехотинцу, примету оставляйте!"








































Приложение 3


«Вдова Ивана Сирко»

В городе Мерефе жила вдова,

Престарелая жена

Сирчиха-Иваниха.

Семь лет она бедовала,

А Сирка Ивана и в глаза не видала,

Только двоих сынов воспитала:

Первого сына - Сирченка Петра,

Второго сына - Сирченка Романа.

Она их до возраста при себе содержала,

От них славы-памяти себе по смерти ожидала.

Как стал Сирченко Петро подрастать,

Начал он свою престарелую мать вопрошать:

"Матушка моя, престарелая жена!

Сколько я у тебя проживаю,

Отца моего, Сирка Ивана, не видал и не знаю.

Хотелось бы мне узнать,

Где моего отца, Сирка Ивана, искать".

Старуха вдова отвечает:

"Пошел твой отец

К стародревнему Тору попытать сил,

Там и свою голову казацкую сложил".

Только Сирченко Петро о том услыхал,

Пилипа Мерефьянского с собой позвал,

Голуба Волошина в джуры себе взял.

Вот они к стародревнему Тору подъезжают,

Атамана торского,

Яцка Лохвицкого

Привечают.

Атаман торский,

Яцко Лохвицкий,

Из шатра выступает,

Сирченка Петра обнимает,

Такую речь начинает:

"Сирченко Петро!

Зачем ты сюда заявился?

Или своего отца Ивана искать снарядился?

Сирченко Петро ему отвечает:

"Атаман торский,

Яцко Лохвицкий!

Я семь лет ожидаю, -

А отца своего, Сирка Ивана, не видал и не знаю".

Вот Сирченко Петро

Со старшими казаками прощается,

К трем зеленым овражкам направляется.

Казака Сирченка Петра на прощанье

наставляли:

"Сирченко Петро!

Себя оберегай,

Коней своих казацких от себя не отпускай!"

Но Сирченко Петро их словам не внимает,

Под зелеными кустами ложится-почивает,

Коней своих казацких далеко в степь пускает,

Только Голуба Волошина с конями посылает.

Турки это увидали,

Из кустов, из овражков повыбегали,

Голуба Волошина в полон взяли

И так ему сказали:

"Голуб Волошин!

Не нужны нам твои кони вороные,

Хотим мы только знать,

Как нам твоего пана молодого порубать".

Голуб Волошин такими словами отвечает:

"Турки!

Коли отпустите вы меня домой,

Сам я голову ему сниму с плеч долой!"

Турки это услыхали,

Голуба Волошина отпускали.

Голуб Волошин к Сирченку Петру воротился,

С таким словом к нему обратился:

"Сирченко, пан молодой!

Доброго коня бери,

На турок скачи, руби!"

Только было Сирченко Петро на турок поскакал -

Тут ему Голуб Волошин с плеч голову снял.

Тогда турки Пилипа Мерефьянского кругом обступили,

Голову с плеч молодецких скосили,

Казацкое тело посекли-порубили.

Когда казаки-старожилы такое увидали,

Борзых коней седлали,

Турок нагоняли,

Побивали,

Казацкое тело подобрали,

В стародревний табор привозили,

Землю сухую саблями копали,

В шапках, в полах землю носили,

Казацкое тело похоронили.

Атаман торский,

Яцко Лохвицкий,

Об этом услыхал,

Престарелой вдове Сирчихе-Иванихе

В город Мерефу письмо написал.

Сирчиха-Иваниха письмо читает,

К сырой земле грудью приникает,

Повторяет:

"Три беды на мою голову пало:

Первая беда, - что я семь лет горевала,

Сирченка Ивана видом не видала:

Вторая беда - Сирченка Петра на свете нет:

Третья беда - и Сирченко Роман за ним пойдет вослед".






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Буга Екатерина Ивановна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства