Просмотр содержимого документа
«Тема. Героический эпос Донбасса. Донетчина в народных думах: "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка»»
Тема.Героический эпос Донбасса. Донетчина в народных думах: "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка»
Цели и задачи:
социально-педагогические (воспитание чувства любви к «малой родине»,формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории родной земли, исторических личностей, связанных с историей и литературой Донецкого края);
познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, художественной литературой, источниками сети Интернет);
развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);
Оборудования: экран, проектор, выставка рисунков, тексты дум, презентация, аудиозаписи казацких песен
Ход занятия
І Подготовительный этап
Организационная часть.
Слово учителя
Для того, чтобы узнать, какими были наши предки, какой ценой они получали желаемую свободу, сегодня на уроке мы встретимся с героями следующих дум: «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи", «Вдова Ивана Сирка».
Интеллектуальная разминка
Игра "Назови" лишние "слова".
На классной доске прикреплены карточки со словами:
пословицы, загадки, песни, рассказы, дума, поговорка, повесть, сказка.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Скажите, какие из этих слов являются "лишними"?
- Почему эти слова "лишние"?
(Потому что рассказы и повести пишут писатели, а все остальные произведения составил народ, то есть, все виды устного народного творчества).
II. Основной этап.
Слова учителя
Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали из каторги «на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещеный…». Побег всегда был связан с огромной опасностью. Так, трем братьям, бежавшим из Азова, которые пробирались открытыми степями, оврагами, надо было выдержать жажду, голод, их секли ветры, дожди, палило солнце…
Игра «Установи последовательность»
Для того, чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание думы, предлагается деформированный план ( на экране).
- Прочитайте пункты плана.
- Переставьте их в правильной последовательности.
План
Побег трех братьев из неволи.
Просьба младшего брата.
Жестокость братьев.
Милосердие среднего брата.
Находка младшего брата.
Славная смерть младшего брата.
Сговор двух братьев и их гибель.
Ученики кратко пересказывают думу с помощью плана (Приложение 1).
Инсценировка отрывка из думы "Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи" (Приложение 2).
Ученик 1 (Старший брат).
Ученик 2 (Младший брат).
Ученик 3 (Средний брат).
«Займи позицию»
Проблемный вопрос
-Почему, по вашему мнению, в конце думы погибают оба брата - жестокий старший и сочувственный средний? И почему смерть младшего брата описывается подробнее, чем смерть старших братьев?
Сообщение учащихся (2-3 человека) об историческом прошлом казачества.
Презентация об Иване Сирко (Приложение 3).
Выступление творческой группы (сочинение – сага). (Сильные ученики получили опережающее домашнее задание – написать сочинение-сагу «Три беды Сирчихи» по думе «Вдова Ивана Сирка»)(Приложение 4)
Вернисаж «А слава не умрет, не поляжет…» (музыкальное сопровождение «Скакал казак через долину»)
ІІІ. Итог
Слово учителя.
Герои дум, с которыми вы встретились на сегодняшнем занятии, глубоко поразили каждого из нас … (Свободный микрофон).
Спасибо за внимание и активное участие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Побег братьев из Азова
1
Как из земли турецкой,
Из веры басурманской,
Из города из Азова
Не белы туманы вставали:
Побежал домой
Отрядец небольшой,
Бежали три братца родные,
Три товарища сердечные.
Два конных, третий пеший-пехотинец,
Он за конными бежит-догоняет,
Кровью следы заливает,
За стремена хватает,
Просит-умоляет:
"Братья милые, братья добрые!
Сжальтесь вы надо мною,
Сбросьте с коней поклажу, узорочье цветное,
Меня, брата-пехотинца, меж коней возьмите,
Хоть на версту отвезите,
И дороженьку укажите,
Чтобы мне, бессчастному, знать,
Куда за вами в селенья христианские из тяжкой неволи бежать".
Но старший брат прегордо ему отвечает:
"Пристало ли такое, брат,
Чтобы я свое добро, добычу побросал,
Тебя, труп, на коня взял?
Этак мы и сами не убежим,
И тебя не сохраним.
Будут крымцы да ногайцы, безбожные басурманы,
Тебя, пешего-пехотинца, стороной объезжать,
А нас будут на конях догонять,
Назад, в Туретчину, возвращать".
Но пеший брат пехотинец бежит за ездоками,
Черную степь топчет белыми ногами,
Говорит такими словами:
"Братья милые, братья добрые!
Сжальтесь же вы надо мною,
Пусть хоть один коня остановит,
Из ножен саблю вынет,
Мне, брату меньшому, пешему-пехотинцу, с плеч голову снимет,
В чистом поле похоронит,
Зверю-птице пожрать меня не позволит".
Но старший брат прегордо ему отвечает:
"Пристало ли, брат, тебя рубать?
И сабля не возьмет,
И рука не подымется,
И сердце не осмелится
Тебя убивать!
А коли ты жив-здоров будешь,
Сам в земли христианские прибудешь".
Но брат меньшой, пеший-пехотинец, за конными бежит-догоняет,