kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Может кто-то когда-то поставит свечу Мне на голый мой нерв, на котором кричу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие посвящено авторской песне.Её цель-определение особого места авторской песни в современной поэзии, её своеобразие и популярность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Может кто-то когда-то поставит свечу Мне на голый мой нерв, на котором кричу»»



Министерство образования и науки Республики Казахстан


РГКП «Семипалатинский финансово-экономический колледж

имени Рымбека Байсеитова»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


«Может кто-то когда-то поставит свечу

Мне на голый мой нерв, на котором кричу»












Семей – 2010г.




РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



Занятие посвящено авторской песне. ЕЁ цель – определение особого места авторской песни в современной поэзии, её своеобразие и популярность; авторская песня как часть массовой культуры, личность автора-исполнителя и её влияние на популярность его творчества. Занятие строится по принципу групповой работы. Много внимания уделяется выразительному чтению стихов, самостоятельной работе на уроке. Роль преподавателя сведена до минимума. Каждая группа в процессе подготовки выпускает газету о любимом авторе, подбирает стихотворения, песни, пластинки и продумывает форму выступления.


ЗАДАЧИ:


  • показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление;

  • показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

  • показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.


Внеклассное занятие можно провести для любой аудитории, где это будет возможно.


















Знание на время игры

cтановится нашим пространством.

Мы погружены в него со всеми

своими эмоциями. И замечаем то,

что недоступно холодному

наблюдателю со стороны

А.Грин


Технологическая карта внеклассного мероприятия


Предмет: Русская литература литература

Группа: № 103. 104

Дата: 23.11.2017 г.

Преподаватель: Сыздыкова М.О.

Тема: «Может кто-то когда-то поставит свечу

Мне на голый мой нерв, на котором кричу»


Стандарты представления: дать представление о жанре бардовской песни.

Знания: Творчество поэтов-бардов.

Умения: Уметь работать в группах малого состава.

Навыки: Способствовать выработке у учащихся навыков самообразования.


ЦЕЛИ :


Образовательная: познакомить с творчеством поэтов-бардов;


Воспитательная: формировать разностороннюю личность, воспитывать

творческую активность и эстетический вкус обучающихся;

Развивающая расширение кругозора обучающихся, обогащение их речи; развитие ораторского искусства; умения владеть словом; формирование внимания к точности, лаконичности и выразительности; развитие

положительных эмоций.


Вид занятия: Презентация.

Наглядные пособия: Фотостенд, портреты, книжная выставка, буклеты, фонотека.

ТСО: Мультимедиа, музыкальный центр.




План: 1. Владимир Высоцкий – певец, поэт и композитор.

2. Поэт и композитор Виктор Цой.

3. Игорь Тальков – певец, музыкант и композитор.

4. Выступления учащихся.










СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Внеклассное мероприятие, который мы сейчас с вами проведём, я решила назвать презентацией. Модное нынче слово я не нашла ни в одном из привычных толковых словарей: Ожегова, школьном, академическом. Попробуем определить его значение сами: презентация – это представление, реклама, визитная карточка чего-либо.


(учащиеся помогают найти значение слова)


Я думаю, такая форма как нельзя лучше определяет мою цель: изучить творческий путь и познакомить с судьбой людей, о которых мы будем говорить сегодня за полчаса практически невозможно, а вызвать интерес к ним вполне реально. Перечитать уже известное, задуматься об уже услышанном, узнать что-то новое о творчестве Высоцкого, Цоя, Талькова – вот цель нашего занятия.

Чтобы достичь своей цели, я поделила вас на группы, каждая работала по своей теме. Перед каждой командой стоит задача: защита своего творческого проекта. В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Чтобы выполнить эту задачу нам необходимо показать и своё ораторское искусство, и актёрское мастерство, и умение красиво говорить.

И ещё мне хотелось бы сразу обратить внимание вот на что: музыки будет много, но главное - это слово. Мы будем говорить сегодня о поэтах.


Поэт и время. Проблема несколько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга и взаимно проверяемые. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно времени дано судить, станет ли он поэтом. В суете повседневности, становясь на мгновение, чтобы перевести дух и вглядеться в жизнь, невольно ловишь себя на банальной мысли о быстротечности человеческого бытия. Не успел оглянуться, а детство прошло, юность промелькнула. Ощущение радости и любви к ближним угасло. Вокруг себя замечаешь только хмурые и озлобленные лица, приветливые и улыбающиеся вызывают растерянность, граничащую с раздражением (С.Н.Руссова).


Вот уже 30 лет с нами нет Высоцкого? Его песни слушали ваши родители и дедушки.


( учащийся подходит к портрету поэта)


УЧАЩИЙСЯ:

Придёт и мой черёд вослед:

Мне дуют в спину, гонят к краю.

В душе – предчувствие, как бред,-

Что надломлю себе хребет –

И тоже голову сломаю.

Мне посочувствуют слегка -

Погибшему, - издалека.

Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти В. Высоцкого.

(зажигает свечу).


Слово преподавателя: 15 августа 1990г. в 12ч.28мин. на 35 км. трассы Слока – Талси оборвалась жизнь певца и композитора В.Цоя. Рашид Нугманов, режиссёр фильма «Игла», назвал его «последним романтическим героем в прошлом столетии». Его нет с нами вот уже 20 лет.


УЧАЩИЙСЯ: Вместо пепла –зелень стекла,

Вместо огня – дым.

Из сетки календаря выхвачен день,

Красное солнце сгорает дотла,

День сгорает с ними.

На пылающий город падает тень.

Перемен, мы ждём перемен.

В нашем смехе и в наших глазах,

И в пульсации вен.

Перемен требуют наши глаза,

Перемен требуют наши сердца.

Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти В Цоя.

(зажигается вторая свеча)


Слово преподавателя:

Я не знаю подробностей, как это случилось, но сама мысль, что больше нет этого человека, казалось абсурдной и глупой. В сентябре 1991 года в кулуарах концертного зала «Юбилейный» в Санкт-Петербурге выстрелом из пистолета был убит автор-исполнитель Игорь Тальков.


УЧАЩИЙСЯ: Кружится – вертится шар голубой

Нас на груди качая,

Кружится – вертится не для того,

Чтоб всё начинать сначала.

Кто-то когда-то задал маршрут,

Не объясняя секрета.

И совершает свой неведомый путь

Маленькая планета.

Тщетно пытаясь нас удержать

От рокового шага.


Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти Игоря Талькова.

( зажигается третья свеча)




Слово преподавателя: Мы много говорим на уроках литературы о поэзии. Сегодня мы с вами ведём разговор об авторской песне. В чём её своеобразие? Как определить её место в ряду других видов искусства. В Высоцкий в одном из своих монологов, названным «Доверие», так определяет это понятие:

«Авторская песня – тут уж без обмана. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, одни проблемы, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу, скребут по нервам несправедливости и горе людское».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ: В. Высоцкий прожил 42 с половиной года – ровно день в день. Кто-то из его поклонников подсчитал: 15520 дней, 10 дней по капелькам собралось за счёт високосных годов. Какая это скорбная арифметика, какая грустная статистика. Как удручающе мал срок жизни художника. Ведь его возраст нельзя мерить анкетной хронологией. Вместили же эти немногочисленные, в общем-то, дни, сотни написанных стихотворений, тысячи песен, десятки сыгранных ролей в кино и на сцене, бессчетные концерты и выступления. Другой вопрос, какой ценой это досталось…

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством поэта есть «Свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они ближе других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, убедительнее. Песни Высоцкого о войне – это песни настоящих людей: сильных, мужественных и добрых.

(звучат стихи поэта в исполнении учащихся)


Слово преподавателя: Ребята, некоторым не нравится В. Высоцкий. Следует ли их разубеждать? А я думаю – ни в коем разе! Чтоб все жили в гармонии нам вовсе не обязательно быть духовными близнецами, одинаково думать, чувствовать. Этого и сам поэт не любил. У его поэзии есть сторонники, и есть противники. Это нормальное явление. Не будем защищать стихи – они сумеют сделать это сами. Давайте просто послушаем их.


(звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Высота»).

видеоклип


ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:


(выходит журналист и берёт интервью у В.Цоя).


- Ваше имя?

- Виктор Цой.

- Возраст?

- 28 лет. Родился 21.06.1962 году. Погиб 15.08.1990 году.




- Из какой Вы семьи?

- Мама – учительница биологии в школе, папа – инженер.

- Вы женаты?

- Да. Мою жену зовут Марианной. У меня есть сын Саша.

- Когда Вы занялись музыкой?

- В первом классе пошёл в детскую музыкальную школу по классу виолончели. Там учился до 14 лет. Через год купил гитару и играл на ней.

- А как к этому относились ваши родители и учителя?

- Отец гитару сломал. А в школе у нас был ансамбль. Играли «Машину времени».

- Вы сами пишите стихи для своих песен?

- Да. Вернее, я пишу музыку для своих стихов.

- Расскажите о рождении группы «Кино».

- Группа образовалась в 1982 году. Сначала это был дуэт Цоя и Рыбина. Последний состав собрался позже.

- Скажите, Вам понравилось сниматься в кино?

- Люди любят смотреть фильмы, и это является хорошим средством пропаганды. Я снялся в трёх фильмах: «Рок», «Асса», «Игла».


Вопрос Рашиду Нугманову, режиссёру фильма «Игла»:


- Скажите, «кто виноват в том, что окончательный вариант фильма значительно отличается от задуманного?

- Сейчас на этот вопрос ответить нелегко. Ведь фильм снимали практически без всякой подготовки, времени не было. Виктор согласился играть в нём главную роль.


Вопрос Юрию Айзеншпису, продюсеру группы «Кино».


- Для многих Цой был загадкой. Каким он был в жизни?

- Виктор Цой был очень скромен в жизни. Неплохо разбирался в восточных единоборствах. Многое умел сам.


- Вопрос к жене Марианне.


- Каким он был?

- Виктор очень любил жизнь. Несмотря на свои годы, он успел сделать многое… Его взлёт был мгновенным. Он вспыхнул как звезда.


звучит песня в исполнении В. Цоя «Звезда по имени Солнце»


(видеоклип)






ВЫХОДИТ ТРЕТЬЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:



1. Игорь Тальков никогда не был равнодушным человеком. Его песни, его стихи, сама его жизнь – доказательство этому. А больше всего он любил Родину. «Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из коматозного состояния зависит от того, как скоро люди прозреют, и потянуться к Правде, Свету, Истине, к Богу»,- писал он в своей книге «Монолог».


2. Игорь очень ценил творчество Виктора Цоя и Владимира Высоцкого. О В. Цое он сказал так: «Земля – Небо, между ними – война», - спев эту строчку, В. Цой мог уже ничего не петь. Он сказал всё просто и гениально. Он умер внезапно…»

Цоя нет, как нет Высоцкого.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью

По правилам классической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш,

Актёры, музыканты и поэты

Ценители уставших наших душ.


3. Вы все знакомы с песней И. Талькова «Чистые пруды». С 1987года он её не пел. Вместо неё звучали «Чистые пруды – 2». С какой болью и пониманием говорит автор о проблемах сегодняшнего общества.


Я хотел спеть песню «Чистые пруды», но в прудах известных чистой нет воды.

Вместо ив застенчивых виснут провода,

Друг мой канул в вечность и не придёт сюда.

Сон веков нарушен. «Пристань сожжена.

Что произошло? Война.

70 лет идёт гражданская война.

Как тут будет петься под аккордеон?

И моя дорога определена.

Что произошло? Война.

70 лет идёт война.


(звучит песня в исполнении И. Талькова «Чистые пруды»)


видеоклип






Слово преподавателя: Лучшие всегда уходят первыми. Случайно ли это? Или закономерность? В. Высоцкий в стихотворении «О фатальных датах и цифрах» писал о своих друзьях – поэтах.

Поэты ходят пятками по лезвию ножа –

И режут в кровь свои больные души.



Что же такое авторская песня? Это удивительный сплав музыки, голоса, поэзии и, конечно, обаяния. Вот что такое авторская песня.

Ребята, наши поэты-барды не сразу вышли на большую сцену. Их первыми зрителями были их дворовые мальчишки. Представьте себе вечер, на лавочке сидит группа ребят, и поют песню. Может среди них поёт будущий певец…


(группа ребят исполняют песню В Цоя)



Ребята, к нам в гости пришёл поэт Прииртышья Байгужинов Кенжебек Аканович со своим другом, исполнителем песен В. Высоцкого. Предоставим им слово.

(выступление гостей)




Слово преподавателя: На этом наше внеклассное мероприятие, посвящённое авторском песни, подошло к концу. Благодарю всех за внимание и творческую работу.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Может кто-то когда-то поставит свечу Мне на голый мой нерв, на котором кричу»

Автор: Сыздыкова Манара Орынхановна

Дата: 23.11.2017

Номер свидетельства: 440423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства