Статья "Формы работы классного руководителя с семьей младшего школьника"
Статья "Формы работы классного руководителя с семьей младшего школьника"
В данной статье автор предоставил информацию о формах взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. В статье раскрываются такие аспекты как: понятие «семья», типы семьи, роль семьи и классного руководителя в воспитании младшего школьника, традиционные и вариативные формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.
Ключевые слова: семья, классный руководитель, младший школьник, начальная школа, традиционные формы взаимодействия, вариативные формы взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы работы классного руководителя с семьей младшего школьника"»
Формы работы классного руководителя с семьей младшего школьника
Аннотация
В данной статье автор предоставил информацию о формах взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. В статье раскрываются такие аспекты как: понятие «семья», типы семьи, роль семьи и классного руководителя в воспитании младшего школьника, традиционные и вариативные формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.
Ключевые слова: семья, классный руководитель, младший школьник, начальная школа, традиционные формы взаимодействия, вариативные формы взаимодействия.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей.
В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика.
Исходя из актуальности темы, была определена цель исследования: теоретически обосновать формы взаимодействия с семьей младшего школьника и разработать программу взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.
- принципы, формы, методы работы с семьей и родителями освещены в трудах В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвилли и др.
Семья является одним из наиболее древних социальных институтов, т.к. возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
Л.В. Мардахаев определяет семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.
Сухомлинский В.М. приводит следующее определение семьи: "семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро". По мнению автора, именно в семье начинается процесс формирования личности. Автор уверен, что семья та сфера, где в людях закладываются нравственные качества и умение отличать и творить добро.
Структурно-содержательная сторона семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов в конкретных социально-экономических условиях.
Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.
Таким образом, рассмотрев различные взгляды педагогов и психологов на определение понятия семьи, в нашем исследовании мы руководствуемся мнением Сухомлинского В.М. Существует множество классификаций семьи в зависимости от линий сравнений. Семья является важнейшим институтом воспитания детей, это влияние сохраняется и в начальной школе, поэтому классный руководитель должен особенным образом организовывать взаимодействие с семьей младшего школьника.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы в начальной школе. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя важнейшие функции.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы.
Классные руководители в настоящее время играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребёнка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
От того, как именно классный руководитель построит взаимодействие с семьей младшего школьника, во многом зависит успешность самого учащегося.
Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные и тематические консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. Поэтому, в практику педагогов важно включить нетрадиционные формы проведения собраний. Среди вариативных форм взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической и методической литературе выделяют: дискуссия, диспут, семинар, круглый стол, деловая игра, родительский ринг и др.
Заключение
В настоящее время классный руководитель играет ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи, для этого он может использовать как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия. Наряду с традиционными формами, активно внедряются и современные вариативные формы, которые могут быть наиболее результативными. Они дают возможность родителям увидеть своего ребенка с другой стороны, познакомиться с вопросами воспитания, повысить их педагогическую культуру; помогают вырабатывать единые подходы к воспитанию детей и развивать коммуникативные навыки.
Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.
Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика. Эта работа приносит успех, если она систематична и научно обоснована, органично включается в общую педагогическую деятельность всего учительского состава.