kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по рисунку в 1м классе «ДХШ» на тему «Белое на чёрном. Деревенька»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена работа с учащимися по ознакомлению с графическим материалом - белый карандаш на чёрном фоне. Развивается пространственное композиционное мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по рисунку в 1м классе «ДХШ» на тему «Белое на чёрном. Деревенька»»

Коммунальное государственное казённое предприятие

«Детская художественная школа»

отдела образования по городу Риддеру

Управления образования ВКО





ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА



по рисунку

в 1м классе «ДХШ»

на тему «Белое на чёрном. Деревенька»





Выполнила: педагог дополнительного образования

Мартынова Анастасия Викторовна







г. Риддер

Ноябрь, 2021





Мастер-класс для учащихся 1 класса



Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.


Цель: знакомство с приемом рисования белыми карандашами на черном картоне.


Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми карандашами на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белый карандаш из набора цветных карандашей, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).


План урока – (1ч.20 минут)

1. Приветствие. орг/момент, положительный настрой – 3 минуты

2. Беседа, выдача задания (презентация «Белое на чёрном»)– 20 мин.

3. Практическая часть (мастер – класс) – 52 мин.

3.1. Физкульминутка – 5 – 10 мин.

4. Завершение, рефлексия – 10 мин.

5. Завершающий этап – 5 мин.


Ход урока

  1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Положительный настрой.

- Добрый день, ребята. Очень рада нашей встрече, надеюсь на плодотворную нашу работу. Для этого вам необходимы: внимательность, трудолюбие, усердие, старание, аккуратность, кропотливость и интерес. Пожалуйста, проверьте, как организовано ваше рабочее место.

  1. Беседа

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А.С. Пушкина?

- Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом и сказочном времени года! ЗИМА.

Но не просто о зиме, как времени года зима, а о зиме в деревне:

Изба нахохлилась, как птица,

От печки низкий дым струится,

И с неба - карканье ворон

Да колокольный перезвон.

 

И шапки снега на заборах,

И стекла в сказочных узорах,

И в белом инее леса,

И голубая полоса

В лучах сияющего неба.

ЗАДАНИЕ: придумать и нарисовать белым карандашом на чёрном картоне композицию на тему «Деревенька».

Показ презентации на тему «Белое на чёрном», в процессе которой объясняются особенности работы в белой графике.



  1. Практическая часть занятия.


1й Этап: поиск композиционной идеи – эскизирование. Необходимо придумать и нарисовать эскиз на тему «Деревенька», используя ключевые слова: избушка, сугроб, холм, деревья, кустарники, ели, стог сена, сани, дети, зимние забавы, луна, забор, столб дыма из трубы, …

Для погружения в атмосферу деревенского зимнего пейзажа, педагог читает стихотворение:

Зима в деревне

Зима в деревне дивно хороша!
С утра из дома выйдешь на крыльцо
И чувствуешь, как, свежестью дыша,
Морозец щиплет уши и лицо.
И до того безбрежна неба синь,
Что кажется, повыше заберись,
Как крылья, руки в стороны раскинь -
И птицей взмоешь в солнечную высь!

До самых крыш сугробов намело,
Кругом белым-бело, куда ни глянь.
Оконное украсила стекло
Затейливых узоров филигрань,
Сверкает и искрится на свету
Садовых яблонь свадебный повой...
Как эту сказку, эту красоту
Сравнить с шумливой, суетной Москвой?

Зима в Москве - измятый, грязный снег,
Бесчисленные толпы, пробки, дым...
А тут остановило время бег,
Земля остановилась вместе с ним,
И тихо. Мысли ясны и чисты,
Как в тот момент, когда заходишь в храм,
И хочется мгновенья, как холсты,
Облагородить позолотой рам.

А зимний вечер? Сколько волшебства
В движениях трепещущих теней!
Трещат в печи сосновые дрова.
Накинув плед, чтоб было потеплей,
Сидишь, пьешь чай с малиной не спеша,
Любуешься мерцаньем угольков,
И колется внутри тебя душа,
Вся в катышках задумок для стихов.


« Короток зимний день. Не успеешь оглянуться, и уже вечер.

Морозно! Кругом белеет снег, студёная тишь. Деревья обсыпаны инеем и облеплены снегом неподвижные, белые. Как хрустальные стоят они. Словно в сказке, сияют самоцветами от холодных лучей зимнего солнца. Под вечер мороз прихватывает крепче, чем утром.

Деревенская зима-прекрасна!

Уютные хатки покрыты белыми снеговыми шапками, из труб струился вверх белый дымок с родным деревенским запахом. За деревней лес. Природа заботливо укутала его мягким пуховым одеялом, и он спит в полном спокойствии. В морозном воздухе над лесом,повис огромный тускло-багровый диск солнца.

Красиво!

Драгоценные картинки деревенской зимы с нежностью хранит моя детская память. И вот я слышу хруст снега под валенками, повизгивание полозьев саней, звук которых к вечеру от мороза становится пронзителен. Пышные, белые сугробы. Снег сам сыплется в валенки, а острый мороз как будто прилипает к самому телу. Бальзамом на сердце ложится весёлый крик детворы, катающейся на санках. Колючий ветер драит им щёки и щиплет нос.

В домах наряжают елки, ведь скоро Новый Год. Зимние вечера кажутся длинными, бесконечными. Морозное небо усыпало сеево звёздного проса. Тусклое сияние месяца загадочно освещает морозную деревенскую улицу. Ночи длинны, морозны и уютны.

А с рассветом видя красоту окружающей природы, чувствуешь прилив сил и вдохновения».


2й Этап: работа на чистовике – чёрном картоне белым карандашом. Педагог включает видеоролик на тему «Мастер – класс. Белое на чёрном. Деревенька». Учащиеся прослушивают и просматривают его, параллельно выполняя практическую работу, соблюдая последовательность работы за педагогом.



Этапы работы

Фото этапа

Описание


Перед выполнением композиции, рекомендуется выполнить несколько зарисовок простым карандашом на альбомном листе. Это позволит определиться с пропорциями, отработать движения руки, предупредить ошибки построения.



Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.






1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.




2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».









3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.




4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.





5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию, обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.







6. Начинаем работу белым карандашом. Работать следует без нажима, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.





7. И плотно заштриховываем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.





8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.






9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы. Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.



10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.







11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.






12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.




13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.





14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.





15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.





16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.





17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.






18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.





19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длины выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.





20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом, опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.





21. Справа выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.






22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.







23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге - кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.







24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.







25. Слева выполняем большой домик.







26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.







27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.

















28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.






29. Еще раз оцениваем работу. Проверяя гармоничность композиции, достаточность элементов и силу линий. Вот что должно получиться в результате.


Работая над композицией, я выполняю рисунок на доске (если урок проходит в кабинете стационарно), на котором могу объяснить учащимся все нюансы.


Работая со своими детьми, я объясняю, что они будут сочинять собственную картину. Используя определенный набор элементов: дома, деревья, кусты, луну, ели, холмы. Другой вариант композиции.


У одной из учениц получилась такая композиция.


Подведение итогов урока: рефлексия.

Давайте посмотрим на ваши работы: как вам удалось при помощи средств выражения графики передать в рисунке характер, настроение. (Занятие завершается творческим обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых работах.)

Продолжи любое предложение:

  • Сегодня я узнал…

  •   Было интересно…

  •   Было трудно…

  •   Я понял, что…

  •   Теперь я могу…

  •   Я научился…

  •   У меня получилось …

  •   Я смог…

- Ответьте на вопросы:

  • Что нового узнали?

  • С чем познакомились?

  • Что у нас получилось?

Ребята, вы все очень хорошо поработали. Результаты вашего труда можно увидеть на доске.

Нравится вам?

Мне тоже очень понравилось! Вы сегодня очень хорошо работали, старались и поэтому рисунки у вас получились очень необычными и выразительными.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по рисунку в 1м классе «ДХШ» на тему «Белое на чёрном. Деревенька»

Автор: Мартынова Анастасия Викторовна

Дата: 22.08.2022

Номер свидетельства: 611984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства