Просмотр содержимого документа
«Продуктивный план урока по истории»
Дата урока:__23.04.12________________________________ кол-во часов: 1
Классы: 7
Предмет: История Средневекового Казахстана
Тема урока: Творческие традиции казахского народа
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: Рассмотреть совместно с учащимися творческие традиции казахского народа, а так же проверить подготовленность учащихся по материалу домашнего задания.
Развивающая: Развивать у учащихся навыки грамотного формулирования вопросов и ответов.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся уважение к предмету истории Казахстана.
Ход урока.
Организационный момент (Постановка целей урока, прочее).
Проверка материала домашнего задания - устный индивидуальный опрос
Переход к работе над новым материалом (Уточняющие вопросы для повторения по пройденному материалу, задаются 2-3-мя учащимися классу по выбору)
Изложение и работа над материалом урока
История казахской поэзии — наглядное свидетельство того, как традиционные понятия этноса отражают жизнь, поступки, чувства индивидов традиционными формами. В ней преобладают размышление, назидательные сентенции, вопросы нравственности (добро и зло), семья, быт, отношение к женщине и т. д. К социальной проблематике казахская поэзия обращалась значительно реже, лишь в особые исторические периоды, например в период крестьянского восстания под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова и, конечно, в эпоху Абая. В такие периоды обостряются социальные интересы поэтов (Бухар, Шортанбай, Мурат, Шернияз, Махамбет, Суюнбай и др.). Тематическое богатство она приобретает лишь со времени Абая и Алтын-сарина. Житейская философичность, дидактизм казахской поэзии предопределили ее функцию транслятора традиционных взглядов на человечность, благородство, зло, насилие и т. п.Роды и жанры казахской литературы имеют свою фольклорную и мифологическую память. Фольклорные произведения стоят и у истоков казахского романа, берущего начало от национального эпоса, ориентированного на целостный охват жизни, исторического события. Акыны, жырши, домбристы обладали высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Акын был своего рода носителем возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. Певцы, акыны-импровизаторы пользовались почетом и уважением, они были желанными гостями, любимцами народа. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней. Свои произведения певцы-акыны распространяли в устной форме. В условиях ограниченного общения в кочевом обществе данная форма музицирования приобретала значение общественное. Устное музицирование как духовное событие становилось праздничным. Вплоть до ХХ века у казахов бытовал родовой уклад жизни. Любое семейное событие отмечали торжественно, с соответствующими обрядами, которые служили основой для создания напевов. При этом песни были своего рода осмыслением, пояснением происходящего обряда. Особе развитие у казахов получили народные музыкальные инструменты – домбыра, кобыз, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау и др. В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент – сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растений курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. Сыбызгы звучал на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя. Образы, содержащиеся в сыбызговой музыке, восходят к глубокой древности. Об этом свидетельствуют бытующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести «Кок бука» (Небесный бык), «Желмая» (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), «Бозынген» (Верблюдица – священное животное).
5. Закрепление (составить 5 вопросов по материалу домашнего задания)
6. Подведение итогов урока.
7. Разъяснение домашнего задания (Конспект выучить, пар. №46 пересказ, подготовиться к тестированию и устному опросу).