- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
- воспитывать чувство товарищества.
Структура урока:
1. сообщение темы, цели и задач урока;
2. проверка выполнения домашнего задания;
3. проверка ранее усвоенных знаний;
4. осмысление, обобщение и систематизация знаний;
5. изложение нового материала;
6. восприятие и осознание учащимися нового материала;
7. постановка домашнего задания.
Ход урока:
1.Орг. момент. Деление на команды. Выбор капитанов.
Сообщение темы урока.
Ребята, несколько уроков мы работали над темой « История освоения человеком огня, энергии ( от древности до наших дней). Сегодня мы с вами повторим всё, что изучали в этом разделе:
Способы добычи огня древним человеком.
Использование огня для жизни (тепло, пища, защита от хищников).
Использование огня в производстве (изготовление орудий труда, посуды, выплавка металлов).
Огонь и энергия.
Наш урок — необычный.
«Вопрос на засыпку» — веселый праздник для маленьких эрудитов! В "Вопросе на засыпку" принимают участие две команды по 6 человек, один из которых - отважный капитан. В его обязанности входит первым поднять руку ,отвечать громко и чётко на поставленные вопросы. И ответственно вести свою команду к победе.
Правила наши очень просты. Услышав вопрос, его обсуди. 30 секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас.
Ваша задача: ответить быстро и правильно на большее количество вопросов.
3.Актуализация знаний.
Разминка
Наука, которая изучает события прошедшего и настоящего времени. История
Истина или знания, которые доказаны. Факты
Как называется период, когда изготавливались и применялись орудия труда из камня. Каменный
К каким памятникам: вещественным или невещественным относятся религиозные обряды. Невещественным
Как называется образ жизни, когда люди меняют места своих стоянок. Кочевой
Как называют поколения людей, живших в первобытный период. Первобытное общество
Мастер по изготовлению изделий из глины. Гончар
Металл красноватого цвета Медь
Какое животное люди приручили первым? Собаку
Назовите занятие людей, при котором плоды растений не собираются, а выращиваются? Земледелие
Как называются материалы, созданные человеком? Искусственные.
Изделия из обожженной глины со специальными добавками. Керамика
Наука, изучающая историю вещей, жилищ, захоронений. Археология.
Как называют предмет, который имеет историческую ценность. Памятник.
К каким памятникам: вещественным или невещественным относятся орудия труда. Вещественным.
Как называется период, когда люди научились применять металлы. Бронзовый
Какое занятие появилось у людей, когда они научились приручать животных? Скотоводство
Как называется образ жизни, когда люди живут на одном месте?. Осёдлый
Более высокая ступень развития общества. Цивилизация.
Сколько лет составляет жизнь человека в первобытном обществе. Не более 30
Металл серебристо- белого цвета, используют для получения бронзы. Олово
Соединение двух или нескольких металлов. Сплав
Особое твёрдое вещество, при ударе об которое образуется искра. Кремний
Мастер по изготовлению изделий из металла. Кузнец.
Подсчет баллов
1 раунд
Огонь в жизни человека
Когда люди научились использовать огонь природных источников?
500 тыс. лет назад
4 млн. лет назад
10 тыс. лет назад
Какое время поддерживался огонь в очаге древнего человека?
Только днём
только ночью
и днём, и ночью
Фото- вопрос: Что на этой иллюстрации является исторической ошибкой?
А теперь участники команды» древние люди» напомнят нам, как люди научились сами добывать огонь.
Проверка выполнения домашнего задания.
Выступления учащихся.
Итак, 500 тысяч лет до нашей эры.
Раз первобытные люди Пошли в первобытный лес. И первобытная молния
ударила вдруг с небес. И первобытные люди
С огнём решили дружить,
ведь с ним и в пещере светлее.
На нём можно пищу варить.
Огонь добывать не умели,
умели его хранить.
Женщинам поручили
Священный огонь хранить.
Долгие тысячелетия люди пользовались "домашним огнем", поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того как наши предки научились сверлить дерево.
Во время этой операции происходило нагревание древесины и при благоприятных условиях могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.
Подобным образом аборигены Австралии добывают огонь и по сей день.
А еще для добывания огня люди применяли кремень и кресало. Эти нехитрые инструменты представляли собой пару камней — гальку твердых пород с большим содержанием природного кремния. До сих пор этим древним способом пользуемся и мы с вами. Зажигалка — это тоже кремень из магниевого сплава.
Проходил так целый век. Поумнел наш человек Жить с семьей он стал в избе, Ложкой кушать кашу.
Закрепление пройденного материала.
№4 Фото - вопрос:
Какое из этих изобретений было первым?
Лампа накаливания ( последнее десятилетие 19 века)
Керосиновая лампа ( 1853 год)
Спички (в 30 годы 19 века)
Кто изобрёл лампочку в 1879 году?
Братья Люмьер 2. Джон Лэмп 3.Томас Эдисон
Дуговые лампочки появились немного раньше. Впервые явление вольтовой дуги наблюдал в 1803 году русский ученый Василий Петров. В 1810 году то же открытие сделал английский физик Деви.
Первую дуговую лампу с ручным регулированием длины дуги сконструировал в 1844 году французский физик Фуко. Усовершенствовал её в 1876 году русский электротехник Яблочков, который работал в Париже в мастерской академика Бреге.
В 1879 году за усовершенствование электрической лампочки взялся знаменитый американский изобретатель Эдисон. Это была первая лампочка с продолжительным сроком службы, пригодная для массового производства.
Назовите самый популярный материал для изготовления спичек?
Картон
дерево
пластмасса
В 30-е годы девятнадцатого века были изобретены спички - они представляли собой деревянные палочки, на которые была нанесена смесь, включающая в себя белый фосфор. При трении спички о любую шероховатую поверхность головка вспыхивала и поджигала деревянное основание спички.
Позже спички стали производить из картона, что позволило упростить и удешевить их производство. Сегодня картонные спички распространены больше, чем деревянные, хотя в нашей стране спички по-прежнему производятся из древесины.
№ 7 Отгадайте ребус ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Сегодня мы не представляем свою жизнь без электричества. В домах горит свет, работает телевизор, компьютер, различные электроприборы; по дорогам двигаются троллейбусы, электропоезда, электромобили; работают завод и фабрики и многое, многое другое. Все это благодаря электричеству. Сегодня электричество упрощает нам жизнь, делает невозможное – возможным. Но мы должны помнить, что электричество может быть опасным.
Как называется материал, который не проводит электричество?
1. Ион 2. Электролит 3. Изолятор
Вывод 1 раунда: Освоив космос и построив атомный реактор, мы до сих пор не придумали принципиально новых способов добывания огня. Совершенно удивительное и величайшее открытие, поскольку в природе огонь — это жестокая стихия, несущая смерть и разрушение. С развитием цивилизации проблема добывания огня решалась по-разному. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.
2 раунд
Огонь в производстве
Какое ремесло, связанное с освоением огня, не изображено на иллюстрациях?
Охота
ткацкое дело
металлургия
В какой стране был изобретен порох?
/Индия, Китай, Египет/
Китайцы первыми изобрели, но именно европейцы сумели извлечь из этого открытия наиболее практическую пользу.
Как называют изделия из обожжённой глины?
Глиняные
фарфоровые
керамические
Какое изобретение ускорило работу гончара?
Печь
гончарный круг
молоток
Кто такой кузнец?
Человек, обладающий волшебными силами
мастер по ковке изделий из металла
человек, нашедший руду
Когда древние люди полностью заменили каменные орудия труда?
Когда освоили железную руду
Когда научились поднимать температуру огня до 1540 С, т.е. до температуры плавления железа.
Когда закончились все камни
Примерно 90% всех используемых человеком металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешёвы. Железу ещё долго быть фундаментом цивилизации.
Вывод 2 раунда: Огромное значение для развития человечества имели изобретения гончарного круга, печей для обжига глины и для плавки металла. Научившись управлять силой огня возникли такие ремёсла, как кузнечное дело, гончарное дело, металлургия, совершенствовалось земледелие.
Физ.минутка: Слепить из пластилина горшок
Инд. задание: сплавы металлов
5. Изложение нового материала;
3 раунд
Огонь и энергия
Детская исследовательская работа "Энергия в природе и во мне "
1. Введение.
По словарю С. И. Ожегова «… энергия – это мера движения и способность производить работу». Любое тело, чтобы расти, двигаться, гореть или вообще что-то делать, нуждается в энергии. Что же такое энергия?
Источником почти всей энергии на земле является Солнце. Солнечное тепло согревает сушу, моря и воздух. Оно также порождает ветры, волны.
-Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии.
- Для автомобиля источник энергии – бензин.
- Для людей источник энергии – еда.
- Для телевизора источник энергии – электричество.
Источником энергии могут быть: пища, бензин, электричество
В природе существует множество различных видов энергии и решил исследовать некоторые из них.
Исследование 1.
Я нагрел на огне кастрюльку с водой. Когда вода закипела, я обнаружил, что окружающий воздух тоже нагрелся. Это и есть тепловая энергия, она переместилась от кастрюли с водой в воздух.
Исследование 2.
Рассмотрев лампочку, я увидел нить. Затем я включил лампочку, нить мгновенно раскалилась, и свет заполнил всю комнату. Это нить лампы распространяет световую энергию.
Исследование 3.
Зазвенел телефон, я поднёс трубку к уху и услышал мамин голос. Это звуковая энергия. Проходя через воздух, звуковые волны заставляют его колебаться, создавая звуки.
Исследование 4.
В нашем классе есть электрические провода, по ним бежит электрический ток и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Я знаю, что электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Поэтому с электричеством никаких исследований я не рискнул проводить.
Исследование 5.
Я узнал, что растения поглощают солнечный свет и преобразуют его в химическую энергию, которая сохраняется в стеблях и листьях. Энергия, содержащая в мясе, образуется из растений, съеденных животными.
Мы принимаем в пищу овощи, фрукты, хлеб, мясо. Значит, в мы вместе с пищей приобретаем химическую энергию, которая нам помогает бегать, ходить, дышать, жить.
Куда девается энергия?
Из проведённых исследований я узнал, что основным источником энергий является солнце. Но куда девается энергия? При приёме пищи человек приобретает химическую энергию. Когда он совершает прыжок, то химическая энергия переходит в кинетическую. При любом движении вырабатывается тепловая энергия. Получается, что химическая энергия перешла в кинетическую и тепловую.
Это значит, что энергия никуда не исчезает и не возникает из ничего, она постоянно переходит из одного вида в другой.
Вывод урока: Человек никогда не смог ба выжить на Земле, если бы в течении многих тысячелетий не изучал и не накапливал знания о жизни природы, свойствах огня, полезных ископаемых. Жизнь заставляла людей постоянно что-то изобретать, и каждое изобретение меняло жизнь человека в лучшую сторону. Но человек не останавливался на достигнутом. И вы, ребята, двигайтесь вперёд, стремитесь к новым знаниям и открытиям. Удачи вам!
7. Постановка домашнего задания.
Д.з.: Обе команды выполняют творческое задание - страницу в исторический альбом ( алгоритм на карточках).
Денис, Даниил, Вероника, для вас я подготовила игру «Найди источник энергии», в которой предметы из первого столбика надо соединить с соответствующими им источниками энергии.