Цели урока: | Выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма . Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи. Продолжить развитие картографических умений учащихся. |
Основные понятия урока | модернизация гражданская война гомстед буржуазная революция |
Оборудование урока | учебник А.В. Ревякин «История нового времени.1800-1900гг»8 класс (М., «Просвещение») карта «США в конце XVIII- первой половине XIX века» иллюстрации учебника документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения) мультимедийная презентация |
План урока | Организационный момент. Вступительное слово учителя. Повторение изученного материала. Изучение нового материала: 1)Рабство- препятствие для развития капитализма в США. 2)Гражданская война 1861-1865 гг. Закрепление изученного материала Постановка домашнего задания. |
Ход урока |
1.Вступительное слово учителя. |
Вопрос классу (беседа): | На предыдущих уроках мы говорили о том, как проходил процесс модернизации в США. Вспомните, что такое модернизация? ( Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу) Докажите, что в США XIX века началась модернизация. Для этого назовем ее условия. Наличие большого количества свободных рабочих рук за счет приезда эмигрантов из Европы. ( 1 ученик рассказывает о причинах европейской эмиграции) Залежи полезных ископаемых, обнаруженных в США. Большие площади для вложения капиталов. ( 1 ученик работает по карте, показывая новые территории США) Активное внедрение европейских технических изобретений. Стабильная политическая обстановка в США. 1 ученик анализирует диаграмму. Две Америки: что скрывается под этим понятием? Ученики (2) рассказывают о развитии Севера и Юга США. (Слайды) Подведем итог. На пути развития капитализма в США остро встал вопрос о различном положении территорий США. Развитие ЮГА тормозило развитие ВСЕЙ территории .Плантаторы Юга не намеревались проводить реформы. Население разделилось на два лагеря: Как называется такое противостояние? (гражданская война) (слайд) Это и есть сегодняшняя наша тема урока. |
Задание: | Учащиеся записывают тему урока. |
Задание: | Пользуясь планом определите предпосылки и задачи гражданской войны в США.( Слайд) |
2. Изучение нового материала. |
Постановка проблемного задания | Какие задачи решались в ходе гражданской войны и насколько успешно. Знакомство учащихся с планом урока. |
Повод к началу войны. |
Рассказ учителя= работа учащихся с документом «Программа партии республиканцев» | ПрограммаРеспубликанской партии: 1. запрет распространения рабства на западные земли 2. принятия более умеренного закона о наделении поселенцев на Западе государственными землями. 3. установить высокие пошлины на ввозимые товары Программа Демократической партии: 1. свобода распространения рабства на западные земли 2. законодательное закрепление рабства 3. низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров -
В 1860 году партия республиканцев одержала на выборах победу. В ответ на это рабовладельческие штаты ответили мятежом. 11 южных штатов заявили о своем выходе из состава США и создания Конфедерации южных штатов со столицей в Ричмонде.Угроза целостности США стала реальностью. Начались военные действия. |
Самостоятельная работа учащихся. | Разделение учащихся на 2 группы по вариантам. 1 группа- армия Юга. 2 группа – армия Севера. Заполнение сравнительной таблицы.Работа учащихся с текстом учебника. Итоговый вид таблицы. | Южные штаты | Северные штаты | Цели войны | Сохранение рабства как уклада развития хозяйства и обогащения плантаторов. Протест против политики президента США. | Отмена рабства как препятствия для развития США по пути капитализма. Сохранение целостности государства. | Участники войны | Плантаторы, жители южных штатов | Негры- рабы, фермеры, буржуазия, рабочие | Название армии | Армия Конфедерации. | Федеральная армия | Руководители военных действий | Генерал Ли | Генерал Грант | Политическая партия, поддержавшая армию | Поддержка сохранения рабства большинством членов партии демократов | Партия республиканцев во главе с президентом А. Линкольном | Активность во время войны (участие в сражениях), результат | 1861г- нападение на Форт- Самтер Капитуляция армии в районе Ричмонда (1865г) | Оборонительные действия на территории побережья Атлантического океана. ( восток США)Наступательные действия на западе США ( район Миссисипи). | Степень оснащенности армии | Уступки по численности и оснащенности. | Преимущество по численности и оснащенности. | Итоги войны и их признание воюющими сторонами | Сопротивление демократическим реформам, террор против негров- бывших рабов ( организация Ку-клукс -клан) | Начало демократических реформ, предоставление бывшим неграм- рабам гражданских прав. |
|
Вопросы классу (беседа): Запись в тетради | Какие силы вступили в войну друг с другом? (Буржуазия Севера, фермеры, рабочие, с одной стороны, и плантаторы Юга, с другой) Сформулируйте цели воюющих сторон в войне. |
Работа с документом | Документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения Вопросы к документу: Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство? На каких условиях отменялось рабство? (без всякого выкупа) |
Рассказ учителя | Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера ( к концу войны в рядах армии северян насчитывалось около 200 тысяч негров). Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд. Так четырех летняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами. |
Вопрос классу: | Какое значение имели результаты Гражданской войны для дальнейшего развития страны? |
Запись в тетради | Значение Гражданской войны: Сохранение целостности страны Отмена рабства Решение аграрного вопроса законом о гомстедах Создание условий для дальнейшей модернизации страны |
Решение проблемного задания | Сделайте вывод: в чем проявлялась модернизация в США в XIX веке? (Модернизация в США в XIX веке проявлялась в быстрых темпах экономического развития и в том, что американцам удалось сохранить целостность страны) |
3. Закрепление изученного материала. |
Решение тестовых заданий | I вариант. Соотнесите событие и дату: 1) Начало Гражданской войны в США | А) 1860 г. | 2) принятие закона о гомстедах | Б) 1862 г. | 3) Избрание Линкольна президентом США | В) 1861 г. | Закон об отмене рабства был подписан в: А) 1861 г. Б) 1862 г. В) 1863 г. Г) 1864 г. Соотнесите причину и следствие. 1) избрание президентом А. Линкольна | А) дальнейшее развитие процесса модернизации | 2) принятие закона о гомстедах | Б) конфликт между плантаторами-рабовладельцами и свободными переселенцами | 3) Принятие закона об отмене рабства | В) массовое участие на стороне северян негритянского населения США | 4) Победа Севера в Гражданской войне | Г) развитие фермерского хозяйства | 5) присоединение к США западных территорий | Д) Потеря плантаторами Юга политической власти | |
Постановка домашнего задания | Параграф 19 до конца. Вопросы к параграфу. |