kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории в 11 классе на тему "Итоги Второй мировой войны. Цена Великой Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 11 классе на тему "Итоги Второй мировой войны. Цена  Великой Победы"

Цель урока: создать условия для формирования эмоционально-оценочного отношения к Победе в Великой Отечественной войне, продуктивной деятельности обучающихся по анализу документов и выявлению значения и последствий Второй мировой войны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические материалы»

Примерные результаты работы учащихся в группах



Группа 1

Таблица

Итоги Второй мировой войны

Страна

Итоги Второй мировой войны

СССР

Вырос международный авторитет страны. Советский Союз сохранял за собой Прибалтику, Западную и Закарпатскую Украину, Западную Белоруссию, Молдавию, часть Восточной Пруссии (Калининградскую область). Получил 50% репараций Германии.

США

Претензии на мировое лидерство (гораздо меньше других пострадали во Второй мировой войне, мощная экономическая база). Новое ядерное оружие испытано на мирном населении японских городов (огромные жертвы).

Польша

Получила Селезию и Померанию, часть Восточной Пруссии.

Чехословакия

Стала единым государством.

Германия

Воплощение принципов политики 4 де-: демилитаризации, декартелизации, денацификации, демократизации. Суд над фашизмом. Потеря отдельных территорий, депортация немцев. Выплата репараций.

Италия

Лишилась колониальных владений.


Создана ООН для обеспечения стабильного мира и международной безопасности.


Приоритетными стали общечеловеческие ценности (жизнь человека, гуманизм, свобода, равноправие народов) по сравнению с классовыми, идеологическими и т.д.


Признание права народов на самоопределение, права колоний на национальное освобождение привели к крушению колониальной системы в послевоенный период.

















Группа 2

Тезисы

Цена Победы

(экспертная оценка людским жертвам, заплаченным

советским народом за Победу)



Соотношение потерь Советского Союза и Германии во Второй мировой войне можно определить как 3 к 1.

Большие жертвы среди мирного населения обусловлены тем, что:

1) мирное население погибало в результате бомбежек, голода, холода (только в блокадном Ленинграде - 850 тыс. человек);

2) женщин и детей забирали в рабство в Германию, сжигали в концлагерях;

3) за одного убитого партизанами немца фашисты убивали 100 мирных жителей, сжигали целые деревни…


Большие потери Красной Армии по сравнению с Вермахтом можно объяснить

1) самопожертвованием советского солдата;

2) уничтожением пленных красноармейцев, тогда как плененные немецкие солдаты вернулись на Родину;

3) 3 млн. советских солдат погибли, освобождая Европу от фашизма;


ошибками советского руководства:


4) перед войной была репрессирована большая часть руководства Красной Армии («Дело Тухачевского»), их место заняли менее опытные офицеры;

5) ошибочным оказался план ведения войны «Малой кровью и на чужой территории» - недооценка врага;

6) в результате предвоенной дружбы с Германией многие немецкие офицеры учились в советских учебных заведениях, знали секреты военного искусства, а так же где находятся аэродромы (1200 самолетов уничтожены в первые дни войны, даже не взлетев);

7) невыполнимые приказы Ставки, например, «Киев не сдавать!», приводили к многочисленным жертвам, а город все равно оказался в руках противника;

8) по приказу №227 за спинами российских солдат стояли заградотряды, которые в случае отступления стреляли в своих, а не укрепляли линию фронта…


Выводы: благодаря созданной в предвоенные годы мощной экономической базе, по приказу командования в короткие сроки переброшенной на Восток, мы победили. Но отношение к советскому человеку как к «винтику» в государственной машине, принцип «любой ценой», обесценивание человеческой жизни в результате массовых репрессий – это один из основных ответов на вопрос «Почему Советский Союз заплатил за Победу такую высокую цену».



Итоговые диагностические вопросы:



- Сформулируйте тезис о значении Второй мировой войны для развития цивилизации в целом.

- Как Великая Отечественная война отразилась в истории Вашей семьи?

- Считаете ли Вы вопросы, поднятые на уроке, актуальными сегодня?

- Какие уроки можно извлечь из Второй мировой войны?

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания»



Критерии оценивания работы учащихся на уроке



- оцениваются коммуникативные навыки: выбирать стратегию решения, распределять роли, умение слаженно работать в группе, аргументировано отстаивать точку зрения группы или свою собственную позицию, культурно вести дискуссию;

- исследовательская культура: умение устанавливать внутрипредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и межпредметные связи (истории России и всемирной истории, краеведческого материала, собственного социального опыта, произведений литературы и искусства), умение работать с новой информацией из различных источников (анализ, сравнение, сопоставление), использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов, обобщать, делать самостоятельные выводы, грамотно презентовать результаты работы группы;

- качество выполнения поставленной задачи: понимание сущности рассматриваемой проблемы, знание изученной темы, владение терминологией, полнота, системность ответов учащихся, творческое применение полученных знаний в незнакомой (проблемной) ситуации.



Оценка группе ставится как среднее арифметическое оценки учителя, самооценки и оценки других групп. Оценивание личного участия каждого происходит внутри группы (оценки не должны превышать общую оценку группы). В случае расхождения мнений, решающее слово принадлежит капитану команды.

На данном уроке может применяться накопительная система оценивания обучающихся, т.е. индивидуальную оценку можно повысить, продемонстрировав умение работать по новой технологии (с ПОПС-формулой), ответив на итоговые диагностические вопросы.









Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист 1»

Группа 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ



Задание:

  • используя различные источники информации (учебники, справочную, мемуарную литературу), раздаточный материал составьте таблицу «Итоги Второй мировой войны»;

  • отметьте на контурной карте изменения государственных границ в Европе, произошедшие по решению Потсдамской конференции держав-победительниц.



Оборудование:

учебники (Загладин Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. – М.: «Русское слово», 2014; Загладин Н.В. и др. Всеобщая история конец XIX-начало XXI века: 11 кл. – М.: «Русское слово», 2014), различные источники информации, раздаточный материал, карта «Изменение границ в Европе после Второй мировой войны», контурная карта, цветные карандаши.

























Таблица

Итоги Второй мировой войны















































Контурная карта



Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист 2»

Группа 2



РАБОЧИЙ ЛИСТ



Задание:

  • используя текст учебников, различную литературу (в том числе и краеведческую), раздаточный материал, знание темы и собственный социальный опыт проведите сравнительный анализ потерь Советского Союза и фашистской Германии во Второй мировой войне;

  • составьте тезисный план ответа на вопрос «Могла ли Цена (человеческие жертвы), заплаченная нашим народом за Победу, быть меньше?»



Оборудование:

учебники (Загладин Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. – М.: «Русское слово», 2014.; Загладин Н.В. и др. Всеобщая история конец XIX-начало XXI века: 11 кл. – М.: «Русское слово», 2014), различные источники информации, краеведческий и раздаточный материал, собственный социальный опыт, произведения литературы и искусства.























Тезисы

Цена Победы

(экспертная оценка людским жертвам, заплаченным

советским народом за Победу)



Соотношение потерь Советского Союза и Германии во Второй мировой войне можно определить как

Большие жертвы среди мирного населения можно объяснить:

1)









Потери в Красной Армии гораздо больше по сравнению с Вермахтом потому что:

1)














Выводы:

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Группа 2



Говорят цифры:



Советский Союз потерял 27 млн. человек

Потери Красной Армии 12 млн. человек

Инвалидами стали 2,6 млн. человек

Ранены 15,2 млн.

Остались сиротами дети





В годы войны было разрушено 1710 городов и поселков

70 тыс. сел и деревень

Лишились крыши над головой 25 млн. человек

Уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий

Затоплено и взорвано 1135 шахт

48 тыс. км. железных дорог

1870 мостов

Разграблено 40 тыс. больниц

43 тыс. библиотек

427 музеев

1670 церквей

Уничтожена треть национального богатства









Говорят цифры:



Для сравнения:

союзники в годы Второй мировой войны потеряли (цифры приблизительные): 

англичане  —  400 тыс. человек;

французы  — 600 тыс. человек;

американцы  — 229 тыс. человек.

СССР Германия

потери солдат, военные потери 10,5 млн. 3,25 млн.

мирных жителей 15,75 млн. 1,76 млн.



































Говорят цифры:



Данные о гибели гражданского населения на оккупированной

фашистами советской земле:


Преднамеренно истреблено


7 млн. 420 тыс. 135 человек

Погибло на принудительных работах в Германии

2 млн. 164тыс. 313 человек

Погибло от жестоких условий оккупационного режима

4 млн. 100 тыс. человек

Всего


13 млн. 684 тыс. 448 человек





































Фотофакт:



Армия Советского Союза освободила от фашистов полностью или частично территории 13 стран мира.

Потери составили свыше 3 млн. человек



Освобождение Праги





Бойцы Красной Армии среди жителей освобожденной ими Софии









В Варшаве демонтирован памятник

«Братьям по оружию»







Вандалы разрушили подо Львовом памятник

погибшим советским солдатам









Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока Итоги Второй мировой войны. Цена Великой Победы.»

Итоги Второй мировой войны. Цена Великой Победы

Итоги Второй мировой войны. Цена Великой Победы

Основная идея:  «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов»        О. Бисмарк

Основная идея:

«Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов»

О. Бисмарк

Вводное слово учителя:  Она была в линялой гимнастерке. И ноги были до крови натерты.  Она пришла и постучала в дом. Открыла мать. Был стол накрыт к обеду. «Твой сын служил со мной в полку одном. И я пришла. Меня зовут Победа».  Был черный хлеб белее белых дней. И слезы были соли солоней.  Все сто столиц кричали вдалеке. В ладоши хлопали и танцевали. И только в тихом русском городке Две женщины как мертвые молчали.   И.Г. Эренбург

Вводное слово учителя:

Она была в линялой гимнастерке.

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучала в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном.

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней.

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке.

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины как мертвые молчали.

И.Г. Эренбург

Создание ситуации затруднения, формулировка проблемы:  Всем известны слова знаменитой песни:  А нам нужна одна Победа!  Одна на всех,  Мы за ценой не постоим!   Действительно ли за Победу можно заплатить ЛЮБУЮ ЦЕНУ?

Создание ситуации затруднения, формулировка проблемы:

Всем известны слова знаменитой песни:

А нам нужна одна Победа!

Одна на всех,

Мы за ценой не постоим!

Действительно ли за Победу можно заплатить ЛЮБУЮ ЦЕНУ?

Организуем работу четырех групп по проблемам:  1-2 группы - «Значение Победы над фашизмом во Второй мировой войне для дальнейшего мирового развития»; 3-4 группы - «Эмоционально- нравственная цена Победы»

Организуем работу четырех

групп по проблемам:

1-2 группы - «Значение Победы над

фашизмом во Второй мировой войне

для дальнейшего мирового развития»;

3-4 группы - «Эмоционально-

нравственная цена Победы»

Задание 1-2-й группам:    используя различные источники информации составьте таблицу «Итоги Второй мировой войны»;  отметьте на контурной карте изменения государственных границ в Европе, произошедшие по решению Потсдамской конференции держав-победительниц    (Раздаточный материал)

Задание 1-2-й группам:

  • используя различные источники информации составьте таблицу «Итоги Второй мировой войны»;
  • отметьте на контурной карте изменения государственных границ в Европе, произошедшие по решению Потсдамской конференции держав-победительниц

(Раздаточный материал)

Задание 3-4-й группам:   Используя учебник, другие источники информации, раздаточный материал и собственный социальный опыт найдите ответы на вопросы:   «Могли ли потери России в этой войне быть меньше?»  «Почему потери России во Второй мировой войне в несколько раз больше, чем в Германии?»  (раздаточный материал)

Задание 3-4-й группам:

Используя учебник, другие источники информации, раздаточный материал и собственный социальный опыт найдите ответы на вопросы:

  • «Могли ли потери России в этой войне быть меньше?»
  • «Почему потери России во Второй мировой войне в несколько раз больше, чем в Германии?»

(раздаточный материал)

Поисковая работа с информационными источниками.  Выдвижение гипотез.  Коллективное создание продукта в соответствии с заданием.

Поисковая работа с информационными источниками.

Выдвижение гипотез.

Коллективное создание продукта в соответствии с заданием.

Выпускники 1941 г. Из ушедших на фронт сразу после выпускного бала вернулись только 3%

Выпускники 1941 г.

Из ушедших на фронт сразу после выпускного бала вернулись только 3%

Презентация результатов работы, обсуждение, выводы  (диагностический материал)

Презентация результатов

работы,

обсуждение,

выводы

(диагностический материал)

Обучающиеся пишут эссе, используя ПОПС-технологию

Обучающиеся пишут эссе,

используя ПОПС-технологию

Структура ПОПС-формулы:  П – позиция (Я считаю, что…) О – обоснование (потому что…) П – пример (Я могу это доказать на примере…) С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)

Структура ПОПС-формулы:

П – позиция (Я считаю, что…)

О – обоснование (потому что…)

П – пример (Я могу это доказать на примере…)

С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)

  Рефлексия  Сформулируйте тезис о значении Второй мировой войны для развития  цивилизации в целом. Как Великая Отечественная война отразилась в истории Вашей семьи? Считаете ли Вы вопросы, поднятые на уроке, актуальными сегодня? Какие уроки можно извлечь из Второй мировой войны?

  Рефлексия

  • Сформулируйте тезис о значении

Второй мировой войны для развития

цивилизации в целом.

  • Как Великая Отечественная война

отразилась в истории Вашей семьи?

  • Считаете ли Вы вопросы,

поднятые на уроке, актуальными

сегодня?

  • Какие уроки можно извлечь из

Второй мировой войны?

Домашнее задание  «Диалог с веком»: придумать вопросы, которые вы хотели бы адресовать в 1941-45 гг. Советскому солдату, Воину-освободителю. Повторение темы, подготовка к контрольной работе по теме «Вторая мировая война».

Домашнее задание

«Диалог с веком»: придумать вопросы, которые вы хотели бы адресовать в 1941-45 гг. Советскому солдату, Воину-освободителю.

Повторение темы, подготовка к контрольной работе по теме «Вторая мировая война».

Мы в девяностых рождены, Войны не знали мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.

Мы в девяностых рождены,

Войны не знали мы, и все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация целей и задач урока»

Итоги Второй мировой войны. Цена Великой Победы

Итоги Второй мировой войны. Цена

Великой Победы

Цель:   создать условия для формирования эмоционально-оценочного отношения к Победе в Великой Отечественной войне, продуктивной деятельности обучающихся по анализу документов и выявлению значения и последствий Второй мировой войны

Цель:

создать условия для формирования эмоционально-оценочного отношения к Победе в Великой Отечественной войне, продуктивной деятельности обучающихся по анализу документов и выявлению значения и последствий Второй мировой войны

Задачи:

Задачи:

  • познавательные : формирование знаний учащихся об итогах Второй мировой войны, ее разрушительных последствиях, всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны, анализ различных источников информации, составление таблицы, использование знаковых систем для моделирования объектов;
  • коммуникативные : отработка навыков обсуждения наиболее спорных проблем в группах, аргументированного обоснования своих суждений, культуры ведения дискуссии;
  • регулятивные : отработка умения самостоятельно составлять тезисные планы ответов, творчески применять полученные знания в незнакомой (проблемной) ситуации;
  • личностные : формирование гражданско-патриотических качеств учащихся
Основная идея:  «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов»        О. Бисмарк

Основная идея:

«Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов»

О. Бисмарк

Результат:   будут сформированы знания обучающихся об итогах Второй мировой войны, ее разрушительных последствиях, всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны;  одиннадцатиклассники приобретут навыки работы в группе, критического анализа различных источников информации, ведения дискуссии, составят таблицу «Итоги Второй мировой войны», тезисный план ответа на вопрос «Цена Победы», заполнят контурную карту «Изменение границ в Европе после Второй мировой войны», научатся работать с ПОПС-формулой;  определят собственную гражданскую позицию к событиям Второй мировой войны

Результат:

  • будут сформированы знания обучающихся об итогах Второй мировой войны, ее разрушительных последствиях, всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны;
  • одиннадцатиклассники приобретут навыки работы в группе, критического анализа различных источников информации, ведения дискуссии, составят таблицу «Итоги Второй мировой войны», тезисный план ответа на вопрос «Цена Победы», заполнят контурную карту «Изменение границ в Европе после Второй мировой войны», научатся работать с ПОПС-формулой;
  • определят собственную гражданскую позицию к событиям Второй мировой войны

Характеристика технологии проблемного обучения  Это вид развивающего обучения, сочетающего принципы проблемности и самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся. Включает следующие этапы:  создание ситуации затруднения, формулировка проблемы,  поисковая работа с информационными источниками,  выдвижение гипотез,  коллективное создание продукта,  презентация,  обсуждение проблемы,  вывод,  рефлексия

Характеристика технологии проблемного обучения

Это вид развивающего обучения, сочетающего принципы проблемности и самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся.

Включает следующие этапы:

  • создание ситуации затруднения, формулировка проблемы,
  • поисковая работа с информационными источниками,
  • выдвижение гипотез,
  • коллективное создание продукта,
  • презентация,
  • обсуждение проблемы,
  • вывод,
  • рефлексия

Ресурсы:  Загладин Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Русское слово», 2014 Загладин Н.В. и др. Всеобщая история. Конец XIX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Русское слово», 2014 Методические рекомендации к учебнику Загладина Н.В. и др. Всеобщая история. Конец XIX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Учитель», 2007 Поурочные планы к учебнику Загладина Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Учитель», 2013 История России XX век. Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ Под ред. Головатенко М.Е. – М.: «Дрофа», 1999 Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10-11 кл. – М.: «ВАКО», 2012 Смарова А.А. Современная технология проблемного обучения// Журнал «Современные наукоемкие технологии» – «Академия естествознания», 2011, №1

Ресурсы:

Загладин Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Русское слово», 2014

Загладин Н.В. и др. Всеобщая история. Конец XIX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Русское слово», 2014

Методические рекомендации к учебнику Загладина Н.В. и др. Всеобщая история. Конец XIX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Учитель», 2007

Поурочные планы к учебнику Загладина Н.В. и др. История России. XX-начало XXI века: 11 кл. - М.: «Учитель», 2013

История России XX век. Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ Под ред. Головатенко М.Е. – М.: «Дрофа», 1999

Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10-11 кл. – М.: «ВАКО», 2012

Смарова А.А. Современная технология проблемного обучения// Журнал «Современные наукоемкие технологии» – «Академия естествознания», 2011, №1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубева Татьяна Владимировна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства