kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока контроля и коррекции знаний по истории Древнего мира в 5 класс по теме «Древний Рим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок контроля и коррекции знаний в форме письменного опроса. Разработка урока содержит задания различного уровня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока контроля и коррекции знаний по истории Древнего мира в 5 класс по теме «Древний Рим»»

План – конспект урока по истории Древнего мира в 5 класс

Тема «Древний Рим»

Цель: проверить знания обучающихся по данному разделу, выявить и восстановить пробелы.

Задачи:

Образовательные:

- предоставить обучающимся возможность в комплексе применить знания по данному разделу; выявить и скорректировать пробелы.

Развивающие:

- развитие умений работать самостоятельно, находить и переносить теоретические знания на практику.

Воспитательные:

- способствовать развитию познавательных знаний.

Планируемые результаты:

Формирование учебно-познавательных компетенций через приемы: вопрос-ответ, работа с различными источниками информации.

Формирование информационных компетенций через приемы: творческое задание, выдвижение образных аналогий.

Формирование ценностно-смысловых компетенций через приемы: исследование, приемы решений.

Формирование компетенций личностного самосовершенствования через прием: творческое задание, тестовый контроль.

Умения.

Закрепление умения работать индивидуально и отвечать за принятые решения.

Знания.

Закрепление знаний исторических событий, фактов, терминов, исторических личностей раздела «Древний Рим».

Навыки.

Развитие навыков самостоятельной работы, проводить самооценку.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Форма урока: письменный контроль

Методы обучения:

Метод стимулирования и мотивации обучающихся в самом начале урока;

Информационно-исследовательский метод;

Метод фронтальной организации;

Письменный контроль;

Познавательно –рефлексивный;

Перцептивные методы использованы на этапе «Рефлексии» в конце урока.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: дидактический материал (листы с тестированием)

План урока (и план изучения темы, и хронометраж, составные части урока)

1 этап Организация начала занятий1 мин

2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 минут

Обучающиеся с помощью учителя определяют цель урока

3 этап Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений.

1Выявление знаний, определения терминов.- 8 мин

2. Итоги диагностики (контроля) знаний. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях.- 5 мин

3. Физкультминутка – 2 мин

4. Выявление знаний хронологии событий – 7 мин

5. Выявление знаний исторических деятелей – 9 мин

4 этап Рефлексия – 8 мин

Ход урока:

п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Приветствует обучающихся, проверяет готовность их к уроку

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

2

Показывает лист оценивания, настраивает на урок; объясняет, как будет проходить урок.

- Ребята мы с вами закончили изучать раздел учебника «Древний Рим». Сегодняшний наш урок последний в данном разделе. Вы должны будете показать, чему вы научились, как вы усвоили материал по этому разделу, и что до сих пор остается для вас загадкой. В конце урока мы с вами обсудим все волнующие вас вопросы и попытаемся восстановить ваши пробелы по разделу «Древний Рим». Каждый сегодня получит оценку за работу на уроке. Желаю вам удачи!


Слушают учителя, изучают листы оценивания, задают вопросы по работе на уроке, делятся на группы.

3

  1. Выявление знаний, определения терминов.

(приложение 2)

Раздает карточки обучающимся и объясняет, что необходимо сделать. Итак, первое задание для вас. Необходимо написать правильный термин. В выполнении данного задания принимает участие вся группа.



  1. Итоги диагностики (контроля) знаний. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях

Включат слайд презентации. (приложение 3). Осуществляет контроль над деятельностью обучающихся.


  1. Предлагает обучающимся немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Включает музыкальное сопровождение.

– Представьте себя каким-нибудь понравившимся и запомнившимся вам историческим деятелем Древнего Рима или римским гладиатором. Изобразите его под музыку.

Пока обучающиеся заняты выполнением физкультминутки, собирает карточки и листы оценивания


  1. Выявление знаний хронологии событий


Включает слайд презентации, (приложение 4).

Сейчас вы должны выполнить задание индивидуально каждый, не совещаясь друг с другом.




  1. Выявление знаний исторических деятелей.


Предлагает обучающимся выбрать по четыре карточки с психологическим портретом исторического деятеля Древнего Рима. (приложение 5). Затем необходимо по представленным чертам угадать, кому принадлежит психологический портрет.

Пока обучающиеся выполняют задание, собирает раздаточный материал, проверяет работу обучающихся индивидуальную и групповую , выставляет баллы в листы оценивания, подводит итоги, учитывая устные ответы ребят.








Выполняют задание в группе.








Обмениваются выполненными г, проверяют совместно с учителем правильность выполнения задания. Выставляют количество баллов в лист оценивания.






Представляют себя гладиаторами, различными

персоналиями эпохи, двигаются под музыку.

















Вспоминают события. Записывают на листочках ответы на вопросы .












Выбирают четыре карточки и отгадывают исторических деятелей. Выбирают докладчика от группы.

Затем по очереди выступают представители первой и второй групп.

Обмениваются мнениями.


Беседует с обучающимися, комментирует выполнение заданий, сообщает результаты по листам оценивания.

Вместе с детьми обсуждает ошибки.

Выставляет оценки за урок.

Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в обсуждении, задают вопросы по выполненным заданиям.

























Приложение 1

Контрольная работа по теме: «Древний Рим» 5 класс



Фамилия, имя _____________________________ Дата ____________



  1. Исторический диктант

  1. На каком полуострове расположен Древний Рим? (Апеннинский)

  2. Самая большая река Италии (Тибр)

  3. Как называлось коренное население Рима? (патриции)

  4. Как называлась рыночная площадь в Риме? (форум)

  5. Что в переводе означает слово Италия? (страна телят)

  6. Назовите животное, которое выкормило Ромула и Рема (волчица)

  7. Самый большой остров Италии (Сицилия)

  8. Как называют город Рим? («вечный город»)

  9. В каком году по легенде был основан город Рим? (753 год до н.э.)

  10. На скольких холмах расположен Рим, назовите 2 главных холма. (7, Капитолий, Палатин)



II.Тестовые задания

  1. Что из нижеперечисленного придумали римляне (выбери неправильный ответ):

а) мосты; б) бетон; в) водопровод; г) компас

  1. В честь военных побед в Риме возводились:

а) акведуки; б) термы; в) колонны; г) триумфальные арки

  1. Главный бог римской мифологии – это:

а) Зевс б) Нептун в) Юпитер

4) Самый большой амфитеатр в Риме, где проходили бои гладиаторов, - это:

а) акведук б) Колизей в) термы

5) Храм, посвящённый всем богам Рима, называется:

а) Парфенон б) Пантикапей в) Пантеон



III. Как мы знаем римских правителей:

  1. О каком императоре римский народ говорил: "Актер на императорском троне" (Нерон);

  2. О каком императоре римляне говорили: "Лучший из императоров" (Траян);

  3. Именно этот человек получил первым звание диктатора и стал первым императором (Гай Юлий Цезарь);

  4. Именно этот сенатор возглавил заговор против Цезаря (Брут);

  5. Именно этот человек предложил земельный закон, по которому свободные земледельцы получали землю (Тиберий Гракх).





IV.Определите последовательность событий Второй Пунической войны:

А) Объявление Римом войны Карфагену
Б) битва при Каннах
В) военные действия против Ганнибала полководца Квинта Фабия Максима
Г) битва у Тразименского озера и разгром римской армии
Д) переход войск Ганнибала через Альпы

1

2

3

4

5






V. Работа с Лентой времени

(с помощью Ленты времени и иллюстраций запишите основные события Рима)





Оценка ____________

























Приложение 2.

Конкурс «Римская мозаика» слайд 2

На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины, (за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)

2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)

3) римские воины (легионеры)

4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)

5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)

6) общественные бани (термы)

7) личная охрана императора (преторианцы)

8) римляне незнатного происхождения (плебеи)

9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)

10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)

11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)

12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)

















Приложение 4.

Конкурс «Хронология». Слайд 4 (за правильный ответ присуждается 1 балл)

- именно в этом году был основан город Рим (753 г. до н.э.);

- именно в этом году была провозглашена республика (509 г. до н.э.);

- именно в этом веке возникло христианство (1-й век н.э.)

- именно в этом году пала Западная Римская империя (476 г.);

- в этом году произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).

- именно в этом году произошло восстание Спартака (74-71 г. д.н.э.)

- сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем?

- что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет?

- какое событие было раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет?

- сколько лет просуществовала Западная Римская империя?





















Приложение 5.

Портрет 1.

1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».

2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.

3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.

4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

5. Носил титул «Отца Отечества».

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Гай Юлий Цезарь)

Портрет 2.

1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.

2. Под видом «заботы» о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тысяч беглых рабов.

3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.

4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.

5. Носил титул «Священный». День его рождения был объявлен праздником.

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Гай Юлий Цезарь Октавиан Август)









Портрет 3.

1. Античный автор Светоний считал, что «не было на свете лучшего раба и худшего господина», чем этот римский император.

2. Самолично участвовал в гладиаторских боях (это считалось уделом отверженных и рабов). Руководствовался принципом: «Мне можно все в отношении всех».

3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.

4. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»

5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.

6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.

(Гай Цезарь Клавдий Калигула)

Портрет 4.

1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.

2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.

3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «Врагом Отечества».

4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.

5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.

6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»

(Тиберий Клавдий Нерон)





Портрет 5.

1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.

2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.

3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.

4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.

5. Обладал единственным пороком – скупостью. Вводил многочисленные налоги, в том числе с общественных уборных, что привело к появлению крылатого выражения «деньги не пахнут».

6. На смертном одре произнес фразу: «Увы, кажется, я становлюсь богом».

(Тит Флавий Веспасиан)



Портрет 6.

1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.

2. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Плиний писал, что при нем «страх внушают не доносчики, а законы».

3. Желал быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо».

4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.

5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.

6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.

(Марк Ульпий Траян)

Портрет 7.

1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, т.к. накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью «Сим победишь».

2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.

3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.

4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслет

5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.

6. Основал новую столицу государства, названную его именем.

(Гай Флавий Константин I Великий)



Портрет 8.

1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.

2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.

3. Его перу принадлежит философское сочинение на греческом языке «К самому себе».

4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.

5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.

6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.

(Анний Вер Антонин Марк Аврелий)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никитина Светлана Витальевна

Дата: 20.10.2018

Номер свидетельства: 481368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства