kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Итоговый урок по истории России» (с древнейших времен до конца XIX века) для учащихся 10 класса, построенный по типу интеллектуальной игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие  увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.

Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.

Данный урок-игра воспитывает  объективность в самооценке, дух  соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Эту  разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Итоговый урок по истории России» (с древнейших времен до конца XIX века) для учащихся 10 класса, построенный по типу интеллектуальной игры.»

Гольчикова Татьяна Геннадьевна, МБОУ «Лешуконская СОШ»,

учитель истории, итоговый урок по истории России


Методическая разработка по истории (10 класс) по теме: «Итоговый урок по истории России» (с древнейших времен до конца XIX века) для учащихся 10 класса,  построенный по типу интеллектуальной игры.

Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие  увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.

Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.

Данный урок-игра воспитывает  объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Эту  разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.

Класс делится на 2 команды.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим игру «По страницам истории». Эпиграфом нашей игры я взяла высказывание известного русского писателя. Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю».


1 тур. «Разминка». Команды отвечают по очереди.

1.Запись происходивших на Руси событий, составленных погодам. (Летопись)

2.Точный размер дани. (Урок)

3.Наследственное земельное владение в Древней Руси. (Вотчина)

4.Ненаследственное земельное владение в Древней Руси. (Поместье)

5.Места сбора дани. (Погосты)

6.Срок, ограничивающий переход крестьян от одних земледельцев к другим. (Юрьев день)

7.Работы крестьянина в поместье помещика. (Барщина)

8.Сбор дани древнерусскими князьями в форме объезда ими подвластных земель. (Полюдье)

9.Высшее сословие на Руси в 9-17 веке. (Бояре)

10.Противники церковной реформы в 17 веке, защитники старой веры. (Старообрядцы)

11.Представитель ордынского хана на Руси. (Баскак)

12.Государственная политика покровительства отечественной промышленности и торговли. (Протекционизм)

13. В 16-17 веке сословно-представительное учреждение с законодательными функциями. (Земский собор)

14.При каком русском царе произошло взятие Казани. (Иван 4)

15.Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву. (С. Радонежский)

16.Какой город монголо-татары называли «злым городом». (Козельск)

17.Кто обращался к своим врагам перед походом «Иду на Вы». (Святослав)

18.Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572гг. для укрепления своей самодержавной власти. (Опричнина)

19.Кого русские князья считали родоначальником своей династии. (Рюрика)

20.При каком правителе появился герб двуглавый орел? (При Иване 3)


2 тур. «Фото-викторина «Попробуй, угадай». На экране вы увидите архитектурное сооружение. Ваша задача назвать его и архитектора или скульптора. Ответ команды записывают на листочках.

1. 2. 3. 4. 5.

6. 7. 8. 9. 10.

11. 12. 13. 14.


1.Храм Василия Блаженного. Постник и Барма.

2.Храм Христа Спасителя. Тон.

3.Дом Пашкова. Баженов.

4.Зимний дворец. Растрелли.

5.Памятник А.С. Пушкину. Опекушин.

6.Родина-Мать. Вучетич.

7.Минин и Пожарский. Мартос.

А сейчас вы должны назвать художника и его картины.

8.Серов. Девочка с персиками.

9.Федотов. Сватовство майора.

10.Репин. Портрет П.М. Третьякова.

11.Левитан. Над вечным покоем.

12.Суриков. Боярыня Морозова.

13.Саврасов. Грачи прилетели.

14.Венецианов. На пашне. Весна.


3 тур. Даты и события.

Отвечает команда, которая быстрее подняла руку.

1.Когда создано 1 ополчение.(1611)

2.В каком году произошла битва на реке Калке.(1223)

3.Когда произошло Крещение Руси.(988)

4.В каком году состоялся Любеческий съезд.(1097)

5.Когда был введен Юрьев день(1497)

6.Назовите дату принятия Соборного уложения.(1649)

7.В каком году начался Соляной бунт.(1648)

8.Назовите дату Медного бунта.(1662)

9.В каком году произошла Невская битва.(1240)

10.Когда состоялась Куликовская битва.(1380)


4 тур. «Узнай историческую личность» Команды отвечают по очереди.

1.Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. (Рюрик)

2. Имя монаха, который написал «Повесть временных лет». (Нестор)

3. Русский князь, принявший смерть от коня своего. (Олег)

4. Русская княгиня, первой принявшая крещение на Руси. (Ольга)

5.Князь, который крестил Русь (Владимир)

6.Внук Чингис-хана — хан (Батый)

7.Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав Мудрый)

8.Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей. (Невский)

9.Имя первого Московского князя. В каком веке он правил? ( Даниил Александрович, XIII век.)

10.Братья, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл и Мефодий)

11.Фамилия русского купца, который в XV веке побывал в Индии. (Никитин)

12.Гражданин Нижнего Новгорода, возглавивший ополчение для освобождения Москвы от поляков. ( Кузьма Минин).

13.Имя первого царя из династии Романовых. (Михаил)

14. Атаман, покоривший Сибирь. ( Ермак).

15.Крестьянин, пожертвовавший жизнью ради спасения молодого царя. ( Сусанин.)

16. Единственная женщина, которая была президентом Российской Академии наук и директором Петербургской Академии. (Дашкова)

17.Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А.Меншиков)

18.Предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг., донской казак Степан... (Разин)

19.Ученый, по инициативе которого был открыт в 1755 г. Московский университет. (М. Ломоносов)

20. Имя царя, отменившего крепостное право. (Александр II)


5 тур. «Блеф-конкурс». Команды поднимают карточки. «Да» или «Нет».

Слово «Блеф» означает выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я буду пытаться ввести вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касающиеся истории России. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что…..». А вы должны поднять карточку «Да «или «нет».

1.Верите ли вы в то, что на Руси купцы торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? (Да, в старину ткань измеряли локтями. У маленького продавца локоть короче)

2.Верите ли вы в то, что крепостной крестьянин времен Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полет в присутствии царя и его свиты? (Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил полет в присутствии царя и его свиты?)

3.Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный разорвал первую печатную книгу, а первопечатника И. Федорова изгнал из Москвы? (Нет. Иван 4 был покорен четкостью печатных букв)

4. Верите ли вы в то, что посещение Кунсткамеры во времена Петра 1 стоило очень больших денег? (Нет. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования)




6 тур. «Где родился, там и пригодился». Кто быстрее. (Региональный компонент)

1.В каком году основан г.Архангельск?(1584)

2.Кто является руководителем Северного русского народного хора? (С.К.Игнатьева)

3.Какие острова Белого моря называют «Северной Венецией»? (Соловки)

4.В каком году впервые Петр 1 побывал в Архангельске?(1693)

5.Какую науку Ломоносов считал своей главной профессией (Химию)

6.Назовите фамилию крупнейших северных феодалов и промышленников из Сольвычегодска? (Строгоновы)

7.Где родился М.В.Ломоносов? (д. Мишанинская или Денисовка)

8.Где возникла Мезенская роспись? (Палащелье)

9.Как называлась мезенская прялка? (Прялица-кокорица)

10.Что означают местные слова Батажок (Палка)

11.Большак (Старший в доме)

12.Вередеть (Повредить)

13.Пожня (Сенокосный луг)

14.Чаять. (Ожидать)

15.Обрядиться. (Убрать, привести в порядок)

16.Вехоть. (Тряпка для мытья пола)

17.Помело. (Приспособление для подметания пода печи, чтобы очистить от угля и золы)

18.Скопище. (Собрание)

19.Россоха. (Сухой бор)

20.Уханьклась. (Устала)

Подведение итогов игры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гольчикова Татьяна Геннадьевна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства