Статья "Предпрофильное и профильное обучение: от проблем к возможностям"
Статья "Предпрофильное и профильное обучение: от проблем к возможностям"
В статье дается краткий обзор нормативных документов, регулирующих предпрофильное и профильное образование в школе, рассматриваются возможности профильного обучения для изучения истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Предпрофильное и профильное обучение: от проблем к возможностям"»
Кожевникова Л.М. «Предпрофильное и профильное обучение: от проблем к возможностям».
Несмотря на то, что первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Переход к профильному обучению в старших классах общеобразовательной школы – актуальная проблема для современной системы образования. Данный вопрос широко обсуждается в литературе. Назову некоторые труды– «Профильное обучение в контексте ФГОС и нового Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» авторы Болотина Т.В. Вяземский Е.Е. и «Организация профильного обучения в средней школе» – автор С.С. Юрова, а так же статья «Профильное образование в школе: недостатки и преимущества» на сайте «Навигатор образования.»
Обратимся к источникам - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" гласит: « Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)».
Основным программным документом, который раскрывает сущность профильного обучения, является «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». В документе обозначены основные цели реализации системы профильного обучения на старшей ступени школы.
В «концепции» мы встречаем такое понятие, как предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования), которая предполагает курсы по выбору. Эллективы должны вводиться в систему постепенно. Предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени является предварительным этапом введения профильного обучения.
Профильное же обучение должно быть связано со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом. Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования.
Возможными направлениями называют естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический. Любопытно, что в источниках не указано наличие базы при профилях. (то есть каждый ребенок должен определиться с профилем, будущим образование и будущей специальностью. Тут возникает вопрос: что делать, если ребенок не собирается продолжать обучение или не определился? )
Выделяют следующие недостатки профильного обучения:
Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии, нужное количество педагогов.
Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Преимущества профильного обучения в школе:
Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
Обязательное использование современных технологий на занятиях (что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс).
Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах нуждается в определенных "доработках".
Тем не менее, профильное обучение открывает возможности проработки «сложных вопросов истории», заданий, встречающихся в ЕГЭ и рассмотрения вопросов, на которые в базовом курсе не хватает времени (например – культура, искусство).
С первого декабря каждый урок в профильном классе начинаем с хронологической разминки.. Рассмотрим пример такого задания.
«Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) воцарение Лжедмитрия I
2) восстание Степана Разина
3) первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана»
(Правильный ответ: 3, 1, 2.)
Так ребята начинают соотносить события мировой и отечественной истории. Выстраивается хронологическая цепочка исторических процессов
Так же важно и умение работать с различным иллюстративным материалом. Рассмотрим пример такого задания.
«Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) Руководителем страны в период создания данного плаката был Л. И. Брежнев.
2) Плакат носит сатирический характер.
3) Явление, которому посвящён плакат, связано с понятием «Великий перелом».
4) Плакат призван был пробуждать трудовой энтузиазм у советских людей.
5) Плакат относится к 1960-м гг.».
В ходе выполнения задания проводим источниковедческий анализ плаката, тщательно его рассматриваем. В итоге приходим к выводу, что лозунг «пятилетку в четыре года» ( его видно на плакате) был введен в годы индустриализации страны в 30-ее гг. XX в.
Итак, предпрофильное и профильное обучение имеет ряд проблем, в настоящее не решенных. Например, остаётся открытым вопрос, что делать тем ребятам, которые не определились. Деление: «гуманитарий», «математик», «биохим» не всегда подходит к определенному ребенку, может не учитывать спектр его интересов. На мой взгляд, должна существовать возможность получить образование без профилирования. Вместе с тем, профильное обучение имеет и ряд плюсов.
Литература:
Болотина Т.В. Вяземский Е.Е. Профильное обучение в контексте ФГОС и нового Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» / Т.В. Болотина, Е.Е. Вяземский // Профильная школа, 2013. - №2. - С. 6-7.
Гурина И.А., Кулакова С.Ф. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения / И.А. Гурина, С.Ф. Кулакова // Профильная школа, 2008. - № 5. - С. 11.
Функ Р.В. Методические аспекты реализации элективных курсов по истории в условиях профильного обучения/ Функ Р.В.// Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции 26 ноября 2015 г. электронное издание. file:///C:/Users/Torwald/Downloads/Sbornik_vseross-konfer_MPGU.pdf
С.С. Юрова. Организация профильного обучения в средней школе// http://scientific-search.kursksu.ru/pdf/004-024.pdf
Источники:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783)