Основные направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Основные направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
В данной разработке описываются некоторые элементы системы работы с одаренными детьми в 5-7, 8-11 классах на примере преподавания истории и обществознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
«Основные направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
(Шевелева Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия №21, г. Архангельск)
В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Действительно, одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются гордостью родителей, надеждой учителей и интеллектуальным богатством страны.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательного учреждения).
Итак, первый урок в пятом классе… на вас смотрят двадцать пять пар глаз – любопытных, настороженных, восторженных. Как важен первый урок, первый год совместной деятельности учеников и учителя. Именно в это время закладываются не только знания по предмету, но и основы будущих побед в играх, конкурсах и олимпиадах. В 5-7 классах учителю необходимо использовать весь арсенал методических приемов, чтобы понять интересы, возможности своих учеников, «влюбить» их в свой предмет и раскрыть сильные стороны ученика. Как это сделать?
Необходимо обеспечить поддержание устойчивого интереса к предмету:
Проверка домашнего задания с применением элементов игровых технологий ("штурм замка", "исторический футбол", "терминологический поединок"), взаимопроверка («контрольная для друга»), самопроверка. (Приложение №1)
Необычное изучение нового материала («мозговой штурм», творческая мастерская).
Интригующее закрепление изученного материала («провокация», дебаты). (Приложение №2)
Домашнее задание – возможность выбора (традиционное, проект «интересный факт», «историки спорят», домашняя контрольная работа). (Приложение №3)
В 8-11 классах:
Важно разумно сочетать урочную и внеурочную деятельность:
Активное участие в играх (исторических, военно-патриотических, интеллектуальных), конкурсах, исследовательской деятельности.
Уметь координировать деятельность учащихся:
Разработка индивидуального плана подготовки учащихся к олимпиадам (анализ структуры олимпиадных заданий, работа с источниками информации, разбор олимпиадных заданий, написание мини-сочинений).
Создание творческих групп (объединение учащихся с разными интеллектуальными возможностями) для участия в проекте, подготовки к игре, конкурсу, уроку.
Поиск новых форм и методов работы – необходимое условие для поддержания устойчивого интереса к предмету и вовлечения в активную работу тех учеников, кому «история не понадобится в жизни» или тех, кто «уважает Вас, но у него другие интересы». Это, наверное, самое сложное. Если такой ученик увлечен информатикой, его можно вовлечь в изучение истории и обществознания через выполнение проектов по созданию компьютерных тренажеров «Лента времени» - где можно будет изучать или повторять даты, правителей разных периодов истории или вопросы культуры. Компьютерная программа «Обществознание от А до Я».
Таким образом, основные направления работы с одаренными детьми:
использование активных форм обучения;
применение развивающих педагогических и ИКТ - технологий;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований, позволяющих ребёнку проявить свои способности;
организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
планирование, проведение и участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, развивающих практиках.