kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Формы организации работы с учебником на уроке истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для преподавателей истории и обществознания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формы организации работы с учебником на уроке истории"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЖУКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БРЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИКУМ имени ГЕРОЯ РОССИИ А.С.ЗАЙЦЕВА »











Доклад







Тема: Формы организации работы с учебником на уроке истории

















Жуковка 2017г.



Учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом обучающихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н.В.Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет “умервщлять” его воображение. Именно это противоречие во мнениях по поводу роли учебника в процессе обучения и привело меня к необходимости на собственном опыте рассмотреть роль учебника в учебной деятельности.

В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. И все же большинство педагогов, учителей, методистов считают, что учебник нужен и полезен. В педагогике выделяют следующие функции учебника истории и обществознания:

  • Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

  • Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

  • Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

  • Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях и способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки учителя к уроку важно выявить основные базовые понятия. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые понятия.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического текста зависит от его насыщенность понятиями, терминами, выводами, теоретического характера.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы, задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

Какие же существуют приемы и методы деятельности учащихся при изучении теоретического материала по учебнику?

Интересны методы работы с заголовками параграфов. Первый и самый простой – это, когда заголовок параграфа обучающиеся формулируют сами, анализируя текст учебника и пытаясь выделить, по их мнению, наиболее важные составляющие текста.

В процессе работы с учебником у обучающихся формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Сформированность умений работать с учебником позволяет более эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Текст учебника можно использовать на всех этапах урока:

1. При опросе:

- сформулируй вопросы к отвечающему, используя текст учебника;

- найди вывод, подводящий итог опроса.

2.При объяснении:

- подтверди вывод учителя;

- найди определение понятия;

- раскрой смысл понятия;

- найди главные мысли пункта или параграфа;

- составь тезисы, запиши выводы

- запиши нужные даты;

- подготовь ответы на вопросы, поставленные преподавателем перед обучающими.

3.При закреплении:

- обсуждаются итоги работы с учебником: выводы в виде цитат, план,

хронологическая или сравнительная таблицы;

-материал в сжатом виде помогает при подготовке к экзаменам и зачётам.

Я использую различные виды работы с учебником на уроках истории. Это работа с текстом изучаемого параграфа, с документами,иллюстрациями, с картой.

Для обучения умению ориентироваться в учебнике, надо научить ребят пользоваться титульным листом, предисловием, оглавлением, условными обозначениями. Это означает, что учащиеся должны знать основные части учебной книги, объяснять роль каждой из них, определять с помощью оглавления содержание глав, находить ранее изученный или незнакомый материал, сведения по тому или иному вопросу, использовать изложенные в предисловии рекомендации по работе с учебником.

Часто на своих уроках я пользуюсь следующим методом работы с заголовками. Например, на доске написано название темы урока: «Восточная Европа в древности. Народы и государства ». Проанализировав название, отмечают, на какие вопросы надо получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Вопросы могут быть такими: какие моря и реки находятся в Восточной Европе? Как моря и реки повлияли на появление государств в Восточной Европе? когда появилась цивилизация в Восточной Европе? как жили и чем занимались жители Восточной Европы?

Необходимо, чтобы обучающийся самостоятельно усваивал авторский текст учебника, а здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю обучающимся найти термин в учебнике, прочесть вслух и делать запись в тетрадь. Затем объясняю, что означает этот термин. Короче говоря, на каждом уроке мною проводится словарная работа вместе с обучающимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приучаю детей с пятого класса, последовательно усложняя задания. Такая работа приучает обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания.

Хорошими приёмами являются: членение материала параграфа на пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым у меня на уроке истории является составление развёрнутых планов. Мною на уроке проводится объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает составлению планов и самостоятельному изучению каких-либо важных научных трудов. Действенным приёмом привлечения к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме, составление планов, конспектов, конкретизирующих таблиц.

Важно также самостоятельное изучение темы без предварительного изложения ее преподавателем. Обучающимся предлагаю план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко рассказываю основные положения, которые обучающиеся должны уяснить после изучения темы.

Средством наглядности, являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание. Основная работа с иллюстрациями ведется на уроке. Иллюстрации учебника истории многообразны. Это и схематические изображения орудий труда, рисунки оружия и предметов быта, и изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, карикатуры, документальные фотоснимки.

Работая с иллюстрацией «Поселение земледельцев», можно организовать следующую работу: мысленно разбить иллюстрацию на части, разобрать каждую из них, а затем составить рассказ, объединяющий содержание рисунка. Обучающиеся при этом работают над заданиями:

  1. Рассмотри рисунок, изображающий первобытный посёлок;

  2. Что изображено в разных частях рисунка?

  3. Во что одеты люди?

  4. Какие орудия труда они используют?

  5. Сделайте вывод о их занятиях?

  6. Сделайте общие выводы из содержания рисунка.

На уроке иллюстрация может использоваться как демонстрация события, объекта, личности. Использую картину «Вече в Новгороде» при описании жизни города средневековой Руси, обращаю внимание на особенности улицы, дома, одежду, поведение людей. Картина является иллюстрацией вечевых порядков в древнерусских городах.

Картина применяется как источник информации. По теме «Русь и Золотая Орда» при изучении вопроса о повинностях русского населения можно организовать работу с репродукцией картины художника С.В. Иванова «Баскаки». Картина помогает получить дополнительную информацию с помощью поставленных вопросов:

- кто собирал дань и как?

- что собиралось в качестве дани и сколько?

- каково отношение людей к этому, в чём это проявляется?

Работу с картиной можно сочетать с чтением народной песни «О баскаке Щелкане», приведённой в учебнике. После чтения ученики отвечают на вопрос: о каких формах ордынского владычества рассказывается в источнике?

При работе с иллюстрациями из учебника даю задания: составить рассказ по иллюстрациям, объяснить факты, составляющие сюжет, перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы, сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи.

Большое значение в изучении истории играет работа с фрагментами исторических документов. Привлечение исторических документов содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, помогает ввести обучающихся в обстановку изучаемой эпохи, дать им почувствовать язык, колорит и дух эпохи («Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет»). Доступный для обучающихся исторический документ служит для них прекрасным материалом для анализа исторической эпохи. Работа с документом активизирует мышление и воображение обучающихся, учит их разбираться в исторических явлениях, помогает в выработке умений разобраться в содержании важнейших общественно-политических документов современности.

В курсе истории Древнего Мира существует несколько документов, существенно дополняющих текст учебника. В их числе: отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», изречения Конфуция. Большинство подобных документов рассматриваются как литературно-художественные. В методике преподавания истории разработаны общие принципы анализа документов обучающимися под руководством преподавателя:

1) Знакомство обучающихся с общим содержанием документа, сообщение преподавателем примерной даты его написания, имени автора (если оно известно), цели составления документа.

2) Чтение обучающимися документа вслух.

3) Ответы на вопросы по документу.

4) Формулирование выводов.

Большое значение имеет работа с картами учебника. Обучающиеся должны научиться понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию. Очень важно при показе на настенной карте организовать синхронную работу с картами учебника. При этом необходимо не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение. Например: Херсонес расположен на юге Крымского полуострова, в Восточной Европе. Для придания карте большей выразительности и формирования чётких картографических представлений можно использовать приём «оживления карты», суть которого заключается в наложении на карту различных аппликаций.

Одним из способов «добывания» информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких картах. Например, изучая причины раздробления Древнерусского государства , сравниваем две карты «Русь в X – начале XII века» и «Русь в XII – начале XIII века». Ребята называют изменения, которые произошли на второй карте и самостоятельно определяют цели урока. Другой пример: причины возвышения Москвы, сравниваем карты «Русь в XII- началеXIIIвв» и «Русь в XIV- начале XVвв»

На уроке по теме «Средневековый город» использую творческое образное задание: написать сочинение от имени купца, путешествующего на ярмарку в город Гамбург. Обучающиеся прокладывают путь, называют города, реки и моря, через которые пройдёт их путь, называют товары, которыми они будут торговать или приобретут, описывают трудности, которые они встретят на пути.

Наряду с картами в учебниках применяются картосхемы. Они в упрощённом виде воссоздают отдельные события, как правило, военные: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинская битва, Сталинградская битва, Курская битва и другие. К ним возможны задания: пользуясь схемой расскажите о Ледовом побоище, каков был замысел князя Александра в Невской битве? чем была выгодна позиция русских войск на Куликовом поле?

Таким образом, работа с учебником и историческими документами принадлежит к числу наиболее важных направлений деятельности преподавателя на уроке. Я считаю, что только комплексное использование средств обучения, в частности учебника в сочетании с другими источниками исторических знаний позволяет повысить познавательную активность обучающихся, а в конечном итоге и качество обучения.

При работе с учебником должны быть следующие итоговые умения:



  выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний; рассматривать вопрос в развитии;

излагать материал нескольких параграфов;

составлять сложный план; применять разные виды наглядности; подбирать доказательства к сформулированному преподавателем выводу;

составлять планы тем; работать над формулировками к терминам, понятиям; сопоставлять тексты двух учебников;

излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем,

составлять план - конспект, по нескольким темам, писать рефераты,

сопоставлять факты учебника с первоисточником,

развивать и углублять содержания учебника сведения из дополнительной литературы




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Формы организации работы с учебником на уроке истории"

Автор: Абраменков Александр Васильевич

Дата: 11.03.2020

Номер свидетельства: 542447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка урока истории в 5 классе  ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)"Первобытные собиратели и охотники" "
    ["seo_title"] => string(150) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-vtorogho-pokolieniia-piervobytnyie-sobiratieli-i-okhotniki"
    ["file_id"] => string(6) "119645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413476082"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА   ПО ИСТОРИИ  РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  по теме «Отечественная война 1812 года»"
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "253258"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447573671"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА   ПО ИСТОРИИ  РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  по теме «1812 год - Страница страница историиРоссии »"
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-1812-ghod-stranitsa-stranitsa-istoriirossii"
    ["file_id"] => string(6) "253265"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447574403"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА   ПО ИСТОРИИ  РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  по теме «1812 год – Славная страница истории России»"
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-1812-ghod-slavnaia-stranitsa-istorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "253300"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447578661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства