kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 9 классе по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с использование развивающих методов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе по теме: "Начало Великой Отечественной войны"»


Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны». (урок истории в 9 классе)

Цель урока:

Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начала войны;

- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

Воспитательная:

- показать справедливый, освободительный характер войны со стороны СССР;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать у учащихся патриотизм.

Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнение, анализ, обобщение.

Методы, используемые на уроке:

По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы работы на уроке:

- индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:

компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; карта военных действий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»(фронтально).

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?

4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

6. В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса») ?

7. Когда был образован СССР?

8. Назовите годы советско-финляндской войны.

9. Что стало результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым:

10.Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)

2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Задание. Прочитайте материал учебника, выясните степень готовности СССР к военным действиям.

Заслушать ответы учащихся.

-3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

II. Мотивация.

Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

-Цель урока (слайд 1 )

-Постановка проблемного вопроса (слайд 2)

III. Формирование новых знаний.

1. Видео «Начало войны».( слайд 3 , 47 секунд)

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

-Прослушивание записи. (Слайд 4)

2. Работа с документом.

-Учебник страница 212.

-Ответы на вопросы.

(Все Отечество, независимо от возраста, пола ,национальности, поднялось на эту войну).

-Рассказ учителя: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители края.

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд 5). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников (слайд 6).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.


5. Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.


6. План «Барбаросса» (слайд 7).

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза». (три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск).

-Три мощные группы германских армий двинулись на восток.. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

7. Соотношение сил. Работа с таблицей.

(Слайд 8)

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».(Таблица и дополнительная информация на слайде).


Германия, её союзники

СССР

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и минометы

48 тыс.

47 тыс.


За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).


8. Работа с учебником. Прочитайте текст учебника и дайте ответы на вопросы.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

9.Рассказ учителя.

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

10. Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник стр. 215.

(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

11.Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд 9)

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап


11.Блокада Ленинграда (слайд 10).

- В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

-Просмотр видео Блокадный Ленинград (слайд 11)

13. Рассказ учителя:

-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд 12). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

Закрепление.

Тест. (Слайд 12)

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.


Подведение итогов урока

- Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд 13 )

Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд 14)

-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

-Войска не были приведены в боевую готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.


Рефлексия (Слайд 15)


как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»


Д/з- п. 29

Откройте памятку «Самооценка деятельности на уроке», которая находится в начале вашей рабочей тетради и оцените свою работу на уроке.


Объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

1.Прочитать соответствующий параграф учебника(29); ответить на вопросы;

2.Исследовательская работа. Подготовить сообщение « Моя семья в годы Великой Отечественной войны».





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории в 9 классе по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

Автор: Даутова Галина Ивановна

Дата: 29.04.2018

Номер свидетельства: 468041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок истории. Тема: «Начало Великой Отечественной войны» 10 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_istorii_tema_nachalo_velikoi_otechestvennoi_voiny_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "603162"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1648095719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280473"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453381454"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "презентация к  уроку истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiiakurokuistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453381713"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "презентация к  уроку истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiiakurokuistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny1"
    ["file_id"] => string(6) "280478"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453381722"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Открытый урок по истории. Класс:9. Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_istorii_klass_9_tema_uroka_nachalo_velikoi_otechestvennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "518267"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566662125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства