Формирование читательской грамотности учащихся на уроках истории в ходе реализации модуля "Краеведение"
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках истории в ходе реализации модуля "Краеведение"
Данная презентация позволяет систематизировать информацию о видах, уровнях и методах формирования читательской грамотности. Приведены примеры различных заданий, составленных на краеведческом материале.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках истории в ходе реализации модуля "Краеведение"»
Формирование читательской грамотности при реализации модуля «Краеведение» в курсе истории
Головко Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 26 пос. Новонежино
Сроки процедуроценки качества образования
Год
Процедуры
2019
TIMSS
Общероссийская оценка по модели PISA
2020
Общероссийская оценка по модели PISA
2021
PISA
2022
PIRLS
2023
Общероссийская оценка по модели PISA
TIMSS
Общероссийская оценка по модели PISA
2024
PISA
Международное мониторинговое исследование качества школьного математическогои естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
Международная программапо оценке образовательных достижений учеников (Programme for International Student Assessment)
Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
PISA – раз в 3 года
TIMSS – раз в 4 года
PIRLS – раз в 5 лет
Ежегодная региональная оценкапо модели PISA
Год
№
2024
Код региона
1
Регион
25
2
Приморский край
75
3
Забайкальский край
63
4
5
Самарская область
2
Республика Башкортостан
47
6
Ленинградская область
10
7
Республика Карелия
83
8
9
Ненецкий автономный округ
20
Чеченская Республика
42
10
Кемеровская область
72
11
Тюменская область
68
12
Тамбовская область
62
13
14
Рязанская область
69
Тверская область
46
15
Курская область
92
г. Севастополь
Какие характеристики читательской грамотности проверяет PISA
Тексты
Ситуации
Читательские умения
Ситуации
Учебные
Классический пример – текст школьного учебника или электронной интерактивной обучающей программы. Это чтение для обучения
Классический пример – текст школьного учебника или электронной интерактивной обучающей программы. Это чтение для обучения
Личные
Чтение, чтобы развить личные отношения. Тексты: личные письма, художественная литература, биография, персональные электронные письма, мгновенные сообщения, блоги дневникового типа
Чтение, чтобы развить личные отношения. Тексты: личные письма, художественная литература, биография, персональные электронные письма, мгновенные сообщения, блоги дневникового типа
Общественные
Тексты про деятельность и заботы общества: официальные документы и информация об общественных событиях, блоги в виде форума, новостные веб-сайты и общественные заметки в интернете и печатных изданиях
Тексты про деятельность и заботы общества: официальные документы и информация об общественных событиях, блоги в виде форума, новостные веб-сайты и общественные заметки в интернете и печатных изданиях
Деловые
Текст, чтобы выполнить безотлагательное дело: найти объявление о работе в газете или интернете; инструкция, чтобы приступить к работе. Такие тексты оценивают готовность молодых людей успешно работать после школы, применять свои знания в жизни
Текст, чтобы выполнить безотлагательное дело: найти объявление о работе в газете или интернете; инструкция, чтобы приступить к работе. Такие тексты оценивают готовность молодых людей успешно работать после школы, применять свои знания в жизни
Форматы текстов
Сплошные тексты
из абзацев, глав, книг, разделов. Например, газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы и письма, в том числе в электронных книгах
из абзацев, глав, книг, разделов. Например, газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы и письма, в том числе в электронных книгах
Несплошные тексты
списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы и формы для заполнения
списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы и формы для заполнения
Смешанные тексты
включают элементы сплошных и несплошных форматов. В печатной среде – общий формат для журналов, справочников и отчетов. В цифровой среде – авторские веб-страницы со списками, абзацами и графиками, сообщения электронной почты, чатов и форумов
включают элементы сплошных и несплошных форматов. В печатной среде – общий формат для журналов, справочников и отчетов. В цифровой среде – авторские веб-страницы со списками, абзацами и графиками, сообщения электронной почты, чатов и форумов
Составные тексты
их авторы создают независимо друг от друга. Например, набор веб-сайтов компаний, которые предлагают одну услугу или аналогичные товары
их авторы создают независимо друг от друга. Например, набор веб-сайтов компаний, которые предлагают одну услугу или аналогичные товары
Уровни читательской грамотности
Ученик делает сложные выводы, противопоставляет. Полностью понимает детали, незнакомые идеи, противоречия и абстрактную информацию. Интегрирует тексты и критически оценивает их и т.д.
6
Делает множественные выводы, сравнивает и сопоставляет тексты. Полностью и подробно понимает. Структурирует неявную информацию. Критически оценивает текст с незнакомым контекстом и др.
5
Находит информацию, заданную неявно и в незнакомом контексте. Детально и точно понимает длинные сложные и незнакомые тексты. Формулирует гипотезу, критически оценивает текст и др.
4
Находит разрозненную информацию в тексте, хорошо понимает текст, устанавливает его связь с повседневными знаниями. Интерпретирует текст, понимает противоречия, детально понимает текст и пр.
3
Находит информацию в тексте и делает на ее основе простейшие умозаключения. Делает сравнения, опирается на свой опыт, свое отношение к реалиям текста и др.
2
Находит явно заданную информацию, определяет основную тему... Находит одну единицу информации в явном виде и пр. Тексты короткие и синтаксически простые…
Появление государственного языка потребовало введения письменности. В 1119 г. государственный деятель Ваньянь Сиинь создал чжурчжэньскую иероглифическую письменность, которая включала около 3 тыс. знаков. Письмо чжурчжэней до сих пор не расшифровано, хотя учёным известно около 700 знаков. Письменность дошла до нас в виде надписей на каменных стелах, а также в небольшом количестве книг. Использовался также китайский язык, произведений на котором сохранилось немало.
С книгами чжурчжэни были знакомы ещё до создания империи. Позднее сами наладили их производство. Четыре важных центра книгопроизводства располагались в двух столицах и крупных городах. Наиболее активным было университетское издательство. В своём развитии чжурчжэньская литература прошла три этапа. Первый длился с 1115 по 1160 г. В это время творили писатели не чжурчжэньского происхождения. По-разному они оказались в Золотой империи, однако новой своей стране служили добровольно. Время расцвета чжурчжэньской литературы приходится на второй этап — с 1160 по 1214 г. Знаменитыми писателями и поэтами становились образованные чжурчжэни и китайцы, родившиеся в Золотой империи. Третий этап длился с 1215 по 1257 г. В это время творили мощные таланты, сложились литературные школы, которые продолжали существовать и после разгрома империи. Одним из известнейших поэтов, написавшим более 6 тыс. стихов, был Юань Хаовэнь. С его смертью чжурчжэньская литература приходит в упадок.
По материалам текста учебного пособия «Мой Приморский край. Страницы истории», авт. Н.А. Беляева. Стр. 33-34
После внимательного изучения текста прочитайте утверждения. Верны ли они? Поставьте напротив каждого утверждения «да» или «нет».
После внимательного изучения текста прочитайте утверждения. Верны ли они? Поставьте напротив каждого утверждения «да» или «нет».
Утверждение
«Да» или «нет»
1. Создателем чжурчэньской иероглифической письменности был Юань Хаовэнь.
2. В своем развитии чжурчжэньская литература прошла три этапа.
3. С книгами чжурчжэни познакомились только после создания империи.
4. Современные ученые расшифровали все чжурчжэньские иероглифы.
5. Известный поэт Ваньянь Сиинь написал более шести тысяч стихов.
Идея строительства ипподрома во Владивостоке принадлежала коммерсанту Юрию Янковскому и его соседям по даче семье Бринеров. В 1900 г. они учредили Приморское губернское общество поощрения коннозаводства и коневодства, а в 1901-м Приморское общество конской охоты и спорта. Возводить ипподром, ставший собственностью Русско-Китайского банка, начали и уже 21 октября 1902 г. ипподром начал работу. Помимо бегового поля здесь располагались тотализатор и буфет. Скаковой сезон начинался в апреле и продолжался до конца октября. Но из-за летних тайфунов скачек было немного — от шести до пятнадцати за сезон, и устраивались они преимущественно осенью. Согласно отчетам, «с 21 октября 1902 г. по 21 октября 1903 г. на ипподроме Приморского общества конской охоты и спорта было разыграно призов для рысистых и скаковых лошадей на сумму 22 812 руб. 50 коп. В испытаниях принимали участие 71 рысак и 49 скаковых лошадей, из коих для ипподрома вновь приведено в край 47 рысистых и 22 скаковых лошади. Таким образом, в первый же год существования ипподром привлек в край 69 породистых производителей». По воспоминаниям современников, конный спорт был одним из главных развлечений азартной портовой публики Владивостока. И бега, и скачки, которые проходили два-три раза в неделю, собирали едва ли не полгорода.
Изучите тексты и ответьте на вопросы.
1. Кто и когда учредил общество, которое выпустило этот денежный знак?
2. Что располагалось на ипподроме?
3. Где можно было расплатиться этим денежным знаком?
4. Почему в течение года проводилось немного скачек?
5. Какую роль играл конный спорт в жизни владивостокцев?
Составьте рейтинг школ по количеству учащихся в них по принципу убывания. Оформите ответ в виде таблицы:
Сколько классов было в Ново-Нежинской школе в 1923 году?
Сколько мальчиков обучалось в 1 классе?
Сколько школ работало в Ново-Нежинской волости в 1923 году?
Сколько всего детей обучалось в школах Ново-Нежинской волости в 1923 году?
Как отапливалось помещение Ново-Нежинской школы?
№
Название школы
Количество учащихся
Формат текста: несплошной. Читательские действия: интеграция и интерпретация информации.
В ходе подготовки доклада по краеведению учащиеся проанализировали архивные данные.
Изучите документы и выполните задания:
Иван высказал мнение, что условия для обучения детей 100 лет назад были вполне комфортными.
1. Какова площадь Ново-Нежинской школы?
Любава с ним не согласилась.
2. Сколько м 2 приходилось на 1 ученика 1 класса?
Кого бы в этом споре вы поддержали? Обоснуйте свою позицию.
Формат текста: смешанный.
Уникальный экспонат, история которого начинается почти одновременно с историей города: первая метрическая книга Владивостока содержит записи о первых крещениях, свадьбах и похоронах жителей города. В метрических записях упоминаются фамилии, которые знакомы с детства многим владивостокцам: Семёнов, Купер, Шкот, Де-Фриз, Резанов. Так, первый гражданский житель Владивостока, купец 3-й гильдии Яков Лазаревич Семёнов, и члены его семьи упоминаются в 12 записях.
https://arseniev.org/
В 1861 году во вновь поставленный пост Владивосток из Московской Сергиевской лавры для исправления духовных нужд воинов местной команды и гражданского населения, а также для миссионерской деятельности был направлен 33-летний иеромонах Мануил. С собой он вёз метрическую книгу, данную ему из канцелярии Его Преосвященства для записей родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Хотя такие книги предназначаются для записей в течение одного года, эта книга использовалась почти четыре: с 1863 по 1867 год. В неё внесены записи не только о жителях Владивостокского прихода, но и о прихожанах Ханкайского прихода, Ольгинской и Посьетской церквей. Книга была передана Музею на постоянное хранение Отделом актов гражданского состояния УНКВД Приморского края 25 декабря 1938 года.
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Всего в книге 621 метрическая запись, из них 196 записей о рождении и крещении младенцев (99 девочек и 97 мальчиков), 16 — о приобщении людей других конфессий к православию, 68 записей о бракосочетавшихся и 124 — об умерших. Упоминаемые в этой книге люди и их потомки внесли значительный вклад в освоение приморских земель, в закрепление их в составе государства Российского. Многие наследники первых владивостокцев живут в Приморье до настоящего времени.
Читательские действия: поиск, извлечение, осмысление и оценка информации.
Изучите представленную информацию и выберите правильные ответы:
1. Кто привез во Владивосток метрическую книгу:
А) Резанов Б) Мануил В) Семенов Г) Шкот
2. Сколько лет использовалась книга:
А) 1 Б) 4 В) 12 Г) 16
3. В каком году книга была передана в музей на постоянное хранение:
А) 1861 Б) 1863 В) 1867 Г) 1938
4. Жители каких приходов были внесены в метрическую книгу:
5. Сколько было внесено записей о родившихся и крещенных девочках:
А) 196 Б) 99 В) 97 Г) 68
6. Какие сведения содержатся в метрической книге г. Владивостока?
Вам необходимо найти статистические данные о рождаемости и смертности в г. Владивостоке в конце XIX века. Можно ли считать надежным источником данный сайт?
Поясните свой ответ.
Формат текста: несплошной. Читательские действия: поиск и извлечение информации.
Изучите информацию и ответьте на вопросы:
Какие функции выполнял шаман?
Можно ли было отказаться от бремени быть шаманом?
Какие приспособления были нужны шаману для изгнания черта из дома больного?
В каком случае шаманство может стать бессильным?
По материалам книги «Страна Удэхэ. История утраченной рукописи»
Этноурок: Приморье многонациональное
Комплект для проекта «Этноурок «Приморье многонациональное»
Главная цель программы – воспитание понимания гражданского единства народов России, которое основано на взаимном уважении и дружбе, познакомить с многолетней историей края, традициями населяющих край народов, а также оказывать содействие в установлении гармоничных и доброжелательных отношений в многонациональной стране.
Задачи программы:
- расширить знания по истории и этнографии России и Приморского края;
- развивать навыки исследовательской работы;
- стимулировать развитие творческих способностей;
- способствовать развитию социальной активности, формированию активной жизненной позиции;
- стимулировать формирование у обучающихся этических норм и культуры межэтнического общения.
Возрастная категория обучающихся : 14-16 лет.
Форма и режим занятий:
Форма занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (30 недель).