Вишневская СОШ
Подготовила и провела
Склнмина Наталья Николаевна
учитель информатики
19 января 2018 года
Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями.
Задачи урока:
1) образовательные:
сформировать навыки работы с моделями;
Познакомить учащихся с понятиями: «таблица», «таблица типа ОО», «таблица типа ОС», «объект», «класс объектов», «свойство объекта»
Научиться приводить примеры табличных ИМ различны типов
2) развивающие:
развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности учащихся;
развитие умения слушать товарищей, учителя;
развитие логического мышления учащихся.
3) воспитательные:
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие детей.
II.Проверка домашнего задания
Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом информационных моделей – это табличные информационные модели.
Но сначала мы вспомним, о чём шла речь на предыдущем уроке и ответим на вопросы: (слайд 1)
1.Что такое модель? (Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью)
2.Что такое моделирование? (Моделирование – это процесс создания и использования модели)
3.Что такое информационная модель? ( Информационная модель – набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте или процессе)
4.Какие модели называют натурными? ( Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящий внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования)
5.Какие существуют виды информационных моделей? (Образные, смешанные, знаковые)
Рассмотрим примеры и определите к какому виду информационных моделей относятся (слайд 2- знаковые модели-словесное описание; слайд 3- образные модели; слайд 4- смешанные модели)
III.Актуализация знаний
(слайд 5) Открываем тетради, подписываем число и тему урока «Табличные информационные модели. Правила оформления таблицы»
IV.Изучение нового материала
Таблицы всем хорошо известны и их использование привычно для вас с детства. При составлении таблицы в неё включается лишь информация, которая интересует пользователя.
-Вспомните, где в повседневной жизни используются таблицы.
-Приведите примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима.
(просмотр картинок таблицы вокруг нас)
Таблицы вокруг нас:
расписание уроков; (слайд 6)
на различных уроках; (слайд 7)
программа телепередач; (слайд 8)
в медицине таблицы проверки зрения. (слайд 9)
(слайд 10) Таблица- универсальное средство представления информации. Очень часто в табличной форме представлена информация в различных документах, справочниках, учебниках.
Табличная форма придает наглядность данным. Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.
-Укажите объекты и одинаковые свойства этих объектов
(национальные костюмы разных стран)
-Прочитайте информацию о национальном костюме разных стран.
(слайд 12)
В Испании национальной одеждой женщин является пышное платье с воланами Bata de cola, головным убором –мантилья или кофья- де папос, инструментом гитара и костаньеты.
Пояснение: Bata de cola – пышное платье с воланами и оборками. Монтилья – кружевная накидка на голову. Кофья-де-папос – кружевная накидеп на голову с высоко поднятыми основаниями.
В России национальная одежда женщины сарафан, кокошник или платок. Инструменты – балалайка и гармошка.
В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным инструментом является ситар
Пояснение: Сари – материал длинной 5-7 метров, который специальным образом оборачивается вокруг тела. Чали – короткая футболка, одеваемая под сари. Дупатта – мелкий шелковый платок.
(слайд 13)
-Рассмотрим структуру таблицы и правила её заполнения
(слайд 14)
(слайд 15) Правила заполнения таблицы:
1.Заготолок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации
2.Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3.Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
4.Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
?- данные неизвестны;
х- данные невозможны;
- данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
(слайд 16)
Классификация таблицы
Типы таблиц
простые таблицы сложные таблицы
Таблицы типа Таблицы типа Таблицы типа Таблицы типа
«объекты-свойства» «объекты-объекты- «объекты-объекты «объекты-
(ОС) один (ООО) несколько (ООН) свойства- объекты»
(слайд 17-18) Таблицы типа ОС- таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
(слайд 19-20) Таблицы типа ООО – таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
(слайд 21-22) Таблицы типа ОСН – это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.
V.Закрепление изученного материала
Работа в парах
( слайд 23) Прочитай материал учебника на с. 67-71
Выясни, основные свойства табличных моделей типа «объекты-свойства» и «объекты – объекты - один».
(слайд 24) Решение
Таблица «Объекты-свойства»
1) Содержит информацию о свойствах объектов одного класса.
2) Количество строк зависит от количества объектов, а количество столбцов – от количества свойств.
Таблица «Объект-объект-один»
1) Содержит информацию об одном свойстве пар объектов разных классов.
2) Заголовки столбцов имеют сложную структуру.
3) Столбцы и строки можно поменять местами.
4) В ячейках содержится информация одного типа
(слайд 25) Задание 1.
Разметьте текст, определите тип таблицы и нарисуйте таблицу.
Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спика – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева . Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукс – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса -425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
Решение:
Тип таблицы – ОС (объекты-свойства)
Название звезд | Расстояние (световых лет) | Созвездие | Ярче Солнца ( в раз) |
Акрукс | 260 | Южный крест | 2200 |
Альдебаран | 70 | Телец | 165 |
Антарес | 425 | Скорпион | 6600 |
Арктур | 36 | Волопас | 105 |
Бетельгейзе | 650 | Орион | 22000 |
Денеб | 1600 | Лебедь | 72500 |
Канопус | 181 | Стрекоза | 6600 |
Капелла | 46 | Возничий | 150 |
Полярная звезда | 780 | Малая Медведица | 6000 |
Ригель | 820 | Орион | 55000 |
Спика | 260 | Дева | 2200 |
VI.Итог урока (слайд 27)
-Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями?
-Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью.
-Какую структуру имеет таблица?
-Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
-Назовите типы табличных информационных моделей.
VII.Домашнее задание
(слайд 28) Параграф 11, стр.66-71, Т: №123, №124, №132