kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: «Векторная и растровая графика. Обзор графических редакторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Векторная и растровая графика. Обзор графических редакторов»

Цели урока:

  • познакомить со сферами применения компьютерной графики;
  • дать представление о типах компьютерных изображений;
  • познакомить с принципами формирования растровых и  векторных изображений;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые  и векторные изображения, пиксель, палитра, пространственное разрешение, масштабирование;
  • помочь учащимся получить представление о видах графических изображений, форматах, программах для создания и редактирования изображений, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебного процесса: рассказ с элементами беседы.

Метод обучения: информационно-сообщающий (объяснительно-иллюстративный).

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор и экран, компьютерная презентация.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).
  2. Актуализация базовых знаний (2 минуты).
  3. Изложение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление изученного материала (10 минут)
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 минуты).
  6. Домашнее задание. (1 минута).                         
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Векторная и растровая графика. Обзор графических редакторов»»




Тема: «Векторная и растровая графика. Обзор графических редакторов»

Цели урока:

    • познакомить со сферами применения компьютерной графики;

    • дать представление о типах компьютерных изображений;

    • познакомить с принципами формирования растровых и векторных изображений;

    • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые и векторные изображения, пиксель, палитра, пространственное разрешение, масштабирование;

    • помочь учащимся получить представление о видах графических изображений, форматах, программах для создания и редактирования изображений, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;

    • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

    • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебного процесса: рассказ с элементами беседы.

Метод обучения: информационно-сообщающий (объяснительно-иллюстративный).

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор и экран, компьютерная презентация.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (2 минуты).

  3. Изложение нового материала (25 минут)

  4. Закрепление изученного материала (10 минут)

  5. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 минуты).

  6. Домашнее задание. (1 минута).

Ход урока:

Организационный момент..

Урок начинается с приветствия учащихся. Затем преподаватель отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Преподаватель старается подвести студентов к новой теме, задает несложные вопросы.

Изложение нового материала.

Преподаватель поясняет тему нового урока, цель работы. Затем преподаватель приступает к объяснению новой темы.

Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер.

-Как вы думаете, почему?

Конечно. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. На компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться. И всё это можно сделать, не имея специального образования!..

-Мы с вами уже немного говорили о графической информации. В каких программах вы уже работали и создавали рисунки? (Paint, MS WORD)

- Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково?

Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.

В течении урока мы с вами рассмотрим растровую и векторную графику и попробуем заполнить таблицу.

 

Растровая графика

Векторная графика

Как формируется изображение? (Основной элемент)

 

 

Как изменяется в процессе масштабирования?

 

 

Область применения

 

 

Примеры графических редакторов

 

 

Форматы



Растровая графика. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения – пространственного разрешения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Векторная графика. Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики.

Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).

Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.

Изображение может быть преобразовано в любой размер
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, чем растровые изображения, «не фотографичны».

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы.

Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.

Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

 Paint.Net – замена стандартному ГР Paint, StarOffice Image – компонент интегрированного офисного приложенияStarOffice, а также мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

Сегодня на уроке мы будем работать с растровым графическим редактором Paint.

Для запуска ГР Paint нужно выполнить следующую последовательность действий: 
ПУСК – Программы – Стандартные – Paint. Можно также запустить графический редактор Paint, дважды щёлкнув на ярлычке графического редактора .

Разберем подробно структуру окна программы Paint.

Структура окна редактора Paint















К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW. Сюда также можно добавить Macromedia Flash MX.



Программы для работы с векторной графикой:

Corel Draw

Adobe Illustrator

Fractal Design Expression

Macromedia Freehand


Применение:

  • для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;

  • для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;

  • для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;

  • для моделирования объектов изображения;

  • для создания 3-х мерных изображений;

Форматы графических файлов
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный).

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, поддерживается многими графическими редакторами.

Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов для отсканированных фотографий и иллюстраций.

Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

CorelDRaw files (CDR) — оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики CorelDraw.


Записи в рабочих тетрадях:



IV. Закрепление изученного материала

Ребята, я предлагаю вам занять места за компьютерами для выполнения практической работы.

Карточки на столах

Прочитаем название и цель работы (предлагаю одному из учеников).

(Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Цель работы: научиться создавать и редактировать растровые графические изображения.)

В практической работе нам нужно выполнить следующие задания:

Создать копию экрана Рабочего стола операционной системы Windows и провести редактирование полученного растрового графического изображения:

  • поместить в центр изображения окружность, нарисованную синим цветом и закрашенную бледно-голубым цветом;

  • нарисовать внутри окружности российский флаг;

  • перетащить два значка, один в верхний правый, второй – в нижний правый углы изображения;

  • стереть подписи под всеми значками;

  • закрасить белые области, оставшиеся от стертых подписей, цветом фона изображения;

  • закрасить белые области, оставшиеся от перемещенных значков, с помощью Кисти и Распылителя красным и синим цветами;

  • поместить на рисунок надпись “Рабочий стол”.

Ребята, работать мы будем следующим образом: я вам буду показывать, как выполнять каждое действие, а вы внимательно смотрите на экране своего монитора и повторяете за мной. Итак, выполним первое задание практической работы, т.е. получим изображение Рабочего стола и загрузим его в графический редактор (показываю с помощью программы NetOp School выполнение первого задания и предлагаю учащимся повторить).

    1. Поместить в буфер обмена копию экрана в тот момент, когда загружен Рабочий стол, для этого нажать клавишу{Print Screen}.

    2. Запустить редактор Paint командой [Пуск-Программы-Стандартные-Paint].

    3. Загрузить в редактор Paint изображения из буфера обмена командой [Правка-Вставитъ].

В окне редактора появится изображение Рабочего стола, содержащее значки.

Ребята, выполните эти действия.

(Рисунок №2)

Выполним следующее задание: нарисуем окружность.

4. С помощью Палитры задать в качестве основного цвета синий и в качестве цвета фона – бледно-голубой. Для этого выполним щелчок левой кнопкой мыши на синем цвет в палитре – выберем основной цвет, а для выбора цвета фона, щелкнем правой кнопкой мыши на бледно-голубом цвете в палитре. На панели инструментов выбрать инструмент Эллипс, на появившейся дополнительной панели – закрашенный. Нарисовать окружность, удерживая нажатой клавишу {Shift}. Повторите на своих компьютерах.

(Рисунок №3)

Выполним следующее задание: нарисуем российский флаг.

5. Последовательно нарисовать с использованием инструментаПрямоугольник три одинаковых по размеру закрашенных прямоугольника (белый, синий и красный), у которых основной цвет и цвет фона совпадают. Повторите на своих компьютерах.

(Рисунок №4)

Выполним следующее задание: Перетащим два значка и сотрем подписи под всеми значками.

6. Выберем на палитре белый цвет – основной и фоновый цвет. Выделить с помощью инструмента Выделение по очереди два значка и перетащить их в правый нижний и правый верхний углы изображения.

7. Стереть с помощью инструмента Ластик подписи под значками.

Повторите на своих компьютерах.

(Рисунок №5)

Закрасим области различными способами, указанными в задании.

8. Закрасить цветом фона изображения белые области, оставшиеся на месте стертых надписей. Для этого выбрать инструмент Пипетка, установить его в любой точке фона изображения и выполнить щелчок мышью. Цвет фона изображения станет значением основного цвета.

Далее выбрать инструмент Заливка и последовательно щелкнуть внутри областей, оставшихся от подписей. Повторите на своих компьютерах.

9. Начать закраску красным цветом с помощью Кисти белой области, оставшейся после перемещения первого значка.

10. Начать закраску синим цветом с помощью Распылителябелой области, оставшейся после перемещения второго значка. Повторите на своих компьютерах.

(Рисунок №6)

Создадим в верхней части изображения надпись “Рабочий стол”.

11. Выбрать инструмент Надпись, с помощью мыши создать область надписи и ввести текст.

Форматирование текста можно провести, вызвав панель атрибутов текста с помощью команды [Вид-Панель атрибутов текста] или контекстного меню. Результатом редактирования будет данное изображение. Повторите на своих компьютерах.

Предлагаю вам выполнить тестовое задание по сегодняшней теме, используя тестовую оболочку Познание. (После выполнения учениками теста вывожу на экран результаты тестовых заданий выполненных учениками и провожу первичный анализ результатов теста).

Тест

Компьютерная графика

1. Растровое графическое изображение формируется из ...

a) точек различного цвета – пикселей;
b) элементов – точка, линия, окружность, прямоугольник и др.(графические примитивы).

2. Векторное графическое изображение формируется из...

a) точек различного цвета – пикселей;
b) элементов – точка, линия, окружность, прямоугольник и др.(графические примитивы).

3. Какой тип графики вы будете использовать для разработки схемы, чертежа, эмблемы школы?

a) Растровая графика;
b) Векторная графика.

4. Какой тип графики вы будете использовать для редактирования цифровой фотографии?

a) Растровая графика;
b) Векторная графика.

5. Программа создания, редактирования и просмотра графических изображений называется...

a) Текстовый редактор;
b) Графический редактор;
c) Табличный редактор.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали? Что вам понравилось и какие трудности вы испытали в работе с графическим редактором? Где вы можете применить полученные знания?


  • Понятие растровая графики

  • Понятие векторная графики

  • Какие растровые графические редакторы вы знаете?

  • Какие векторные графические редакторы вы знаете?

  • В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию?


V. I Домашнее задание: повторить изученный материал.

Заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы:

  1. Где применяется растровая и векторная графика?

  2. Как формируются растровое и векторное изображение?

  3. Какие изменения происходит с изображениями при масштабировании?

Растровая графика

Векторная графика

 

 

 

 

 























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Королькова Нина Уразовна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства