Цель урока: усвоение учащимися понятий величина, команда присваивания, выражение, табличные величины и приобретение практических навыков по написанию алгоритмов.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление об объектах алгоритмов.
Научить правильно записывать выражения.
Научить работать с программами исполнителями алгоритмов.
Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), работа на компьютере, решение проблемных задач.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Решение задач.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.
2. Актуализация знаний
Опрос по теме «Способы записи алгоритмов»
Вспомним – Что называется алгоритмом?
Алгоритм – Точное и понятное описание последовательности действий над заданными объектами, позволяющее получить конечный результат.
Назовите способы записи алгоритмов?
Словесные графические, на алгоритмических языках.
Изучение нового материала.
(слайд 1)
На этом уроке мы продолжим знакомиться с алгоритмами. Мы узнаем об объектах алгоритмов
Запишем в тетрадях тему урока – «Объекты алгоритмов»
(слайд 2)
На экране вы видите ключевые слова нашей сегодняшней темы.
Вспомним определение алгоритма -
Алгоритм это точное и понятное описание последовательности действий над заданными объектами которые должен выполнить исполнитель для решения поставленной задачи.
Например при нахождении длины окружности (L= π*D) объектами будут число Пи (π), диаметр окружности (D) и сама длина окружности (L). (3 объекта)
(слайд 3)
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения. В нашем примере число Пи (π).
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма.
(слайд 4)
Над величинами в алгоритмах выполняются некоторые операции.
арифметические операции +, -, * (умножение), / (деление),
операции отношения , =, =,
логические операции И, ИЛИ, НЕ.
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами. Не всякий объект может быть операндом для выполнения любой операции. Например с текстом арифметические операции выполнять нельзя.
(слайд 5)
Тип величины определяет, какие значения может принимать величина и какие операции над этой величиной разрешены.
При составлении алгоритмов используются следующие величины:
№
Тип величины
Обозначение
Значения (пример)
Пояснение
1
числовой (целый)
цел
-10, -4, 0, 15, 27
целые числа
2
числовой (вещественный)
вещ
-57,72; -0,3; 24,0
вещественные числа
3
символьный
сим
а, 3, ?, (, @
любой 1 символ
4
литерный
лит
‘урок’,
‘2019’,
‘строка’
последовательность символов (строка)
в алгоритмах значения записывают в кавычках
5
логический
лог
ДА (ИСТИНА, TRUE, 1),
НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE,0)
всего два значения – ДА или НЕТ
(слайд 6)
Для ссылок на величины используют их оригинальные имена – идентификаторы. Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: A, P15, T1.
Можно выбирать мнемонические имена, имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например Summa, Perimetr,
(слайд 7)
Для задания порядка выполнения действий над элементами данных используются выражения.
Выражение - языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Выражения состоят из операндов (констант, переменных, функций) а также знаков операций и круглых скобок. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, обыкновенных дробей и т.д.); знаки операций пропускать нельзя.
Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом (старшинством) операций; операции одинакового приоритета выполняются слева направо.
Приоритет операций
Приоритет операций
Обозначение операции
Описание операции
1
НЕТ
Логическое отрицание
2
*, /, И
Умножение, деление, логическое И
3
+, -, ИЛИ
Сложение, вычитание, логическое ИЛИ
4
=, , =,
Операции отношения
Различают арифметические, логические и строковые выражения.
Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, 5-2*(x+4) арифметическое выражение, значение которого при х = 1 равно -5, а при х = -6 равно 9. Выражение sqrt(х) служит для обозначения операции извлечения квадратного корня из х.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Например, логическое выражение (х 5) и (х
5
10
х
При х = 8 значение этого выражения — ИСТИНА (85 и 8
а при х = 20 — ЛОЖЬ (205 и 20
Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения).
Операция сцепления обозначается знаком «+» и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = 'том', то а +А то значение строкового выражения атом.
(слайд 8)
Важнейшей операцией в алгоритмических языках является операция присваивание. С помощью присваивания переменные получают новые значения.
Форма записи:
:=
Знак «:=» читается: «присвоить».
Например запись Х:=X+2 читается так: «переменной X присвоить значение выражения X плюс 2 ».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
- знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;
- знак «:=» предписывает выполнение операции присваивания.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака, затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно (заменяется новым).
(слайд 9)
Рассмотрим пример (1):
Напишите алгоритм который проводит обмен значений переменных A и B целого типа.
Решение
Возможны 2 варианта – с использованием промежуточной переменой (C) и без нее.
Вариант 1
алг обмен значениями (цел A, B)
арг A, B
рез A, B
нач цел С
С:=A (промежуточная переменная C берет значение переменной A)
A:=B; (переменная A берет значение переменной B)
B:=C (переменная B берет значение промежуточной переменной C)
кон
Вариант 2
алг обмен значениями (цел A, B)
арг A, B
рез A, B
нач
A:=A+B; (cумма чисел)
B:=A-B; (переменная B берет значение переменной A)
A:=A-B (переменная A берет значение переменной B)
кон
(слайд 10)
Информацию часто удобно представлять в виде таблиц. Например список учащихся, таблицы результатов соревнований. Наиболее привычными являются прямоугольные состоящие из строк и столбцов. Таблица может состоять из одной строки или столбца – это будет линейная таблица.
(слайд 11)
Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются.
Например представление дней недели.
1
Понедельник
2
Вторник
3
Среда
4
Четверг
5
Пятница
6
Суббота
7
Воскресенье
Всей совокупности элементов табличной величины даётся одно имя. Элементы различают по их номерам, называемым индексами. Индекс записывается в квадратных скобках сразу за именем таблицы.
Если массив назвать NED то NED[1] = ‘понедельник’, NED[2] = ‘вторник’, и т. д.
(слайд 11)
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою.
Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 9 класса в течение 5-дневной учебной недели.
1
2
3
4
5
1. Иванов
6
2
0
0
1
2. Петров
4
0
6
0
0
3. Сидоров
0
1
0
0
0
…
…
…
…
…
…
Андреев
0
2
0
0
0
В обозначении индексов двумерного массива в скобках указываются два числа через запятую – первое номер столбца, второе номер строки
Если массив назвать DNI то DNI[1,1] = 6, DNI[1,2] = 4, DNI[2,1] = 2, и т. д.
Решение задач
Рассмотрим задачу (1) (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)
§ 2.3 Задача 4 (стр. 70)
Укажите тип величины , если ее значение равно
№
Задание
Ответ
2010
целый
14.48
вещественный
'Да'
литерный
FALSE
логический
'142'
литерный
1,4 * 105
вещественный
123E-2
может быть вещественным, целочисленным, символьным
'пять'
литерный
Рассмотрим задачу (2) (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)
§ 2.3 Задача 8 (стр. 70)
Какие команда присваивания составлены правильно?
№
Задание
Ответ
А:=В
верно
А=В
неверно
А=В+1
неверно
А+1:=А
неверно
Закрепление материала.
Что такое величина?
Какие величины вы знаете?
Что такое тип величины?
Какие типы величин вы знаете?
Что такое выражение?
Для чего используется команда присваивания?
Как нумеруются элементы в массивах?
Рассмотрим задачу (3): (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)
(задача №15, стр. 70)
Запишите логическое выражение, истинное при выполнении указанного условия и ложное в противном случае:
№
Задание
Ответ
х принадлежит отрезку [0,1]
(x=0) И (x
х лежит вне отрезка [0,1]
(xx1)
каждое из чисел х, у положительно;
(x0) И (y0)
хотя бы одно из чисел х, у положительно
(x0) ИЛИ (yo)
ни одно из чисел х, у не является положительным
(xy
только одно из чисел х, у положительно.
(x0) И (yИЛИ (x И (y0)
Проверяем выполнение задания. Кто не справился?
6. Рефлексия, подведение итогов урока.
Проводят рефлексию, выставляют оценки учащимся, комментируя их.
7. Домашнее задание.
§ 2.3 (стр. 63-70) Задачи 10, 14, 16 (стр. 70-71)
(Учебник для 8 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)