Вопросы для повторения
- Какие типы данных можно использовать в электронной таблице Excel ?
- Назовите числовые форматы данных , которые используются в Excel ?
- Какие формулы были использованы в данной таблице для столбцов В, С, D, E, F ?
Число, Текст, Формула
Общий, Числовой, Денежный, Финансовый, Дата, Время, Процентный, Дробный, Экспоненциальный, Текстовый, Дополнительный
=A2/1024
=A2/1024^4
=A2/1024/ 1024
=A2*8
=A2/1024/ 1024 / 1024
=A 3 /1024/ 1024
=A 3 *8
=A 3 /1024
=A 3 /1024/ 1024 / 1024
=A 3 /1024^4
=A 4 /1024^4
=A 4 *8
=A 4 /1024
=A 4 /1024/ 1024 / 1024
=A 4 /1024/ 1024
=A 5 /1024^4
=A 5 /1024/ 1024 / 1024
=A 5 /1024
=A 5 /1024/ 1024
=A 5 *8
=A 6 /1024/ 1024 / 1024
=A 6 /1024/ 1024
=A 6 /1024
=A 6 *8
=A 6 /1024^4
=A 7 /1024/ 1024
=A 7 /1024
=A 7 /1024^4
=A 7 *8
=A 7 /1024/ 1024 / 1024
Знаете ли ВЫ что такое адрес ячеек? Знаете ли ВЫ типы адреса ячеек в Excel ?
Каждая ячейка имеет имя (адрес), состоящий из имени столбца и номера строки , на пересечении которых она находится.
При работе с формулами принято различать ТРИ типа адресации ячеек :
Относительный адрес – это адрес ячейки, изменяющийся при копировании формулы. Например: А1
Абсолютный адрес – это адрес ячейки, не изменяющийся при копировании формулы. В ее адресе используется знак « $ ». Например: $A$1
Смешанный адрес – это такой адрес, в котором, если символ « $ » стоит перед номером строки например, С $ 5 , то при копировании формулы строка неизменна или номером столбца например, $A 2 , то при копировании формулы столбец неизменный .
http://learningapps.org/922212
Раздел 7.2А - Обработка информации
Тема: Использование логических выражений в электронных таблицах
ЦО 7.4.2.1 использовать логические выражения в составлении ветвящихся алгоритмов
Критерии оценивания:
- выполняет простые вычисления в ЭТ;
- определяет значение ячейки, полученное в результате вычисления с помощью логической функции И, ИЛИ, ЕСЛИ;
- использует формулы для решения задач.
2 Да Нет иначе В = «А не больше, чем 2» то В = «А больше, чем 2» Выводим значение В Вопрос: Что может зависеть от ввода числовых данных А ? Ответ: От ввода А зависит значение, которое принимает выражение В" width="640"
Рассмотрим задачу ветвящегося алгоритма с условием ЕСЛИ
Вводим числовое значение А
Если А 2
Да
Нет
иначе В = «А не больше, чем 2»
то В = «А больше, чем 2»
Выводим значение В
Вопрос: Что может зависеть от ввода числовых данных А ?
Ответ: От ввода А зависит значение, которое принимает выражение В
Решим эту задачу на Excel
с помощью логической функции ЕСЛИ
Для этого в Excel заполним таблицу и введем числа в столбец А
Далее выделим ячейку В2
Через f x вызовем Мастер функций
В строке «Категория» выберем «Логические»
В списке функций выберем «ЕСЛИ»
2 набираем на английском языке Нажимаем ОК. Должно получится Подведем мышку к правому нижнему углу ячейки В2. Появится крестик + + Удерживая кнопку мыши растянем ее вниз. Произойдет копирование функции =ЕСЛИ(A22;"Больше, чем 2";"Не больше, чем 2") 7" width="640"
Далее в окне «Аргументы функции» заполним ТРИ строки
В строке «Лог_выражение» условие А22 набираем на английском языке
Нажимаем ОК. Должно получится
Подведем мышку к правому нижнему углу ячейки В2.
Появится крестик +
+
Удерживая кнопку мыши растянем ее вниз. Произойдет копирование функции
=ЕСЛИ(A22;"Больше, чем 2";"Не больше, чем 2")
7
Таким образом, используя в Excel логическую функцию ЕСЛИ (IF) получим решение ветвящегося алгоритма
Вопрос: Какие выражения зависят от ввода данных в столбце А?
Ответ:
От ввода данных в столбце А зависят выражения в столбце В
, выражение1 , выражение2 ) Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. выражение1 и выражение2 могут быть числами, формулами или текстами. Логическое выражение ( Условие ) строятся с помощью:" width="640"
В Excel Логические функции проверяют данные и:
- выдают результат « ИСТИНА », если условие выполняется ,
- возвращают « ЛОЖЬ », если условие не выполняется.
Общий вид логической функции:
ЕСЛИ( условие , выражение1 , выражение2 )
Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
выражение1 и выражение2 могут быть числами, формулами или текстами.
Логическое выражение ( Условие ) строятся с помощью:
- операций отношения , , = , , = , (не равно) .
- логических операций И (AND) , ИЛИ (OR) , НЕ (NOT) .
4;А3 Пример2: =ЕСЛИ(А1=100;"Всегда";ЕСЛИ(И(А1=80;А1=60;А1 [http://on-line-teaching.com/excel/lsn024.html]" width="640"
Логические функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) - позволяют создавать сложные логические выражения.
Эти функции работают в сочетании с простыми операторами сравнения.
Пример1:
=ЕСЛИ(И(А24;А3
Пример2:
=ЕСЛИ(А1=100;"Всегда";ЕСЛИ(И(А1=80;А1=60;А1
[http://on-line-teaching.com/excel/lsn024.html]
=-2;A2 Для ячейки С2 вводим формулу =ИЛИ(A2=-2;A2=2) Для ячейки С2 вводим форму =НЕ(A2=0)" width="640"
Практическая работа 1
- С помощью логической функции И определить принадлежит ли число в столбце А промежутку [-2;2]
- С помощью функции ИЛИ определить равны ли числа столбца А числам -2 или 2
- С помощью функции НЕ определить равны ли числа столбца А числу 0
Результат вычисления вывести логическими величинами ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Для ячейки В2 вводим формулу =И(A2=-2;A2
Для ячейки С2 вводим формулу =ИЛИ(A2=-2;A2=2)
Для ячейки С2 вводим форму =НЕ(A2=0)
Чтобы результат в таблице производил заметный цветовой эффект используется «Условное форматирование»
Для этого надо выделить всю таблицу. Выбрать на панели « Главная » кнопку « Условное форматирование » « Правила выделения ячеек » « Текст содержит… ». В появившемся окне ввести текст « истина » и выбрать цвет.
Аналогично выполнить «Условное форматирование» для текста « ложь »
Самостоятельная практическая работа 2
С помощью логических функций И, ИЛИ, НЕ определить «Отличник», «Хорошист» или «Ударник»
Результат вывести через логические величины ИСТИНА, ЛОЖЬ
Ответ:
В ячейке С2 ввод формулы =И( A2=5;B2=5)
В ячейке D 2 ввод формулы =ИЛИ( A2
В ячейке E 2 ввод формулы =НЕ( D2= ИСТИНА)
=8;B2/2;B2) =ЕСЛИ(C3=8;B3/2;B3) =ЕСЛИ(C4=8;B4/2;B4) =ЕСЛИ(C5=8;B5/2;B5) =ЕСЛИ(C6=8;B6/2;B6) =ЕСЛИ(C7=8;B7/2;B7) Чтобы решить поставленную задачу, воспользуемся логической функцией ЕСЛИ. Формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(C2=8;B2/2;B2)" width="640"
Практическая работа 3
Необходимо переоценить товарные остатки. Если продукт хранится на складе дольше 8 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза.
Сформируем таблицу с исходными параметрами:
=ЕСЛИ(C2=8;B2/2;B2)
=ЕСЛИ(C3=8;B3/2;B3)
=ЕСЛИ(C4=8;B4/2;B4)
=ЕСЛИ(C5=8;B5/2;B5)
=ЕСЛИ(C6=8;B6/2;B6)
=ЕСЛИ(C7=8;B7/2;B7)
Чтобы решить поставленную задачу, воспользуемся логической функцией ЕСЛИ. Формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(C2=8;B2/2;B2)
=8);B2/2;ЕСЛИ(И(C2=5);B2/1,5;B2))" width="640"
Практическая работа 3
Усложним задачу – задействуем логическую функцию И . Теперь условие такое: если товар хранится дольше 8 месяцев, то его стоимость уменьшается в 2 раза. Если дольше 5 месяцев, но меньше 8 – то в 1,5 раза.
Тогда формула в ячейке D2 приобретает следующий вид: =ЕСЛИ(И(C2=8);B2/2;ЕСЛИ(И(C2=5);B2/1,5;B2))
Практическая работа 3
Если стоимость товара на складе после уценки стала меньше 3000 Т или продукт хранится дольше 10 месяцев, его списывают.
Для решения в ячейке Е2 используем логические функции ЕСЛИ и ИЛИ :
=ЕСЛИ(ИЛИ(D2=10);"списан";"")
При невыполнении условия функция ЕСЛИ возвращает пустую ячейку.
=4;СУММ(B3:D3)=$B$1);"принят";"нет") Математическая функция «СУММ» используется для подсчета итогового балла." width="640"
Самостоятельная практическая работа 4
Ученики перед поступлением в НИШ сдают математику, русский и английский языки. Проходной балл – 12. По математике для поступления нужно получить не менее 4 баллов. Составить отчет о поступлении.
Составим таблицу с исходными данными:
Нужно общее количество баллов сравнить с проходным баллом. И проверить, чтобы по математике оценка была не ниже «4». В графе «Результат» вывести «принят» или «нет».
В ячейку Е3 ведем формулу вида:
=ЕСЛИ(И(B3=4;СУММ(B3:D3)=$B$1);"принят";"нет")
Математическая функция «СУММ» используется для подсчета итогового балла.
Ответьте устно
Определите значение, вычисленное в электронной таблице по формуле
1. =ИЛИ (В1100) , если в ячейке В1 находится число -34?
2. =И (В1100) , если в ячейке В1 находится число -34, и в ячейке B 2 находится число - 34 ?
3. В ячейку В1 занесена формула: =ЕСЛИ(И(А1Вычислите значение ячейки В1, если в ячейку А1 занесено значение (-18), а в ячейку А2 – значение 20?
Ответ: ИСТИНА
Ответ: ЛОЖЬ
Ответ: 12
160;B2" width="640"
Решите устно
Таблица содержит следующие данные об учениках школы: Фамилия , Возраст и Рост ученика. К акую формулу с условием необходимо записать в столбец D , чтобы в этом столбце был показан отбор учеников в секцию, ростом не менее 160 см и в озраст не должен превышать 13 лет .
Ответ: =ЕСЛИ(И(C2160;B2
Задания по уровням сложности для групповой работы
1. Столбец А, начиная с первой строки, содержит: 56, 55, 88, 6, 74. Столбец В: 52, 55, 88, 4, 25. Столбец С: 53, 55, 88, 6, 25. С помощью функций ЕСЛИ и И необходимо определить строки, значения которых равны следующим образом А=В и В=С.
2. Используя функцию ИЛИ. Те же столбцы, те же значения, условие следующее: с помощью функций ЕСЛИ и ИЛИ необходимо определить строки, в которых есть совпадающие значения А=В или В=С или А=С.
3. В таблицу занесены процент выполнения заданий, необходимо проценты перевести в пятибалльную систему следующим образом:
1 – от 0% до 10%
2- от 11% до 30
3- от 31% до 40%
4- от 41% до 75%
5-от 76% до 100%
- 1 – от 0% до 10% 2- от 11% до 30 3- от 31% до 40% 4- от 41% до 75% 5-от 76% до 100%
- 1 – от 0% до 10% 2- от 11% до 30 3- от 31% до 40% 4- от 41% до 75% 5-от 76% до 100%
- 1 – от 0% до 10% 2- от 11% до 30 3- от 31% до 40% 4- от 41% до 75% 5-от 76% до 100%
- 1 – от 0% до 10% 2- от 11% до 30 3- от 31% до 40% 4- от 41% до 75% 5-от 76% до 100%
Рефлексия
«Метод пяти пальцев».
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(решить задачу путём построения ЭТ, исходные данные подбирать самостоятельно (не менее 10 строк)
Задача 1.
Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 155 см? Возраст не должен превышать 12 лет.
Задача 2.
Каждому пушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.