kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Web-сервисы как средство организации смешанного обучения на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена сущность смешанного обучения при углубленном изучении информатики в старшей школе.

Просмотр содержимого документа
«Web-сервисы как средство организации смешанного обучения на уроках информатики»

УДК 371.3

Насырова Д.Д.,

кафедра высшей математики, информатики и естествознания

Лесосибирский педагогический институт – филиал

Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Россия

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Киргизова Е.В.


WEB-СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Совсем недавно web-сервисы применялись лишь для поиска необходимой информации. Но сегодня их можно назвать одним из важнейших средств обучения. Современных школьников сложно «научить учиться», информационных источников существует огромное количество, в мире происходит активная информатизация. Традиционные методы обучения решить такую проблему не смогут, поэтому возникает потребность в поиске эффективных методик и технологий.

Одной из концепций современного образования, набирающей популярность по всему миру, является модель смешанного обучения (Blended Learning). Цифровые технологии в системе образования России применяются с 80-х гг. XX века, однако концепция смешанного обучения впервые была реализована в 2013 году, но не была поддержана из-за отсутствия опыта учителей. В 2020 году пандемия covid-19 стала главной причиной перехода школ на дистанционное и смешанное обучение. Технологии, которые раньше не применялись, стали ежедневно совершенствоваться в российских школах. Модель смешанного обучения «предоставляет возможность контролировать время, место, темп и скорость изучения материала, позволяет совмещать традиционные методики и актуальные web-технологии»[2].

Следствием активного изучения проблемы внедрения смешанного обучения в различных областях является появления в научной среде большого количества определений понятия смешанного обучения (см. Таблицу 1). Термин «смешанное обучение» имеет множество аспектов. Данное понятие раскрыто во многих словарях, учебниках, энциклопедиях и других источниках, в том числе педагогических.

Таблица 1 – Определения понятия «Смешанное обучение»

Автор

Определение

Андреева Н.В.

«…сочетание онлайн-обучения с обучением «лицом к лицу»» [1]

Логинова А.В.

«метод, который сочетает в себе традиционное обучение лицом к лицу и некоторые элементы дистанционного обучения» [3]

Рождественская, Л.В.

«образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [4]

Долгова Т.В.

«образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения» [2]

Сумина Г.А.

«обучение и самообучение, построенные на базе взаимодействия учащегося и учителя, предлагающего учащемуся в различных формах сопровождение процесса обучения» [5]


Структура смешанного обучения не имеет единой формы. Существует множество моделей организации, основой для выделения которых рассматривается соотношение электронного обучения с традиционным и уровень самостоятельности учеников при овладении новым учебным материалом, а также выбор учебного материала для индивидуального освоения и обучения. Основными выделяемыми моделями смешанного обучения являются: «Перевёрнутый класс», «Ротация станций», «Ротация лабораторий» и «Гибкая модель»[2].

В первой модели рассматривают сочетание домашнего онлайн-обучения с традиционными формами работы в классе; во второй – разбиение класса на «станции», включающие в себя работу с учителем, разработку проекта и работу с web-сервисами; в третьей – фронтальная форма работы и индивидуальное обучение в компьютерном классе; в четвёртой – представление класса как «офиса», в котором ученики смогут самостоятельно выполнять задания и достигать поставленной учебной цели.

Следующим этапом после выбора модели необходимо определить, какие web-сервисы можно применить при обучении. Однако при выборе для обучения важно выбрать такой web-инструмент, чтобы он был доступным и понятным для учеников и не вызывал трудностей при выполнении заданий. Проанализировав интернет-источники, различные платформы, сайты, мы можем сделать вывод о популярности использования следующих типов web-сервисов: для создания дидактических материалов (learningApps, Flippity и др.);

для работы с аудиторией и управления обучением (Google Classroom, Moodle, Stepik и др.); для создания информационных объектов (презентаций, лент времени, виртуальные газеты, текстовые документы, таблицы, комиксы и т.д.);

для проведения онлайн-уроков и конференций (Zoom, Meet, Skype, социальные сети и др.); для сотрудничества (Сервисы Google); цифровые образовательные ресурсы (Российский учебник, Учи.ru и др.) и другие[8].

ИКТ значительно облегчают работу учителя, являются «помощниками» в процессе преподавания и во внеурочной работе. Обратная связь, реализуемая с помощью ИКТ, необходима обучающимся в процессе выполнения упражнений и контрольных заданий, а также во время самостоятельного изучения теоретического материала. Школьники имеют возможность применять интернет-платформы для выполнения заданий на самом уроке ,при создании учебных проектов и выполнения домашних заданий.

Возможности web-сервисов продолжают изучаться. С каждым днём происходят новые открытия, создаются различные платформы для осуществления образвательного процесса. С помощью web-сервисов возможно выполнение поиска информации и её хранение (в том числе при помощи облачных технологий); использование фото- и видеоматериалов; создание и применение медиатехнологий, медиафайлов; создание, редактирование и использование в сети Интернет текстовых файлов, электронных таблиц, презентаций и других документов; редактирование и использование различного вида карт, схем и т.д.; проверка знаний обучающихся; интерактивная доска [6].

В последнее время отмечается повышение выбора предмета Информатика как профильного. Это связано с тем, что без информационных технологий невозможна современная жизнь, большинство профессий требуют умений работы на электронных устройствах [8]. К важнейшим условиям организации смешанного обучения в преподавании углубленного курса информатики с использованием web-сервисов относят взаимодействие всех участников образовательного процесса, использование компьютерных технологий для представления сложных информационных объектов, гибкое управление образовательным процессом, переход к видам наглядности, объединение всех видов учебных материалов на одной платформе[7].

Таким образом, web-сервисы являются важнейшим средством обучения при смешанной модели обучения. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог. Также применение web-сервисов на уроках и дома – одна из важных составляющих развития гармоничной личности, также она отвечает требованиям современного социума.

Web-сервисы являются отличным средством для реализации смешанного обучения в преподавании углубленного курса информатики, поскольку большое количество учебного материала располагаются в удобном для учеников формате. Возможность использования моделей смешанного обучения с использованием web-сервисов является эффективным способом достижения планируемых образовательных результатов.

Список литературы


  1. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. C. 8–20.

  2. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование : Информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – №5. – С. 2-8.

  3. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 809-811.

  4. Рождественская, Л.В. Шаг школы в смешанное обучение / Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. – Москва: Открытая школа, 2016. – 282 с.

  5. Сумина, Г.А. Организация очно-заочного обучения (смешанного обучения) в образовательных организациях / Г.А. Сумина, Е.Ю. Новикова. – Саратов, 2020. – 31 с.

  6. Шевченко, О.В. Использование Интернет-сервисов в образовательном процессе / О.В. Шевченко // Инновационные и актуальные подходы к обеспечению устойчивого развития образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. – 2017. – №1. – С. 48-53.

  7. Шишкова, Н.А. Смешанное обучение в профильном курсе информатики / Н.А. Шишкова // Информатика в школе. – 2017. – №3 (126). – С.17-23

  8. EduNео. Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений опроса [Электронный ресурс] : статья. – / EduNео. – Электронные данные. Режим доступа: URL : https://www.eduneo.ru/4916-2/, свободный – (дата обращения 17.03.2021).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Web-сервисы как средство организации смешанного обучения на уроках информатики

Автор: Насырова Диана Данисовна

Дата: 01.04.2021

Номер свидетельства: 577302

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства