Вызов на новую тему. На столах лежат картинки с примерами физических и химических явлений. Проблемный вопрос : Подумайте, что изображено на картинках? О чем мы будем говорить на уроке? Обратная связь. Учитель-ученик. Учащиеся должны предположить, какая будет тема урока. Определение темы и цели урока.
Слово учителя. Вокруг нас постоянно происходят различные изменения с веществами: вода испаряется или затвердевает, осенью меняется окраска листьев у растений. Эти изменения называются явлениями. Явления бывают физическими и химическими.
Проблемный вопрос: По каким внешним признакам мы отличаем химические явления от физических?
Лабораторный опыт №3 Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Цель: изучение признаков химических реакций Уровень мыслительных навыков: применение Критерий оценивания: Обучающийся: 1.Отличает химические явления от физических; 2.На основании проведения лабораторного опыта, устанавливает признаки химических реакций; 3.Соблюдает ПТБ при работе с химическими веществами
Ход работы Оборудование и реактивы на одного ученика а)Реактивы: сахар или уголь-2г. пищевая сода-1г. раствор уксусной кислоты-1мл. вода-250 мл. раствор сульфата меди (II)-1 мл. раствор гидроксида натрия-1 мл. б)Химическая посуда и оборудование: плитка/ спиртовка-1шт. коническая колба-1шт. часовое стекло-1шт. спички-1шт. пробиркодержатель-1 шт. пипетка-4 шт. пробирка-6 шт. Техника безопасности. Требуется соблюдение правил работы с нагревательными приборами, кислотой. Задание: Осуществите на практике следующие взаимодействия. Объясните, на основании каких признаков, эти явления можно отнести к химическим явлениям. 1.Сжечь уголь или сахар. 2.Поместите в чашку немного порошка пищевой соды. Сверху налить 1 мл. раствора уксусной кислоты. 3.Налить в пробирку 1 мл. раствора сульфата меди (II) и добавить 1 мл. раствора гидроксида натрия. 4. Записать наблюдения в таблицу. 5.Сформулировать выводы. № п/п | Ход работы | Наблюдения | Выводы | | | | |
Дескриптор Обучающийся: 1.Правильно проводит лабораторный опыт по инструкции в учебнике ( для слабых учащихся карточки-инструкции); 2.Правильно определяет признаки химических реакций; 3 Верно записывает наблюдения в таблице; 4.Соблюдает правила техники безопасности при работе с химическими веществами (Учащиеся работают в группе, в каждой группе имеется консультант из числа сильных учеников, он оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения). Обратная связь: Ученик-ученик. Учитель проверяет работы сильных учащихся (графическое оценивание), а они проверяют у остальных. (взаимное оценивание в группе) Беседа по результатам лабораторных опытов: 1.Сохраняют ли вещества свои свойства после химического превращения? 2.Какие признаки химических реакций вы видели в ходе наблюдений? 3.Какие условия необходимы для возникновения химических реакций? (Индивидуальные ответы учащихся)
Учитель: Таким образом, любая химическая реакция сопровождается внешними признаками, по которым мы и судим о ее протекании:
Работа в группах с информацией по вопросам. Метод «Джигсо-2» Группа1. Физические явления. Группа2. Химические явления. Группа3.Какие процессы происходят со структурными частицами при физических и химических явлениях? Группа4.Условия протекания и течения химических реакций. Учащиеся в группе делятся на 1,2,3,4 В каждой группе по 5-6 учеников, например в группе А: А-1, А-2, А-3, А-4; в группе В: В-1, В-2, В-3, В-4; и т.д. 4 группы получают 4 задания (4 вопроса). В ходе обсуждения каждый ученик становится экспертом по своему вопросу. Учитель контролирует обсуждения в группах. Далее эксперты возвращаются в свои группы, вновь создается исходная группа. Каждый игрок-эксперт, в порядке, соответствующем номеру, учит своих сверстников тому, что знает сам. Таким образом, ученики, побывав в роли учителя, обучают друг друга, каждый ученик за короткий промежуток времени, осваивает 4 вопроса.
Закрепление. Работа в паре по карточкам Задание на формативное оценивание Цель: Различать физические и химические явления Уровень мыслительных навыков: Применение Критерий оценивания: Обучающийся: 1.Отличает физические и химические явления; 2.Правильно называет признаки химических явлений 3.Предлагает условия для возникновения и протекания химических реакций Задание 1(уровеньА) 1) Распределите на 2 группы: а) физические явления; б) химические явления. Ржавление железа, замерзание воды, горение бензина, плавление алюминия, прокисание молока, подгорание пищи на перегретой сковородке, образование снежинок, протухание куриного яйца, горение спирта, старение бумаги, горение свечи. Объясните ваш выбор. Дескриптор: Обучающийся 1.Правильно определяет физические явлении; 2. Правильно определяет химические явления; 3.Правильно называет признаки химических явлений; Задание 2 (уровеньВ) 2)Приведите по 2 примера физических и химических явлений и докажите, почему они являются физическими или химическими Дескриптор: Обучающийся 1.Обучающийся отличает физические и химические явления; 2.Приводит примеры физических явлений; 3.Приводит примеры химических явлений Задание 3 (уровеньС) Предложите условия, необходимые для возникновения и течения химических реакций угля с кислородом. Дескриптор: 1.Предлагает условия для возникновения и течения химических реакций Обратная связь. Учитель-ученик, ученик – ученик. ФО: в парной работе (взаимооценивание), графическое оценивание учителя. |