kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Подготовка к ЕГЭ. Отработка навыков выполнения заданий с выбором ответов № 32 и № 33 (Характеристика свойств неорганических веществ.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока удалось обобщить и систематизировать знания за курс неорганической и общей химии, характеристике свойств неорганических веществ.  Выявить уровень подготовки учащихся к итоговой аттестации. Выявить пробелы в знаниях учащихся. Закрепить знания в ходе самостоятельной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Подготовка к ЕГЭ. Отработка навыков выполнения заданий с выбором ответов № 32 и № 33 (Характеристика свойств неорганических веществ.)»

Урок-практикум в 11 классе

по отработке навыков решения заданий части В.

Автор: учитель химии

Лысоконь Ирина Алексеевна

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Отработка навыков выполнения заданий с выбором ответов № 32 и № 33 (Характеристика свойств неорганических веществ.)

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания за курс неорганической и общей химии, характеристике свойств неорганических веществ.

  • Выявить уровень подготовки учащихся к итоговой аттестации.

  • Выявить пробелы в знаниях учащихся.

  • Закрепить знания в ходе самостоятельной работы.

Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, дидактические карточки. Опорные конспекты к темам.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами заканчиваем изучение школьного курса химии. До окончания учебного года остается всего месяц. Многое уже пройдено и изучено. Со школой ваше знакомство с химией не кончается. Многие продолжат ее изучение в другом учебном заведении. А в этом должны помочь знания, полученные в школе. Не случайно, девизом нашего урока стали слова:…

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Простой девиз: «Хотим все знать!»

Тема нашего урока: Характеристика свойств неорганических веществ. Качественные реакции на неорганические вещества.

Как вы думаете, чем на сегодняшнем уроке мы будем заняты? (ответы учащихся).

Да, действительно, цель сегодняшнего урока систематизировать знания по вопросам: характеристика свойств неорганических веществ и качественные реакции на неорганические вещества, выявить уровень подготовки, готовности к итоговой аттестации, ликвидировать имеющиеся пробелы..

На предыдущих уроках мы говорили об основных классах неорганических веществ. И у вас было домашнее задание, выполнение которого мы сейчас и проверим.

  1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

а) фронтальная беседа по вопросам:


    1. Какие классы неорганических веществ называют оксидами?

    2. Какие классы неорганических веществ называют основаниями?

    3. Какие классы неорганических веществ называют кислотами?

    4. Какие классы неорганических веществ называют солями?

    5. Перечислите основные свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

    6. Как называют реакцию взаимодействия кислоты с основанием? Почему?

    7. Почему азотная и серная (конц.) кислоты ведут себя в реакциях с металлами иначе, чем, например, соляная?

    1. Как изменяются основные свойства летучих водородных соединений в пределах одного периода? Рассмотрите на примере соединений элементов второго периода.

    1. Какие соединения называют амфотерными? Приведите примеры.



б) Выполнения дом задания у доски.

1. № 1 стр. 291. Как природа кислоты влияет на степень электролитической диссоциации? Рассмотрите это влияние на примерах: а) азотной и азотистой кислот, б) хлорноватистой HClO и хлорной HClO4, в) сернистой и серной кислот. Сделайте общий вывод.


  1. Найдите массовую долю гидроксида натрия в растворе, полученном при взаимодействии 69 г натрия и 130 мл воды.

n(H2) =0,5 n(Na) = 1,5 моль

m(H2) = 1,5 ∙2 = 3г

m(р-ра) = 69 + 130 -3 = 196.

w(NaOH) = 120/196 = 0,612 или 61,2%

Задачи данного типа встречаются и в КИМах ЕГЭ, в части со свободным ответом, часть С (№ 39).


II. Выполняя домашнее задание, отвечая на поставленные перед вами вопросы мы повторили основные классы неорганических веществ, их свойства и можем смело переходить к выполнению экзаменационных заданий.

Сегодня объект нашего внимания – химические свойства неорганических веществ и качественные реакции на неорганические вещества.

.

  1. Работа по опорным конспектам

Для успешного выполнения заданий из экзаменационного материала необходимо обратится к теории, знания которой поможет нам выполнять задания данных видов. А повторить теорию нам помогут опорные конспекты, которые я вам предлагаю.

а) Вспомним тривиальные названия некоторых веществ и смесей. ОК №1


1. Со словом «вода» связано несколько названий веществ, вспомним формулы:

Аммиачная –

Бромная –

Баритовая –

Известковая –

Кристаллизационная –

Хлорная –

2. Некоторые газы имеют тривиальные названия. Назовите формулы таких газов как:

Веселящий, сернистый, угарный, природный(болотный, рудничный), гремучая смесь, углекислый, лисий хвост.

3. Ну и еще несколько вопросов»

Какие соли называют селитрами?

Что такое медный и железный купорос?

Какова формула у питьевой соды?

б) Найдите ОК № 2 – свойства газов.

Назовите газы которые

  1. Растворяются в воде

  2. Горят

  3. Взаимодействуют с водой.

  4. Поддерживают горение.

  5. Изменяют окраску раствора лакмуса.

  6. Имеют запах


в) Теперь вспомним некоторые свойства кислот, солей, оснований (щелочей). ОК № 3 (приложение 1)

1. Перед вами ряд кислот. Что вы можете сказать об этом ряде?

2. Следующий ряд – ряд активности металлов или электрохимический ряд напряжений

металлов. Какие химические свойства связаны с этим рядом?

3. Что вы можете сказать о растворимости кислот, гидроксидов металлов и солей в

воде.

  1. Опишите взаимодействие азотной кислоты с металлами.

  2. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.


III. Закрепление: химический диктант.


Вам даны формулы веществ (4 варианта):

Ответ «да» - + Ответ «нет - _


I II III IV

HCl Na2O CO2 KOH


1. Взаимодействует с водой с образованием кислоты?

2. Взаимодействует с водой с образованием щелочи?

3. Взаимодействует с кислотами с образованием соли и воды?

4. Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды?

5. Взаимодействует с кислотными оксидами с образованием соли?

6. Взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды?

7. Взаимодействует с амфотерным гидроксидом с образованием соли и воды?

8. Вступает в реакцию нейтрализации?

9. Взаимодействует с солями в том случаи, если один из продуктов реакции выпадает в осадок?

10. Водный раствор изменяет окраску индикаторов: фенолфталеин - малиновый.



IV. Работа по выполнению заданий КИМов ЕГЭ )задания 9, 32.

1. Найдите в каждом ряду «лишнее» вещество и объясните свой выбор:

а)

б)

в)

г)


2.Составьте схему генетической связи между веществами:

Проверь себя. (слайд)

3. Установите соответствие между веществами и формулами реагентов, с которыми они могут взаимодействовать.


ВЕЩЕСТВО


А) NaHSO4


Б) K2SO4


В) Li


Г) O2


ФОРМУЛЫ РЕАГЕНТОВ


1) H2SO4, BaCl2, Pb(NO3)2


2) N2, Ag, HCl


3) N2, Pt, NH3


4) SO2, P2O3, CrO


5) KOH, CH3COONa, Na


  1. Давайте отдохнем. Викторина

    • Назовите ученого, который впервые получил природное органическое вещество из неорганического (Фридрих Велер)

    • Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош – непромокаемый плащ, который стали называть его именем).

    • Какие именные реакции в органической химии вы знаете?

    • От щелочи я желт как в лихорадке, краснею от кислот как от стыда, но я бросаюсь в воду без оглядки, и там уж не заест меня среда.

    • Я пью его в мельчайших дозах, на сахар капаю раствор, а он способен бросить в воздух, любую из ближайших гор (нитроглицерин).

    • Какую воду называют мертвой? (с состав сходит дейтерий)

    • Что хранили в сосудах из алюминия в средние века? (ничего, так как его еще не умели получать)

    • Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? (золото)

    • Академик Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись всего 3 г этого металла, он бы моментально умер».

    • Жидкая смесь природных углеводородов?

    • Какая кислота содержится в клетках крапивы? (муравьиная)

    • Какая кислота входит в состав брусники и клюквы, предохраняя их от порчи? (бензойная)

    • Какой газ используют в медицине для снятия болевого шока при операциях (веселящий)

    • Какой воздух легче – влажный или сухой?

    • Верно ли, что 19 веке в Петербургской академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (да)

  1. Подводим итоги. Выставляем оценки.

  2. Заключение:

«Жить надо, чтобы выполнить задачу природы.… Сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам.… Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным… Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Ученье – себе, плод ученья – другим. Другого смысла в ученье нет, иначе его бы не было…»

Д.И. Менделеев.





Приложение 1.

Таблица кислот


Кислоты

Кислотные остатки

Кислотные

оксиды

формула

название

формула

название

HF

плавиковая

F (I)

фторид

для

HCl

соляная

Cl (I)

хлорид

бескислородных

HBr

бромоводородная

Br (I)

бромид

кислот

HI

йодоводородная

I (I)

йодид

кислотных

H2S

сероводородная

S (II)

сульфид

оксидов

HCN

синильная

CN (I)

цианид

не существует

H2SO3

сернистая

SO3 (II)

сульфит

SO2

H2SO4

серная

SO4 (II)

сульфат

SO3

НNO2

азотистая

NO2 (I)

нитрит

N2O3

HNO3

азотная

NO3 (I)

нитрат

N2O5

H2CO3

угольная

CO3 (II)

карбонат

CO2

H2SiO3

кремниевая

SiO3 (II)

силикат

SiO2

H3PO4

ортофосфорная

PO4 (III)

ортофосфат

P2O5

HPO3

метафосфорная

PO3 (I)

метафосфат

P2O5

HClO3

хлорноватая

ClO3 (I)

хлорат

Cl2O5

HClO4

хлорная

ClO4 (I)

перхлорат

Cl2O7

H2CrO4

хромовая

CrO4 (II)

хромат

CrO3

H2Cr2O7

дихромовая

Cr2O7 (II)

дихромат

CrO3

H3BO3

борная

BO3 (III)

(орто)борат

B2O3

HMnO4

марганцовая

MnO4 (I)

перманганат

Mn2O7


Условный вытеснительный ряд кислот:



H3PO4





H2SO4

HCl

H2SO3

H2CO3

H2S

H2SiO3


HNO3






Каждая кислота вытесняет из солей все стоящие правее в этом ряду


Ряд активности металлов

(электрохимический ряд напряжений металлов):

Li Rb K Cs Ba Sr Ca Na Mg Be Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Bi Cu Hg Ag Pt Au

Примечание: одной чертой подчеркнуты химические знаки активных металлов, двумя чертами – химические знаки металлов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды (Cr+3).


Активные металлы:

Li; Na; K; Rb; Cs

(I)

Ca; Sr; Ba; Ra

(II)

Примечание: гидроксиды активных металлов – щелочи – растворимые в воде основания


Растворимость кислот, гидроксидов металлов и солей в воде:

1. все кислоты растворимы (кроме H2SiO3);

2. все гидроксиды металлов нерастворимы (кроме гидроксидов активных металлов);

3. а) все нитраты растворимы;

б) все хлориды растворимы (кроме AgCl и PbCl2);

в) все сульфаты растворимы (кроме SrSO4, BaSO4 и PbSO4);

г) все силикаты, карбонаты, сульфиды, сульфиты, ортофосфаты нерастворимы (кроме солей натрия, калия и аммония);

д) все соли лития, натрия, калия и аммония растворимы (кроме Li3PO4).

Если в ходе реакции обмена образуется кислота:


1.

H2SiO3


2.

СO2

H2CO3

H2O





3.

SO2

H2SO3

H2O


4.

H2S↑


5.

HCl↑

в безводной среде1

6.

HNO3

в безводной среде при умеренном нагревании



Амфотерные оксиды и их гидраты

(амфотерные гидроксиды):


ZnO

Zn(OH)2

= ZnO2 цинкат

Al2O3

Al(OH)3

– AlO2 алюминат

SnO

Sn(OH)2

= SnO2 станнит

SnO2

Sn(OH)4

= SnO3 станнат

PbO

Pb(OH)2

= PbO2 плюмбит

PbO2

Pb(OH)4

= PbO3 плюмбат

BeO

Be(OH)2

= BeO2 бериллат

Cr2O3

Cr(OH)3

– CrO2 хромит


Примечание: в водных растворах присутствуют комплексные анионы, например:

[Al(OH)4] – тетрагидроксоалюминат-анион;

[Zn(OH)4]2– – тетрагидроксоцинкат-анион;

[Cr(OH)6]3– – гексагидроксохромат (III)-анион и т.п.



























1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Лысоконь Ирина Алексеевна

Дата: 21.06.2021

Номер свидетельства: 583841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства