Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии для 8 класса»
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»
Тетрадь
для практических и лабораторных работ по химии
в 8 « » классе
ученика(цы)____________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Практическая работа № 1
Тема: «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости» Цель: Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование: набор химической посуды, лабораторный штатив.
ТБ: общие правила поведения в химическом кабинете
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.
Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.
Письменно ответьте на вопросы:
Каковы правила определения запаха вещества?
Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?
Вывод: (вывод делается по цели работы)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Практическая работа № 2
Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»
Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.
Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем
Что наблюдаю
Выводы
1.Растворение загрязнённой поваренной соли.
В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
Поваренная соль_________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________
Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________
_______________________
2.Фильтрование полученного раствора.
Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке.
Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат)
Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости.
3.Выпаривание раствора соли ( фильтрата).
Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной.
По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________
Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.
Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка
ТБ: правила разделения неоднородных смесей.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Что делаем
Что наблюдаю
Выводы
Задание 1. Очистка воды от песка.
Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу.
Разделили смесь воды и песка методом___________________________________
Задание 2. Очистка воды жидкого масла.
Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла.
Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________
Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.
ТБ: правила работы с весами;
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задания для 1 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 2 группы
Задание 1
Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 3 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 4 группы
Задание 1
Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 5 группы
Задание 1
Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Ход работы
Задание 1.
Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:
Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?
Дано: Решение:
Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.
1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели
Плавление парафина – это _______________________ явление.
2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения.
Кипение воды – это ________________________
явление.
Примеры химических явлений.
1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H3PO4).
Выделение ____________ - это признак ________________явления.
2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na2SO4).
Выпадение осадка – это признак ______________ явления.
4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH4Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH)2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах.
Появление запаха – это признак________________явления
Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 2
Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»
Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.
Лабораторный опыт № 4 Тема: «Получение кислорода разложением пероксида водорода в
присутствии катализатора»
Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на
скорость химических реакций.
Оборудование и реактивы: измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1
1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.
2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?
Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________
3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:
t
H2O2→ ___________+___________;
С + О2→______________
Задание 2.
1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе разложения пероксида водорода?_________________________________________________________
Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции
Лабораторный опыт № 5:
Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»
Цель: получить газ водород, изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,
пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,
спички, лабораторный штатив с лапкой.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание:
Соберите прибор (§ 41, рис 35)
Что делаем
Что наблюдаем
Уравнения реакций.
1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку.
2.Заполненную водо
родом пробирку поднесите к пламени спиртовки.
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
При поднесении пробирки с водородом к пламени
спиртовки
слышен… _________________
________________
1.Составьте уравнение реакции получения водорода:
Zn + HCl →__________+ ___________
К какому типу относится данная реакция?_________________________
Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.
Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем
Что наблюдаю
Уравнения реакций. Выводы.
Опыт № 1
В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.
Na + H2O →______________+______
Al + H2O→_________+_____
Cu + H2O→
Опыт 2.
В 2 пробирки поместили
порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.
CaO + H2O →________________
P2O5 + H2O→_______________
Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами
с образованием___________________________ и __________________;
с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;
с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (1)
Тема: «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»
Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.
Оборудование и реактивы: растворы H3PO4, NaOH, AgNO3, лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.
В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl2).
Задание 2: описать свои наблюдения.
В 1 пробирке:_________________________________________________________________