kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии 8 класс (Габриелян О.С.), после курса "Введение в химию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для работы после пропедевтического курса "Введение в химию". Соответственно изменено количество часов в теме "Введение", "ппостые вещества", "Соединения химических элементов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс (Габриелян О.С.), после курса "Введение в химию"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Печерская средняя школа



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Гаврилова Т.В.

Протокол N 1

от « » августа 2016г.

«Согласовано»

Зам. директора

____________Шалудкина М.А.

« » августа 2016г.

«Утверждено»

Директор школы

________/Рябикова Н.Ф.

Приказ N ____

от « » августа 2016г.

Рабочая программа

по химии

8 класс

учителя химии высшей квалификационной категории

Офицеровой Нины Викторовны

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии, авторской Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна 2016 г..

Количество часов всего - 68

Количество часов в неделю - 2


Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • законом " Об Образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273 Ф-З;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ N 1897 от 17 декабря 2010г;

  • Приказом Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 г;

  • учебным планом МБОУ Печерская СШ;

  • образовательной программой основного общего образования МБОУ Печерская СШ;

  • федеральным перечнем учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".



Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 8 класс» автора О.С. Габриеляна. - М.: Дрофа, 2016.


Изменения, внесенные в программу:


В связи с тем, что курс химии начал изучаться в 7 классе (пропедевтический курс «Введение в химию»), некоторые темы сокращены: введение – с 6 часов до 3, практикум №1- исключены работы №1,2,3, в теме №2 объединены темы металлы и неметаллы.

Вместе с тем добавлены часы в тему №3 , №4 – решение расчетных задач (по 1 часу), тема №5 – 1 час «Расчеты по химическим уравнениям», 1 час «Типы химических реакций. Химические уравнения», тема №7 – 1 час «Ионные уравнения», 1 час «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений».

Добавлен 1 час на проведение промежуточной аттестации в виде зачета.



Планируемые результаты обучения:

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.






























Содержание

(2 ч в неделю; всего 68 ч)


Тема 1.

Введение (3 ч)


Предмет химии. Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вещества. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений.

Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Составление химических формул. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат).

Знать:

  • определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула;

  • определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;

  • понимать и записывать химические формулы веществ;

  • определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;

  • знаки первых 20 химических элементов.

Уметь:

  • Отличать химические реакции от физических явлений;

  • использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • определять положение химического элемента в периодической системе;

  • называть химические элементы;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.


Тема №2

Атомы химических элементов (10 ч)


Основные сведения о строении атомов. Атомы как форма существований химических элементов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Современное определение понятия «химический элемент». Электроны.

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов.

Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение свойств элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Характеристика химических элементов на основании их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома.

Ионная связь. Понятие об ионной связи. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи. Образование бинарных соединений.

Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Электронные и структурные формулы.

Ковалентная полярная связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность.

Металлическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Знать:

  • определение понятий «химический элемент», «химическая связь», «ион», «ионная связь», «металлическая связь»;

  • формулировку периодического закона;

  • объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия между типами химических связей.

Уметь:

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;

  • объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ;

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах периодов и подгрупп;

  • характеризовать химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов;

  • определять тип химической связи.

Перечень контрольных мероприятий

Контрольная работа № 1 по теме: «Атомы химических элементов».


Тема №3

Простые вещества (8 ч)


Простые вещества металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Простые вещества - неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Постоянная Авогадро. Закон Авогадро. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Знать:

  • общие физические свойства металлов и неметаллов;

  • определение понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Уметь:

  • характеризовать физические свойства металлов и неметаллов;

  • понимать связь между составом, строением и свойствами веществ;


Перечень контрольных мероприятий

Контрольная работа № 2 по теме: «Простые вещества».


Тема №4

Соединения химических элементов (12ч)


Степень окисления и валентность. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.

Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.


Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Знать:

  • правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории;

Уметь:

  • определять степени окисления элементов в бинарных соединениях;

  • составлять формулы соединений, общий способ их называния;

  • определять принадлежность вещества к определенному классу неорганического соединения;

  • характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки;

  • вычислять массовую долю вещества в растворе.


Тема №5

Изменения, происходящие с веществами (13 ч)


Физические явления - явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Химические реакции- явления, связанные с изменением состава вещества. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой, воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.


Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Знать:

  • способы разделения веществ;

  • определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы химических реакций.

Уметь:

  • составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

  • производить расчеты по химическим уравнениям;

  • определять типы химических реакций;


Перечень контрольных мероприятий

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами».


Тема №6

Практикум 1 Простейшие операции с веществом (2 ч)


1. Признаки химических реакций.

2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Уметь:

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • готовить растворы заданной концентрации.


Тема №7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20ч)


Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Электролитическая диссоциация. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Соли в свете теории электролитической диссоциации. Классификация. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).


Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Знать:

  • определение понятий «растворы», «электролит», «неэлекторолит», «электролитическая диссоциация», «сильный и слабый электролит», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», основных неорганических соединений в свете электролитической диссоциации;

  • основные положения электролитической диссоциации;

  • классификацию основных неорганических соединений и их свойства.

Уметь:

  • пользоваться таблицей растворимости;

  • составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность, определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде;

  • определять окислители и восстановители, отличать окислительно – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.



Перечень контрольных мероприятий

Контрольная работа №4 по теме «Свойства растворов и электролитов».


Тема №8

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (2 ч)


6. Ионные реакции.

7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.


Требования к уровню подготовки обучающихся (промежуточный результат)

Уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

  • наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения химии ученик должен:

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • получать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ.

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.










Тематический план 8 класс



Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение

3

Текущий контроль

  1. Атомы химических элементов

10

Текущий контроль

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

  1. Простые вещества

8

Текущий контроль

Контрольная работа №2 «Простые вещества»

  1. Соединения химических элементов

12

Текущий контроль


  1. Изменения, происходящие с веществами

13

Текущий контроль

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов».

  1. Практикум № 1

2

Практическая работа №1

Практическая работа №2

  1. Растворение, растворы, свойства растворов электролитов

20

Текущий контроль

Контрольная работа №4 «Свойства растворов электролитов»

Промежуточная аттестация. Зачет.

  1. Практикум №2


Практическая работа №3

Практическая работа №4




































Календарно-тематическое планирование


п/п


Название раздела, темы урока


Кол-во часов


Основные изучаемые вопросы

Дата

Д.З.

1

2

3

4

5

6


Тема №1 Введение (3 часа)


  1. Предмет химии.

Превращения веществ.

Роль химии в жизни человека.


1

Химия как наука.

Химический элемент.

Роль химии в жизни человека.





2.


Периодическая

система химических

элементов.

1

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды ПСХЭ.



3.


Химические формулы.

1

Закон постоянства состава.




Итого часов по теме

3





Тема № 2 Атомы химических элементов (10 ч)


4.


Основные сведения о строении атомов.


1

Строение атома. Ядро (протоны,

нейтроны), электроны.



5.


Ядерные реакции. Изотопы.

1

Ядерные реакции. Изотопы.



6.


Строение электронных оболочек атомов.

1

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ.




7.


Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева.

1

Изменения свойств элементов в ПСХЭ. Причины изменения свойств веществ.



8.


Виды связей.


3

Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь. Металлическая связь.

Механизм образования ковалентной неполярной и неполярной свуязи.







9.

Повторение по теме

«Атомы химических элементов».

1

Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь.



10.

Контрольная работа №1 по теме

«Атомы химических элементов».

1

Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь.



11.

Коррекция знаний по теме «Атомы химических элементов».

1

Строение атома. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Химическая связь.



Итого часов по теме

10





Тема № 3 Простые вещества (7 ч)

12.

Простые вещества металлы и неметаллы.

1

Характеристика связи между составом, строением и свойствами веществ.



13.

Количество вещества. Молярная масса.


2

Расчеты на

вычисление молярной массы по химическим формулам.




14.

Молярный объем газов. Закон Авогадро.

1

Молярный объем газов.



15.

Решение расчетных задач.


2

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».




16.

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества».

1




Итого часов по теме

7





Тема № 4 Соединения химических элементов (11 ч)


17.

Степень окисления. Валентность.

1

Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.




18.


Оксиды.




1


Важнейшие классы бинарных

соединений - оксиды и летучие водородные соединения.



19.

Основания.


1

Основания, их состав и названия. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде.



20.

Кислоты.


1

Кислоты, их состав и названия. Классификация.



21.

Соли.


1

Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде.



22.

Закрепление знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

Основные классы неорганических соединений



23.

Типы кристаллических решеток


1

Зависимость свойств веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки.



24.

Чистые вещества и смеси.

1

Чистые вещества и смеси.




25.

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

1

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).




26.

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.

2

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».




Итого часов по теме

11





Тема № 5 Изменения, происходящие с веществами (12 ч)


27.

Физические и химические явления.Т.Б.

1

Физические явления в химии.

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.



28.

Химические уравнения.


1

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов.



29.


Расчеты по химическим уравнениям.


3

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.



30.

Реакции разложения.


1

Реакции разложения. Понятие скорости химической реакции. Катализаторы.



31.

Реакции соединения.

1

Реакции соединения. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.


32.

Реакции замещения.

1

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов.



33.

Реакции обмена.

1

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды.



34.

Закрепление знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

2

Типы химических реакций. Составление уравнений, соответствующих различным типам химических реакций.



35.

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Составление химических уравнений, определение типа реакции. Решение задач.




Итого часов по теме

12





Тема № 6 практикум №1 «Простейшие операции с веществом» (2 ч)


36.

П/р № 5 «Признаки химических реакций». ТБ

1

Определение типов химических реакций, составление уравнений химических реакций.




37.

П/р № 6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». ТБ

1




.

Итого часов по теме

2





Тема № 7 Растворение. Растворы. Свойства растворов и электролитов (21 ч)


38.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

Растворение как физико-химический процесс.



39.

Электролитическая диссоциация.

1

Понятие об электролитической диссоциации. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи.



40.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

Основные положения ТЭД.



41.

Ионные уравнения.

2

Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.



42.

Кислоты в свете ТЭД.

2

Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД.



43.

Основания в свете ТЭД.

2

Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД.



44.

Оксиды.

2

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.



45.


Соли в свете ТЭД.

2

Свойства солей в свете ТЭД.



46.

Обобщение сведений о основных классах неорганических соединений.

2

Свойства неорганических соединений в свете ТЭД.



47.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

2

Составление уравнений химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.



48.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

1

ОВР. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.



49.

Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР.

1

Химические свойства основных классов неорганических соединений.



50.

Контрольная работа № 4 по теме «Свойства основных неорганических соединений».

1






Промежуточная итоговая аттестация

Зачет «Свойства основных классов неорганических ссоединенйи в свете ТЭД»

1




Итого часов по теме

21





Тема № 8 Практикум № 2 «Свойства растворов электролитов» (2 ч)


51.

П/р.№ 7 «Ионные реакции.». ТБ

1




52.

П/р. № 8 «Условия протекания химических реакций» ТБ.

1




Итого часов по теме

2




Итого часов

68














































15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по химии 8 класс (Габриелян О.С.), после курса "Введение в химию"

Автор: Офицерова Нина Викторовна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства