- способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, уникальности Австралии. Проверить и оценить знания и умения учащихся по теме «Австралия».
- способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуации.
- воспитать чувство товарищества, дружбы, посредством элементов игры, проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии.
| Этап урока | Деятельность учителя | Слайды | Деятельность учащихся |
| Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
| Выход на тему и цель урока. | - Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где всё наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Терра инкогнита» - «Неизвестная земля»», как называли раньше этот континент, который и сейчас остаётся для нас землёй полной загадок, сюрпризов и сокровищ. - Ребята, попробуйте определить, прослушав стихотворение поэтессы Галины Усовой. Об особенностях природы какого материка идёт речь? | Слайд 1. Стихотворение поэтессы Галины Усовой «Австралия – страна наоборот». Она располагается под нами Там, очевидно, ходят вверх ногами Там наизнанку вывернутый год Там расцветают в октябре сады Там в январе, а не в июле лето Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то Там в зарослях следы бескрылых птиц Там кошкам в пищу достаются змеи Рождаются зверята из яиц И там собаки лаять не умеют Деревья сами лезут из коры Там кролики страшней, чем наводненье Спасает юг от северной жары Столица не имеет населенья | Слушают, предполагают название темы урока. |
| - Открываем тетради и записываем тему урока: | Слайд 2. «Австралия – страна наоборот». | Записывают тему урока. |
| Работа над темой | - Какие мы поставим перед собой цели, что мы желаем узнать? | Слайд 3. Цели урока (у каждого своя) | Формулируют цели урока. |
| - Для того чтобы раскрыть тему урока и найти ответы на ваши вопросы, мы совершим путешествие в Австралию. | Слайд 4. Начало путешествия: Перед вами высокие горы стоят Зовут они в гости пытливых ребят В дорогу собраться не трудно для нас И вот вы к походу готовы сейчас. На столах у вас жетоны Кто сегодня отвечает, тот жетончик получает В конце урока посчитаем – победителей узнаем. (багаж знаний – рюкзак). | |
| 1 этап. «Австралийский пазл» Время выполнения задания – 3 минуты. | - Путешественник без карты не привык. Выйдем мы из положения. Карту создадим в одно мгновенье. Каждая команда получает файл с разрезанной картой Австралии, которую необходимо собрать. | Слайд 5. Карта Австралии | Собирают карту Австралии. |
| 2 этап. «Карта путешественника» Время выполнения задания – 5 минут. | - Командам необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов. | Слайд 6. Карта мира | На контурной карте подписывают географические объекты. |
| 3 этап. «Из истории открытий» Время выполнения задания – 2 минуты. | - Командам необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Австралия. | Слайд 7-8. 1. Открытие западного побережья Австралии (1606 г.). (Виллем Янсон) 2. Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи (1606 г.) (Луис Торрес) 3. Открытие северного и западного побережий материка. Доказательство того, что Австралия единый материк (1642-1644 гг). Абель Тасман 4. Открытие восточного побережья, Большого барьерного рифа; окончательное доказательство самостоятельности материка (1769-1770 гг). (Джеймс Кук) | В тетрадях записывают имя исследователей. |
| 4 этап. «Что такое? Кто такой?» Время выполнения задания – 5 минут. | - Необходимо дать точное и краткое объяснение слов. | Слайд 9. Объясните следующие понятия: 1.Аборигены - это… (коренные жители) 2.Бумеранг - это… (оружие в виде искривленной палки) 3.Канберра - это… (столица) 4.Крики - это… (временно пересыхающие реки) 5.Косцюшко - это… (гора, самая высокая точка материка) 6.Скрэб - это… (заросли кустарников) 7.Йорк - это… (северный мыс) 8.Тасмания - это… (остров, на юго-востоке Австралии) 9.Эму - это… (страус) 10. Муррей - … (самая крупная река Австралии) | Объясняют понятия. |
| Физминутка « Суша и вода» | Слайд 10. Учащиеся встают из за парт. Учитель говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки или на стул. Вместо слова «вода» можно сказать « озеро», «болото», « Гибралтарский пролив», « Хуанхэ», « Инд» и.т.д. А слово «суша» заменить на «остров», « берег», « Урал», « Сахара», « Гималаи» и. т.д | Выполняют физминутку. |
| 5 этап. «Засекреченный объект» Время выполнения задания – 3 минуты. | - Командам предлагаются 5 географических координат. С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами. | Слайд 11. Географические координаты: 280 ю.ш. 1530 в.д. (м. Байрон) 280 ю.ш .1370 в.д. (оз. Эйр-Норт) 220 ю.ш .1320 в.д. (город Анматжер ) 22 0ю.ш. 1650 в.д. (Тихй океан) 32 0ю.ш. 1160 в.д. (река Дарлинг) | По атласу находят географические объекты. |
| 6 этап. «В мире животных» Время выполнения задания – 4 минуты | - Уникальность органического мира материка подчёркивается в главном символе Австралийского Союза – гербе, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов, на которых изображены кенгуру, страус эму, ехидна, лирохвост, утконос, | Слайды 12-20. На слайдах появляются фотографии животных, которых необходимо узнать и правильно написать название. | |
| Заключительный этап | - Прошли весь “хребет География”, Достигли вершины “Успех” с рюкзаком. Рюкзак для взаимопроверки сейчас мы сдаем! | Считают полученные жетоны на уроке. |
| Рефлексия | - И в заключение урока мне хотелось сыграть с вами в игру «Самый.., самый..». Это и будет нашим выводом. Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». А теперь вы назовите признаки, по которым, на ваш взгляд, Австралию можно назвать самой…, самым…, материком. | Слайд 21. Австралия: 1. Самый маленький материк 2. Материк расположен полностью в южном полушарии. 3. Расположено одно государство – Австралийский Союз. 4. Самый удаленный материк. 5. Самый сухой материк. 6. Самый низкий материк. 7. В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений. 8. Нет полноводных рек. 9. В Австралии много животных и растений, которых нигде нет в мире. 10. Самый малонаселенный материк (20 млн. чел) | Учащиеся по очереди отвечают. |
| Билет на выход | -Напишите свои впечатления об уроке на желтом листочке и оставьте в конверте у двери. | | Написанные листочки оставляют у двери. |