II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели. | Дежурному предлагается вытереть доску, смоченной в воде тряпкой. -Чтобы смочить тряпку, нам потребовалось не менее 10гр воды. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Куда делась вода? 1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере. 2. Выберите правильные утверждения: - Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться. - Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха. - Прибор для измерения влажности воздуха называется гигрометром. - Самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи. - - Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей. - Количество осадков на земной поверхности называется облачностью. - Для чего человеку нужны знания об относительной и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться эти знания? | Отвечают на вопросы, закрепляя изученное. |
III. Изучение нового | Анализ рисунка 79 стр 121 в учебнике. — Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Виталия Туникова: Облака белым пухом летели, Покоряя небесный простор. Сквозь туманы, снега и метели, Мчась туда, где сердечный костёр. Облака - душ небесных обитель, Пролетая над нашим окном, Как воздушный, безмолвный наш зритель, Дарят чувства, азарт и задор. И как душ исцеляющий мастер, Клеят, красят, латают их новь, Они дарят Надежду на Счастье, Веру в то, что придёт к нам Любовь. А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака? Затем учащиеся читают в учебнике, что такое облака и как они образуются. Облака имеют разную форму и свойства. Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют атлас и рис. 99 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от сезона года (осадки тёплого времени года, осадки холодного времени года); в зависимости от того, в каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают. | Запись в тетрадь определений «Абсолютная влажность» воздуха, «Относительная влажность» воздуха, «Насыщенный воздух» , «Ненасыщенный воздух» Учащиеся выясняют, что такое облачность. Она выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её поверхности днём и препятствуя понижению температуры ночью. Больше всего облачных дней в полярных областях и на экваторе, а меньше всего — над пустынями. Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность 0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто облаками. Самостоятельная работа с учебником стр 122 , рис 80, 81. В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют представление о разных видах осадков, и систематизируют их по признакам: выпадающие из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного паром. Групповая работа с картой атласа Учащиеся по карте определяют те места в России, в мире, где выпадает наибольшее количество осадков и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 82 стр. 124 учебника |
V. | Виды осадков: Твердые (гололед, снег, иней, град) Жидкие (дождь, роса) - Как вы думаете, от чего зависит количество осадков? - Зная причины образования осадков, можете вы предположить, в каких районах нашей республики бывают особенно сильные туманы? Отчего они образуются? | Схематическая запись видов осадков. Учащиеся выясняют, какое количество осадков выпадает в их местности. |