Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся
Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся
В процессе обучения детей географии существует много разнообразных форм и методов, которые позволяют учителю сделать урок более насыщенным и плодотворным. Одна из таких форм работы это игра. Игровые моменты можно использовать на различных этапах урока. Например, при проверке домашнего задания. Даже небольшие игровые моменты позволяют оживить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся, создать ситуацию успеха, особенно если игра проходит в духе соревнования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся»
Игровые формы работы на уроках географии
как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся.
Скабелкина Наталия Ивановна,
МБОУ «Гимназия № 1 им. Н. И. Борцова»
г. Лебедянь Липецкой области
В процессе обучения детей географии существует много разнообразных форм и методов, которые позволяют учителю сделать урок более насыщенным и плодотворным. Одна из таких форм работы это игра. Даже небольшие игровые моменты позволяют оживить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся, создать ситуацию успеха, особенно если игра проходит в духе соревнования. Играть любят все, но особенно учащиеся 6-8 классов.
Игровые моменты можно использовать на различных этапах урока. Например, при проверке домашнего задания:
Игра «Географическая эстафета»,
«Холодно, тепло, горячо!»,
«Флюгер»,
Географическая разминка «Кто быстрее и точнее?» и т. д.
«Шифровальщик»
Топографический диктант.
Утро застало нас в лесу на поляне. Выскочив из палаток, все ребята помчались умываться к озеру, заросшему высоким камышом. Нарвать его нам не удалось — берега были заболочены, а на кочках сидели страшные лягушки.
После завтрака по просеке мы вышли к грунтовой дороге и вскоре по ней подошли к хутору. Отсюда мы пошли по опушке леса в полукилометре от торфоразработок, но вскоре свернули на восток и по едва заметной тропинке вышли, наконец, к ручью, где устроили привал на обед. Костер развели в овражке, а сами устроились на лугу.
После обеда наш путь проходил так: по пешеходному мостику мы перебрались на другой берег и по проселочной дороге пошли на СВ. Справа тянулись поля, а слева — кустарники и редкий лес.
Через час мы вышли к шоссе. Вскоре стали попадаться отдельные строения, а впереди показалась высокая кирпичная башня, купол церкви, труба завода.
Чтобы срезать угол, мы пошли вдоль электролинии, но тут уперлись в забор, за которым был сад. Пришлось его обходить по грязи, прыгая через глубокие ямы.
Наконец мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже начало смеркаться, когда мы подошли к станции.
В тексте содержится 32 названия местных предметов, которые могут быть заменены рисунками топографических знаков:
(Лес, поляна., озеро, камыш., болото, кочки, просека, грунтовая дорога, хутор, опушка леса, торфоразработки, тропинка, ручей, овраг, луг, мостик пешеходный, проселочная дорога, кустарники, редкий лес, шоссе, отдельные строения, башня, церковь, завод с трубой, ЛЭП, забор, сад, ямы, насыпь, железная дорога, станция ж. д.)
1
Коля Петров написал своему другу письмо, в котором многие слова заменил общепринятыми топографическими знаками.
Прочитайте письмо.
При изучении нового материала:
Загадки.
Определите, о каких метеорологических явлениях идет речь.
а) Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет.
б) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
в) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
г) Шел долговяз, в сыру землю увяз.
д) Серое сукно тянется в окно.
2
2. фрагменты из произведений художественной литературы.
Пользуясь рисунком и предложенными описаниями, определите формы облаков.
а) Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала,
в) По небу изголуба-темному как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака...
(Н. В. Гоголь)
г) В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами...
(М. М. Пришвин)
3. Воображаемое путешествие, 7, 8, 9 кл. и др.
Закрепление пройденного материала.
Кроссворды, чайнворды, ребусы.
Игра «Губы», «Носы» и «Усы», 8 кл.
Филворд «Путешествие по России»
3
Головоломка «Географические полоски»
Р
К
Н
Н
З
К
П
П
К
К
С
О
З
С
Ы
У
С
Е
А
Ы
К
В
А
К
Л
Головоломка «Арифметика и города России»
КУС + КРИТ = ?6. ВАЛ + СТОК + ДИВО = ?
МОСТ + КОРА = ?7. БАР + УЛАН = ?
ЯК + КУСТ = ?8. ДОГОВОР + Н = ?
ВОР + ГАД + ГОЛ = ? 9. КРАН + Р + СОДА = ?
СТО + ЛАК = ?10. БОРИС + ГЛЕБ + СОК = ?
(1.Иркутск, 2. Кострома, 3. Якутск, 4. Волгоград, 5. Котлас и т. д.)
Игровые уроки: КВНы, викторины, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и др.