kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с топографическими картами как одна из форм интерактивного обучения с целью формирования ключевых компетенций обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения.Топографическая карта –  это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с топографическими картами как одна из форм интерактивного обучения с целью формирования ключевых компетенций обучающихся»

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения.

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.


Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается в разделе “План и карта” 5-6 кл.

Топографическая карта – это сложнейшая для нас область, давайте разберемся почему?

Обратимся к учебнику 5-6 кл (зачитать выдержки), рассмотрим атласы 5-6 кл. – видим путаницу в названиях план или карта????

Топографический план, его масштаб 1:5000 включительно. Он не считается картой, и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что Земля круглая. Это несколько искажает его информативность.

Топографические карты масштабом 1:10 000 и мельче; масштабом 1:10000 и 1:25000 считаются среди карт максимально подробными.


Области применения топографических карт:

необходимы в военных ведомствах для планирования стратегических учений в армейских подразделениях;

используются в строительстве для проведения геодезических или геологических работ, а также при строительстве и планировании дорожного полотна;

применяются в сельском хозяйстве при расчётах, касающихся размещения посадок и планирования ухода за ними;

необходима при проведении поисково-спасательных операций, поэтому часто востребован сотрудниками Министерства чрезвычайных ситуаций.


Изучают подробно картография, инженерная геодезия, военная топография….


К 9- 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Итак 9-11 кл на экзаменах в обязательном порядке задания по топографической карте, но если точнее по плану местности, т.к. сетки эта карта не имеет.

Рассмотрим несколько типов заданий:

№ 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.


1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.


2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Учитываем линейный масштаб.


№2. Задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир.

Запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.


№3. Задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие.


№4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

№5. Работа по топографической карте – построение профиля.



Олимпиадные задачи по географии по топографической карте.


Практический тур.

Картографические умения учащихся – умения работать с топографической картой. Уровень заданий зависит от возраста школьника, усложняются. olimpiada.ru – взять карту отсканировать и порешать.


Что могут включать задания?

Задания по определению масштаба

1.по известному расстоянию масштаба карты

2. по километровой сетки (сетка Гаусса –Крюгера, не параллели и меридианы, а километровая сетка.)

3. по номенклатуре карты (самое сложное)

4. по длине 1° по меридиану (на рамке карты указаны градусы широты)


Определение абсолютной высоты точки

1.Подписанной на карте

2. лежащей на горизонталях

3. лежащей не на горизонталях (метод интерполяции)

4. урез воды

Определение крутизны склона:

1.более/ менее крутой склон

2.в градусах по графику заложения


Определять высоту сечения рельефа

Определять магнитное склонение

Определять стороны горизонта

Измерять азимут

1.Истинный/географический

2.магнитный


Измерять расстояние местности

1.по прямой

2. по кривой (дороги, реки) редко, чаще по прямой

Измерить падение реки

Измерить уклон реки


Определять характеристики объектов – умения читать карту

(населенных пунктов; дорог; леса; водных объектов; социально-экономических объектов)

Определять видимость объектов

Проводить расчеты по карте

1.плотность населения

2.площадь объектов


Определение географических координат (сложное задание 9-11 кл)


Давайте попробуем вместе.

Координаты –угловые или линейные величины, определяющие положение точки на плоскости.

Координатные системы ( кстате, применяемые в военном деле):

  1. Географические координаты

  2. Полные плоские прямоугольные координаты



  1. Географические координаты


Широта и долгота, помним Россия с.ш. и в.д.


Суть проекции Гаусса –Крюгера – поверхность Земли через 6° делят меридианами на 60 частей. Позже каждую дольку распремляют и наносят на плоскость. Направление север-юг может отклоняться. Поэтому каждый лист топографической карты в масштабе 1: 1 000 000 ограничен меридианами проведенными через 6° и параллелями отстоящими друг от друга на 4°; в масштабе 1:100 000 имеет размеры 30´ по долготе и 20´ по широте; 1:25 000 7´30´´ и по широте 5´)

Наша карта: 1:25 000 7´30´´ и по широте 5´

18° 18°07´30´´


54°45´


54°40´


На карту нанесены вертикальные и горизонтальные линии образующие прямоугольную координатную сетку, т.е. линии проведены через целое число км выраженное в масштабе = км сетка. Все линии км сетки подписаны цифрами, которые означают км.

В этом способе построения карты уже заложена возможность определения по ним геогр. координат.

Для того чтобы указать приближенно местоположение какого-либо объекта достаточно назвать км квадрат. Цифры читают у ю-з угла квадрата. Первыми пишут цифры обозначающие горизонт. линии.


Если требуются более точные данные:


Для удобства определения широты и долготы любого пункта рамка карты разделена на отрезки равные 1´, а на каждом минутном отрезке точками отмечены деления равные 10´´ .

  1. № квадрата

  2. Ставим перпендикуляр под прямым углом и считаем ровное количество минут и секунд


  1. Прямоугольные координаты( плоские) линейные


- величины: абсцисса х и ордината у определяющие положение точек на плоскости (карте) относительно двух взаимно перпендикулярных осей х и у. Единицы измерения метры и км. Прямоугольную систему координат изобрел франц. математик Рене Декарта.

Достоинства: удобна в расчетах, высокая точность определения.

Недостатки: не учитывает кривизну земной поверхности.

Х= 60 69 …..545

60 – маленьн. цифры у рамки карты – это полные значения абсцисс и ординат. Остальные км линии –сокращенно от оси ординат в км.

У гориз.линии – расстояние от экватора

У вертик.линии - № зоны и расстояние в км от осевого меридиана зоны.

69- номер квадрата

545 – померить линейкой или циркулем измерителем до южн и зап рамки квадрата, перевести в масштаб.

Например у= 4310525


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кудрявцева Наталья Валентиновна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства