Федерального закона от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан"
27 октября 2017г. г. Ростов-на-Дону
Независимый эксперт Кириченко Максим Сергеевич, уполномоченный на проведение экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность, рассмотрев поступивший на экспертизу Федерального закон "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан"
1.Раздел, глава, пункт, абзац проекта нормативного правового акта | П. 1 ст. 1 |
Текст проекта нормативного правового акта | «Публичные действия, выражающие…» |
Наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений,способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96 (далее-коррупциогенный фактор) | Выборочное изменение объема прав |
Обоснование | 1. возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); трактовка «публичные действия» относительна, возможно субъективное рассмотрение вопроса |
Рекомендации по устранению коррупциогенного фактора | Конкретизация «публичных действий» специализированно для данного ФЗ. |
2. Раздел, глава, пункт, абзац проекта нормативного правового акта | П.1 ст. 1 |
Текст проекта нормативного правового акта | «…явное неуважение к обществу…» |
Наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений,способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96 (далее-коррупциогенный фактор) | Юридико-лингвистическая неопределенность Выборочное изменение объема прав |
Обоснование | 1. употребление термина «явное неуважение» полностью не раскрыто, в данной статье не указаны ни исключения из данного понятия, ни четкого, недвусмысленного определения данного понятия. 2. Возможность необоснованного установления общего порядка исходя из исключений для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). |
Рекомендации по устранению коррупциогенного фактора | 1. Дать полное и понятное определение понятия «явное неуважение», исключающее двусмысленности и неточности. 2. Конкретизация «неуважение к обществу» специализированно для данного ФЗ. |
3. Раздел, глава, пункт, абзац проекта нормативного правового акта | п.1 ст. 1 |
Текст проекта нормативного правового акта | «совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» |
Наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений,способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96 (далее-коррупциогенный фактор) | Юридико-лингвистическая неопределенность Выборочное изменение объема прав Нормативные коллизии |
Обоснование | Употребление термина «Оскорбления религиозных чувств» полностью не раскрыто, в данной статье не указаны ни исключения из данного понятия, ни четкого, недвусмысленного определения данного понятия. Понятие «совершенные в целях оскорбления» - субъективно, что допускает возможность необоснованного установления общего порядка исходя из исключений для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Коллизия норм указанного ФЗ и ст. 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется «…» свобода вероисповедания, включая право «…» не исповедовать никакой (религии), свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. |
Рекомендации по устранению коррупциогенного фактора | 1. Дать полное и понятное определение понятия «оскорбление религиозных чувств», исключающее двусмысленности и неточности. 2. Конкретизация «неуважение к обществу» специализированно для данного ФЗ. 3. Расширить определение «религиозные чувства» в обьеме, включающий конституционное право граждан на распространение и защиту иных убеждений. |
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», считаю, что Федеральноый закон от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан" может быть рекомендован для официального принятия с учетом предложенных изменений.
Независимый эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность
Кириченко М.С.