kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социальной и личностной мотивации детей начальной школы на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых качеств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какова же связь между сознательным отношением к своему здоровью и гармоничным развитием личности? Наблюдая за учащимися в урочной и внеурочной деятельности, я выявила, что больших успехов и лучших результатов добиваются ребята целеустремлённые, трудолюбивые, ответственные и при этом занимающиеся спортом, правильно питающиеся, соблюдающие режим дня, то есть ведущие здоровый образ жизни. Эти выводы привели меня к необходимости определиться, что же понимается под понятием «здоровье». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«зож Microsoft Word (3)»

Формирование социальной и личностной мотивации детей начальной школы на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых качеств

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45, Калининград

Мы говорим всем «здравствуйте». Что же заложено в этом приветствии? Мои ученики ответили на этот вопрос так: мы желаем друг другу здоровья. А почему даже в приветствии людей заключено пожелание здоровья? Мы пришли к выводу о том, что человек способен преодолеть трудности и совершать новые дела, будучи здоровым, поэтому здоровье является самой главной ценностью.

На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС на первое место поставлена задача гармоничного развития личности ребенка. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным средством для её реализации становится состояние здоровья школьника.

Какова же связь между сознательным отношением к своему здоровью и гармоничным развитием личности? Наблюдая за учащимися в урочной и внеурочной деятельности, я выявила, что больших успехов и лучших результатов добиваются ребята целеустремлённые, трудолюбивые, ответственные и при этом занимающиеся спортом, правильно питающиеся, соблюдающие режим дня, то есть ведущие здоровый образ жизни. Эти выводы привели меня к необходимости определиться, что же понимается под понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

Я предложила детям поразмышлять над формулой здоровья. Ребята предложили такие варианты: отсутствие болезней + хорошее настроение + поддержка родных; не болеть + улыбаться и не унывать + дружить и помогать людям. В итоге у нас получилась следующая формула здоровья:

  1. Здоровье физическое предполагает отсутствие болезней и хороший иммунитет, адаптация к нагрузке в школе, соответствие возрастной физиологической норме;

  2. Здоровье психическое или душевное – это уверенность в себе, соблюдение дисциплины, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, готовность получать знания, основы нравственного поведения.

  3. Здоровье социальное включает в себя умение строить взаимоотношения в окружении: семья – школа – друзья, противостояние негативному влиянию со стороны, способность ставить перед собой задачи и пути достижения целей, принятие жизненно важных ценностей.

Для того чтобы приобщить учащихся к ЗОЖ, надо сформировать мотивационную сферу детей, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, то есть внедрить «моду» на здоровье. Лучше всего в этом вопросе сработал подражательный эффект: ребята стали равняться на тех одноклассников, которые занимаются спортом. Эта направленность в дальнейшем становится доминирующей, определяющей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни.

Я выделяю следующие шаги по формированию мотивации:

1) вызвать у ребенка чувство неудовлетворенности своими недостатками, увеличить планку его притязаний.

2) помочь ребенку рационально и эмоционально осознать и оценить себя, увидеть положительные и слабые стороны, чтобы развить и усилить лучшие качества, устранить или компенсировать недостатки.

3) показать образцы самовоспитания и саморазвития, внушить то, что каждый человек путем самовоспитания может усилить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.

4) учить ребёнка заниматься самовоспитанием.

Здоровый образ жизни учеников включает следующие показатели:

Уровни

мотивации ЗОЖ

Успеваемость

Собственное

здоровье

Социометрический

статус

Самочувствие

Тревожность

Низкий

Имеют трудности в обучении или плохо учатся

Страдают хроническими заболеваниями

Не приняты в группу и изолированы, имеют постоянные либо частые конфликты

Плохое самочувствие

Высокий уровень тревоги

Исходя из данных таблицы, опять же, видна актуальность работы с подростками, включающая в себя деятельность по всем составляющим ЗОЖ: и обучение умению общаться ,и находить свое место в обществе (социальный аспект здоровья), и забота о здоровье, включая лечение и профилактику болезней (физический аспект), и умение учиться и управлять собой, своими эмоциями, принятие себя как личности (психологический аспект). Если с содержанием физической составляющей здоровья многое понятно: отсутствие болезней, хорошее самочувствие можно отследить как по картам здоровья, так и субъективным ощущениям, то содержание и наполнение понятия «психологического здоровья» требует пояснения. Тем не менее, здоровая личность имеет вполне определенные характеристики, которые можно измерять (и тем самым, «померить» изменения в мотивации ЗОЖ).

Характеристики здоровой личности.

  1. Здоровые люди обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности и идентичности.

  2. Здоровые люди имеют больше сил для испытания реальностью.

  3. Здоровые люди прибегают к зрелым механизмам защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других.

  4. Здоровые люди осознают собственную эффективность и изобретательность, они уверены в своей способности контролировать (или, по меньшей мере, влиять на) события, которые воздействуют на их жизнь.

  5. Здоровые люди положительно воспринимают образ и работу своего тела. Они не занимаются саморазрушительной деятельностью из–за искаженного восприятия себя и мира и не страдают пищеварительными расстройствами.

  6. Здоровые люди испытывают полный спектр эмоций. Они не страдают внутренней ограниченностью. Они эмоционально относятся ко всему, что делают.

  7. Сексуальность и чувствительность дарят этим людям заряд положительных эмоций. Это важное измерение их жизни.

  8. Здоровые люди умеют справляться с беспокойством, они нелегко теряют контроль или прибегают к непродуманным действиям.

  9. Здоровые люди ценят близость и взаимность. Они умеют начинать и строить отношения и активно поддерживают круг людей, способных помочь или дать совет.

  10. Здоровые люди воспринимают себя как часть большой группы, они получают значительное чувство удовлетворения от того социального окружения, в котором живут. Они находятся в сообществе.

  11. Здоровая личность умеет позитивно воспринимать такие вещи, как зависимое положение и расставание. Она способна установить зрелые отношения.

  12. Здоровые люди, имеющие развитое самосознание, достаточно сильны, чтобы пережить неудачи и разочарования, которые являются неотъемлемой частью жизненного пути. Они знают, как пережить депрессию, и умеют работать, чтобы преодолеть поражение.

  13. Здоровые люди способны распознавать двуличие, но могут воспринимать других вполне объективно.

  14. Здоровые люди имеют творческую жилку и любят играть. Они умеют не соответствовать ожиданиям.

  15. Здоровые люди смотрят на мир позитивно. Они умеют переосмыслить происходящее, и составить оптимистичную картину будущего. Какие бы неудачи ни случались на их жизненном пути, у них всегда остается надежда, что дальше будет лучше.

  16. Здоровые люди способны на самонаблюдение и самоанализ. Они сильно мотивированы уделять время размышлениям о своей жизни. ( М. Кетс де Врис «Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта»).





Таким образом, анализ критериев всех аспектов здоровья позволяет определить, в каком направлении работать по мотивации ЗОЖ, как формировать у всех участников образовательного процесса желание сохранять и укреплять свое здоровье, и как отслеживать результаты и эффективность работы.


Литература

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.

  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001.

  3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – М: ВАКО, 2006.

  4. Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996

  5. Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.

  9. Подборка журналов “Практика административной работы”.

  10. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006

  11. Трушкина Л.Ю. Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.



Просмотр содержимого презентации
«ЗОЖ Microsoft PowerPoint»

Михайлин Антон Геннадьевич  учитель физической культуры  МАОУ СОШ №45, Калининград

Михайлин Антон Геннадьевич учитель физической культуры МАОУ СОШ №45, Калининград

Формирование социальной и личностной мотивации детей начальной школы на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых качеств

Формирование социальной и личностной мотивации детей начальной школы на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых качеств

Основные задачи по формированию здоровьесберегающей среды в школе Реализация системы  профилактических мероприятий  О птимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;  П роведение системы  лечебно-оздоровительных  мероприятий Ф ормирование  благоприятного  морально-психологического  климата О птимизация системы О рганизация  психологической помощи  физкультурно-массовых  мероприятий  учащимся В недрение здоровьесберегающих  технологий в УВП

Основные задачи

по формированию здоровьесберегающей среды

в школе

Реализация системы

профилактических мероприятий

О птимизация уровня

образовательной нагрузки

каждого ученика;

П роведение системы

лечебно-оздоровительных

мероприятий

Ф ормирование

благоприятного

морально-психологического

климата

О птимизация системы

О рганизация

психологической помощи

физкультурно-массовых

мероприятий

учащимся

В недрение

здоровьесберегающих

технологий в УВП

Технологии оптимальной организации учебного процесса Чередование видов учебной деятельности Гигиена исследование   конспектирование Дозированное домашнее задание решение   рассуждение задач  слушание   другие виды деятельности Эмоциональная разрядка Физкультминутка

Технологии оптимальной организации

учебного процесса

Чередование видов учебной деятельности

Гигиена

исследование

конспектирование

Дозированное

домашнее задание

решение

рассуждение

задач

слушание

другие

виды

деятельности

Эмоциональная разрядка

Физкультминутка

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»

Формула здоровья отсутствие болезней + хорошее настроение + поддержка родных; не болеть + улыбаться и не унывать + дружить и помогать людям

Формула здоровья

отсутствие болезней + хорошее настроение + поддержка родных; не болеть + улыбаться и не унывать + дружить и помогать людям

Здоровье психическое или душевное – это уверенность в себе, соблюдение дисциплины, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, готовность получать знания, основы нравственного поведения.

Здоровье психическое или душевное – это уверенность в себе, соблюдение дисциплины, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, готовность получать знания, основы нравственного поведения.

Здоровье социальное включает в себя умение строить взаимоотношения в окружении: семья – школа – друзья, противостояние негативному влиянию со стороны, способность ставить перед собой задачи и пути достижения целей, принятие жизненно важных ценностей.

Здоровье социальное включает в себя умение строить взаимоотношения в окружении: семья – школа – друзья, противостояние негативному влиянию со стороны, способность ставить перед собой задачи и пути достижения целей, принятие жизненно важных ценностей.

Мотивационная сфера детей, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья

Мотивационная сфера детей, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья

Показатели здорового образа жизни учеников Уровни мотивации ЗОЖ Успеваемость Высокий Не испытывают трудности в обучении Собственное здоровье Социометрический Редко или совсем не болеющие Принятые в группе и лидеры статус Самочувствие Тревожность Хорошее самочувствие Низкий уровень тревожности

Показатели здорового образа жизни учеников

Уровни

мотивации ЗОЖ

Успеваемость

Высокий

Не испытывают трудности в обучении

Собственное

здоровье

Социометрический

Редко или совсем не болеющие

Принятые в группе и лидеры

статус

Самочувствие

Тревожность

Хорошее самочувствие

Низкий уровень тревожности

Уровни Средний мотивации ЗОЖ Успеваемость Собственное Испытывают незначительные трудности в обучении Имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья здоровье Социометрический Получившие небольшое количество позитивных выборов в классе статус Самочувствие Средний уровень самочувствия, «когда как» Тревожность Средний уровень проявлений тревоги

Уровни

Средний

мотивации ЗОЖ

Успеваемость

Собственное

Испытывают незначительные трудности в обучении

Имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья

здоровье

Социометрический

Получившие небольшое количество позитивных выборов в классе

статус

Самочувствие

Средний уровень самочувствия, «когда как»

Тревожность

Средний уровень проявлений тревоги

Уровни мотивации ЗОЖ Успеваемость Низкий Собственное Имеют трудности в обучении или плохо учатся здоровье Социометрический Страдают хроническими заболеваниями статус Самочувствие Не приняты в группу и изолированы, имеют постоянные либо частые конфликты Тревожность Плохое самочувствие Высокий уровень тревоги

Уровни

мотивации ЗОЖ

Успеваемость

Низкий

Собственное

Имеют трудности в обучении или плохо учатся

здоровье

Социометрический

Страдают хроническими заболеваниями

статус

Самочувствие

Не приняты в группу и изолированы, имеют постоянные либо частые конфликты

Тревожность

Плохое самочувствие

Высокий уровень тревоги

Характеристики здоровой личности. Здоровые люди обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности и идентичности. Здоровые люди имеют больше сил для испытания реальностью. Здоровые люди прибегают к зрелым механизмам защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других.

Характеристики здоровой личности.

Здоровые люди обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности и идентичности.

Здоровые люди имеют больше сил для испытания реальностью.

Здоровые люди прибегают к зрелым механизмам защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других.

Здоровые люди осознают собственную эффективность и изобретательность, они уверены в своей способности контролировать (или, по меньшей мере, влиять на) события, которые воздействуют на их жизнь. Здоровые люди положительно воспринимают образ и работу своего тела. Они не занимаются саморазрушительной деятельностью из–за искаженного восприятия себя и мира и не страдают пищеварительными расстройствами. Здоровые люди испытывают полный спектр эмоций. Они не страдают внутренней ограниченностью. Они эмоционально относятся ко всему, что делают.

Здоровые люди осознают собственную эффективность и изобретательность, они уверены в своей способности контролировать (или, по меньшей мере, влиять на) события, которые воздействуют на их жизнь.

Здоровые люди положительно воспринимают образ и работу своего тела. Они не занимаются саморазрушительной деятельностью из–за искаженного восприятия себя и мира и не страдают пищеварительными расстройствами.

Здоровые люди испытывают полный спектр эмоций. Они не страдают внутренней ограниченностью. Они эмоционально относятся ко всему, что делают.

Сексуальность и чувствительность дарят этим людям заряд положительных эмоций. Это важное измерение их жизни. Здоровые люди умеют справляться с беспокойством, они нелегко теряют контроль или прибегают к непродуманным действиям. Здоровые люди ценят близость и взаимность. Они умеют начинать и строить отношения и активно поддерживают круг людей, способных помочь или дать совет.

Сексуальность и чувствительность дарят этим людям заряд положительных эмоций. Это важное измерение их жизни.

Здоровые люди умеют справляться с беспокойством, они нелегко теряют контроль или прибегают к непродуманным действиям.

Здоровые люди ценят близость и взаимность. Они умеют начинать и строить отношения и активно поддерживают круг людей, способных помочь или дать совет.

Здоровые люди воспринимают себя как часть большой группы, они получают значительное чувство удовлетворения от того социального окружения, в котором живут. Они находятся в сообществе. Здоровая личность умеет позитивно воспринимать такие вещи, как зависимое положение и расставание. Она способна установить зрелые отношения. Здоровые люди, имеющие развитое самосознание, достаточно сильны, чтобы пережить неудачи и разочарования, которые являются неотъемлемой частью жизненного пути. Они знают, как пережить депрессию, и умеют работать, чтобы преодолеть поражение.

Здоровые люди воспринимают себя как часть большой группы, они получают значительное чувство удовлетворения от того социального окружения, в котором живут. Они находятся в сообществе.

Здоровая личность умеет позитивно воспринимать такие вещи, как зависимое положение и расставание. Она способна установить зрелые отношения.

Здоровые люди, имеющие развитое самосознание, достаточно сильны, чтобы пережить неудачи и разочарования, которые являются неотъемлемой частью жизненного пути. Они знают, как пережить депрессию, и умеют работать, чтобы преодолеть поражение.

Здоровые люди способны распознавать двуличие, но могут воспринимать других вполне объективно. Здоровые люди имеют творческую жилку и любят играть. Они умеют не соответствовать ожиданиям .

Здоровые люди способны распознавать двуличие, но могут воспринимать других вполне объективно.

Здоровые люди имеют творческую жилку и любят играть. Они умеют не соответствовать ожиданиям .

Здоровые люди смотрят на мир позитивно. Они умеют переосмыслить происходящее, и составить оптимистичную картину будущего. Какие бы неудачи ни случались на их жизненном пути, у них всегда остается надежда, что дальше будет лучше.

Здоровые люди смотрят на мир позитивно. Они умеют переосмыслить происходящее, и составить оптимистичную картину будущего. Какие бы неудачи ни случались на их жизненном пути, у них всегда остается надежда, что дальше будет лучше.

Здоровые люди способны на самонаблюдение и самоанализ.

Здоровые люди способны на самонаблюдение и самоанализ.

« ….к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который  предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого  ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь, творя свое здоровье, человек тем самым творит самого себя…»        В.А.Сухомлинский

« ….к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который

предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который

необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого

ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь, творя

свое здоровье, человек тем самым творит самого себя…»

В.А.Сухомлинский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "202457"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429258665"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства