kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: проследить зависимость состояния здоровья людей от действия таких факторов, как атмосферное давление, температура воздуха, влажность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде»

Муниципальное казенное учреждение

Шумская средняя общеобразовательная школа

администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» Иркутской области







Тема научной работы:





Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде



Руководитель: Быкова Е.В.

Выполнила: Сламнюк Мария



2014 г











Содержание









1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 3

1.1. Немного истории…………………………………………………….3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Погода....................................................................................................4

2.2.Температура……………………………………………………………5

2.3. Атмосферное давление ………………………………………………7

2.4. Влажность ……………………………………………………………10

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 13

4. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ …………………...15

























1.ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека в большой степени зависит от факторов внешней среды, а также от условий жизни и производственной деятельности населения. Живой организм не существует в отдельности, вне окружающей среды, и все его функции неразрывно связаны с нею. Физические и химические процессы, происходящие в окружающей среде, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях живого организма, отражаясь на его сердечно-сосудистой, нервной деятельности, на психике, поведении. Человек живет не только в пространстве, но и во времени, в котором земные и космические явления изменяются циклично. Живая природа за долгую историю своего существования приспособилась к ним, выработав ритмическую смену всех жизненных процессов. Во врачебной практике накоплен обширный материал о суточных и сезонных ритмах важнейших функций человеческого организма.

Было отмечено, что ряд болезней протекает по – разному в зависимости от времени года. Воспаление легких, грипп, ангина, ОРВИ чаще всего бывают в холодное время года, разгар кишечных заболеваний происходит летом. Но у ряда заболеваний связь с погодой прослеживается очень слабо, а это значит существуют другие факторы, оказывающие влияние на возникновение и течение болезни, и это нуждается в специальном изучении.

Гипотеза: Здоровье человека зависит от резких изменений в погоде.

Цель этого исследования:

Проследить зависимость состояния здоровья людей от действия таких факторов, как атмосферное давление, температура воздуха, влажность.

Задача:

Выяснить, зависимо ли здоровье, работоспособность человека от погодных условий.

Немного истории.

Во все времена погода вызывала интерес у людей. Её явлениями всегда восхищались поэты: «Люблю грозу в начале мая…»- писал Блок. Погода оказывала свое влияние не только на умы людей, но и на их самочувствие и здоровье. Ведь его здоровье в основном зависит от факторов внешней среды, от условий жизни человека.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и динамикой обменных процессов. В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга.

Первые мысли о биологическом значении погоды прослеживались уже в литературе древнего Гиппократа. В своем знаменитом трактате «О воздухах, водах и местностях» он изложил сущность влияния погоды на человека. А врач Парацельс(Х//в)утверждал: «Тому, кто изучает ветры, молнию и погоду, известны происхождения болезней».

Значение метеорологических условий для здоровья человека отмечал в своих трудах и русский ученый Ломоносов. Одной из главных причин болезней человека он видел в воздействии на живой организм различных факторов внешней среды.

По мнению ученых резкие изменения в погоде вызывают соответствующие изменения и в работе организма, отражаясь на его сердечно-сосудистой, нервной системе, поведении и психике. В наше время ни для кого не является секретом то, что воздействие климата на живой организм складывается из отдельных факторов (метеоэлементов): температура, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность и др. Каждый из этих факторов в отдельности может оказывать влияние на различные функции организма человека.

И меня заинтересовало то, что я сама могу проследить зависимость самочувствия окружающих меня людей от резких изменений в погоде, например, от таких факторов, как атмосферное давление, влажность, температура окружающей среды.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Погода

Итак, что же такое погода? Погода-это состояние атмосферы в данный момент, обусловленное физическими процессами, происходящими в ней при взаимодействии с земной поверхностью.

Характеристиками погоды являются:

-Температура

-Атмосферное давление

-Влажность воздуха

-Ветер и др.



ТЕМПЕРАТУРА

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на все физиологические функции всех живых организмов, является температура. На земной поверхности температура зависит от географической широты и высоты над уровнем моря, а также от времени года, поэтому в окружающей человека среде, она никогда не бывает постоянной и организму необходимо приспосабливаться к ее изменениям(адаптироваться). Вообще, восприятие температуры сугубо индивидуально.

На здоровье же человека в значительной степени оказывают влияния резкие ее изменения, так как организм не успевает быстро перестроиться.

Да, мы все знаем, что зимой люди часто болеют простудными заболеваниями (грипп, ангина и др.). Но это из-за того, что наиболее приемлемой температурой для человека является температура от 18 до 20 градусов, а людям не всегда удается её поддерживать.

Наиболее интересно, как реагирует наш организм на то, что в последнее время природа любит «шутить»: то в феврале жарко, то в мае идет снег. Человеческий организм не привык к таким скачкам. Аномальное потепление в зимний период происходит из-за вторжения теплых воздушных масс. Как правило, идет резкое снижение атмосферного давления, растет влажность, что приводит к снижению содержания кислорода в воздухе. Даже здоровые люди в этот период жалуются на сонливость, разбитость, снижение работоспособности. Длительное сохранение изменений погоды действует на здоровье многих людей угнетающе.

Так декабрь 2013 г в Нижнеудинском районе выдался аномально теплым:

Рис.1

По результатам опроса, в этот период у людей поднималось и повышалось давление, появлялась головная боль, тошнота и др. симптомы.

В данный период декабрь-февраль 2013-2014 уч. года у обучающихся 5-9 классов Шумской школы смена гиперактивности депрессивным состоянием проявлялась гораздо ярче, чем в обычные зимние дни. Концентрация внимания, как следствие этого, была ослаблена, поэтому процент качества обучения во второй четверти в декабре и в третьей четверти снизился. Увеличилось количество пропусков в эти периоды. Например, оказались больше всего подвержены этим влияниям: (по физике)

8а – 1 четверть-качество обучения -80%

2 четверь- качество обучения -75%

К середине 3 четверти – 72%

8б - 1 четверть-качество обучения -31%

2 четверь- качество обучения -25%

К середине 3 четверти –24%

Рис.2

Хотя по всей школе общий процент качества обучения напротив вырос.

Понятно, что здесь сказывается совокупность многих факторов ( сложность изучаемых тем, возрастные особенности, местоположение урока в расписании, контингент обучающихся, межличностные отношения и т.д.). Но, если учесть, что эти факторы для 8-х классов существенно не менялись, то можно сделать вывод, что все же на снижение качества обучения повлияли в большей степени погодные условия.

Помимо этого, судя по данным других исследователей, резкие перепады холода и тепла могут вызвать обострение хронических инфекций, сердечные приступы, а также нарушение работы нервной, эндокринной и гормональной систем, но мы привыкли жить и работать при различной температуре, хотя наш организм очень чутко реагирует на погодные изменения.

Например, в Петербурге в 1780г за одну ночь температура резко изменилась с -44 до +6. В эту ночь заболело более 40 тыс. человек.

В нашем поселке тоже отмечаются вспышки болезней, когда температура воздуха резко колеблется с низких отметок -30 до достаточно высоких от -10 до -5. В это время наблюдалось усиление распространения таких инфекционных заболеваний как ветряная оспа, ОРВИ. А когда зимой 1998г в ночь с 31.12-1.01 температура воздуха в Нижнеудинском районе повысилась с -25 до +3 и наблюдались осадки в виде дождя, в эту ночь служба скорой медицинской помощи приняла около 15 вызовов при том, что в обычные дни число вызовов составляет около 5-8.

При изучении мной литературы по вопросу влияния резких изменений метеофакторов на человека в одном из источников был обнаружен очень любопытный факт: исследования сотрудников Пенсильванского университета показали, что в воздухе, которым мы дышим, имеются положительно и отрицательно заряженные ионы. Их состав в воздухе зависит от времени года, чистоты атмосферы и многих других условий. Когда давление падает, образуются положительные ионы. Ученые заметили, что положительно заряженные частицы вызывают быструю утомляемость, головные боли, общие недомогания. Был сделан вывод, что положительные ионы связаны с сердечными приступами. Они-то и становятся «виновниками» плохого самочувствия. А вот отрицательные ионы, напротив, способствуют заживлению ран, улучшению самочувствия и даже хорошему настроению.

Резкие изменения температурного режима , как следует из курса физики, неотъемлемо связаны с изменениями атмосферного давления.

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

При его снижении, повышается влажность воздуха, возможны осадки и повышение температуры воздуха. Согласно исследованиям ученых, первыми снижение атмосферного давления чувствуют на себе люди с пониженным артериальным давлением (гипотоники), «сердечники», а также люди имеющие заболевания органов дыхания. Чаще всего появляется общая слабость, затрудненный вдох, чувство нехватки воздуха, возникает одышка. Понижение атмосферного давления, особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. В пищеварительном тракте, тоже не все в порядке – появляется дискомфорт в кишечнике, за счет повышенного газообразования. Понижение атмосферного давления негативно влияет на эмоциональный фон.

При повышении атмосферного давления, ухудшается самочувствие у гипертоников, больных страдающих бронхиальной астмой и аллергиков. Учащаются жалобы на головные боли, недомогание, боль в сердце и снижение общей трудоспособности.

Анализируя эти факты, могу сказать, что важной отрицательной характеристикой как пониженного, так и повышенного атмосферного давления является снижение иммунитета. Поэтому и повышается процент обратившихся за медицинской помощью.

Среднесуточное атмосферное давление воздуха в Иркутской области за январь месяц

Рис.3

Количество жалоб (в процентах) людей разных возрастов при резких скачках давления.

Рис.4

Как мы видим, при сопоставлении графиков, повышение количества жалоб выпадает на периоды резких изменений атмосферного давления.

Повышение количества жалоб (особенно в начале января) медики объясняют тем, что повышение атмосферного давления, понижает количество лейкоцитов в крови, и организм становится более уязвимым, для различных инфекций.

В период до 3 февраля наблюдалось опять резкое понижение атмосферного давления.

Рис.5



Респонденты чувствовали общие недомогания:

15-20лет – из 8 человек трое ( 37,5%)

30-40лет - из 5 человек двое ( 40%)

41-60лет - из 10 человек семеро ( 70%)

ВЛАЖНОСТЬ

Следующий фактор, который влияет на наше самочувствие – влажность. Под влажностью воздуха подразумевают количество содержащейся в нем влаги. Влажность не только определяет комфортность атмосферы помещений, но и является важным экологическим показателем. Из рассмотренных мной различных источников информации следует то, что здоровый человек чувствует себя комфортно в диапазоне влажности от 30 до 60%. Отклонения от этих показателей (даже при качественной вентиляции помещения) могут привести как просто к плохому самочувствию и быстрой утомляемости, так и к серьезному ухудшению состояния здоровья, в том числе и к ухудшению памяти и восприятия. Повышенная влажность является неблагоприятным фактором не только при жаре, но и при низких температурах, т.к. может наблюдаться обморожение рук, ног, лица и других частей тела при температуре -5-10C. Повышенная влажность (свыше 85 %) ухудшает состояние людей с заболеваниями суставов, опорно-двигательного аппарата, а также с хроническими бронхитами, увеличивая риск простуды и воспалений. Низкой влажностью воздуха, считается 30 – 40%, а это значит, что воздух становится сухой и может действовать раздражающе на слизистую оболочку носа. При сухом воздухе страдают аллергики и астматики.

На нижеприведённых графиках можно наблюдать нестабильность влажности в декабре, феврале.

рис.6

Сравнивая поведение давления, влажности, температурные изменения и количество жалоб за декабрь, февраль, то можно увидеть, что резкие возрастания влажности в период с 28.12.13 по 30.12.13 и начало февраля по 4.02.14 года совпадает с резкими понижениями атмосферного давления, довольно высокой температурой для данного времени года и её длительным сохранением. Поэтому предполагаю, что именно эти резкие изменения данных факторов явились причиной повышенной заболеваемости ОРВИ в данный период времени в нашем районе, плохого самочувствия, снижения качества знаний.

Мониторинг артериального давления моей мамы в эти периоды

говорит о том, что она подвержена влияниям погодных условий. Так как мы наблюдаем большие отклонения артериального давления в эти дни от нормы (120/80) и соответственно жалобы на плохое самочувствие.

Но не менее важным является и техногенный фактор. Внутри помещений влажность может значительно изменяться, исходя из специфики их назначения (прачечная, кухня, бассейн и пр.), а также от типа применяемых строительных и отделочных материалов. Например, в классе влажность тоже может изменяться в течение дня. Хотя в моем случае изменения колебались в пределах нормы. Я сделала такой вывод, изучая показания психрометра.

В начале рабочего дня - 44 %, в середине- 46%, к концу дня- около50 %.

Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%

(Internet: п. 2.5.6 СанПиН 2.4.2 1178-02).

Из своего личного опыта, из общения с окружающими, могу сказать, что и здоровые люди при смене погоды тоже могут ощущать дискомфорт. Вроде как ничего и не болит. Тем не менее, многие люди связывают общее недомогание, слабость, снижение работоспособности, тревожное, агрессивное состояние именно с погодой. Я выяснила, что у практически здоровых людей резкая перемена погоды отражается в основном на состоянии психоэмоциональной сферы. Наблюдаются метеоневрозы, то есть у этих людей серьезных сбоев в работе организма не происходит, но пасмурная погода с утра способна вогнать их чуть ли не в депрессию.

Это подтвердилось, при опросе мной учеников 8-х классов.

Число опрашиваемых- 18 человек в период с 27 по 30 декабря

Плохое настроение, слабость, снижение работоспособности – 8 человек (44%)

Тревожность, агрессию – 5 человек (28%)



Число опрашиваемых- 9 человек в период с 5 по 8 января

Плохое настроение, слабость, снижение работоспособности – 3 человека (33%)

Тревожность, агрессию – 4 человека(44%)

Тогда как в обычные дни процент чувствующих дискомфорт составлял – 16%-18%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над этой темой я узнала много нового и любопытного. Открыла для себя некоторые специальные термины.

А главное проследила то, как наш организм отвечает на капризы погоды.

Выяснила, например, что изменения погоды назвали метеопатическими реакциями, а людей, которые на них реагируют, – метеопатами, или метеочувствительными.

Конечно, мои исследования не являются точным показателем влияния погодных условий на организм человека, но так или иначе они совпадают с выводами ученых.

Мои исследования были малопродолжительными, но и по ним можно сказать, что все-таки люди зависимы от изменений погодных условий. Более зависимы от колебаний погоды являются люди от 40 лет и старше.

Подтвердилось и то, что при понижении атмосферного давления ухудшается и общее самочувствие, что в свою очередь является следствием образования положительных ионов, которые и становятся «виновниками» некомфортного состояния.

И то, что это не одинаково сказывается на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное перестраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного же человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма . Как видно из графиков, здоровых людей не так уж много, преобладают те, которые так или иначе являются метеозависимыми.

Но метеозависимость — это не болезнь, просто она требует повышенного внимания к самочувствию.

Интересно было выяснить, что с этим можно бороться. Так для снижения метеочувствительности ( как показывают данные многолетних исследований разных ученых) важным профилактическим средством является тренировка организма: 

  • Занятия активным отдыхом

  • Использование умеренных физических нагрузок

  • Закаливание

  • Отказ от вредных привычек

Специалисты советуют ложиться спать раньше обычного времени, делать легкую утреннюю зарядку, употреблять большее количество жидкости (чай зеленый, с медом).

Также помочь организму в процессе адаптации к изменившимся условиям окружающей среды могут витаминно-минеральные комплексы и адаптогены растительного происхождения (настойки женьшеня, элеутерококка, плодов лимонника и др.). Для поддержания иммунной системы рекомендуется ежедневно принимать витаминные комплексы, в состав которых входят витамины А и С, минеральные вещества, микроэлементы и ненасыщенные жирные кислоты.

Особый интерес представляют лекарственные средства на основе растительных экстрактов. Они предупреждают и уменьшают выраженность таких симптомов, как сонливость, головокружение, колебания артериального давления, тошнота, слабость, головная боль, снижение концентрации внимания, общее недомогание.

В неблагоприятные погодные дни не следует есть много мясной, жирной и жареной пищи. Также исключите из рациона острые приправы и алкоголь. А в меню желательно включить блюда из рыбы, морской капусты, фасоли, чечевицы, свеклы, картофель в мундире, печеные яблоки и клюкву. За полчаса до еды следует пить свежевыжатые овощные и фруктовые соки, минеральную воду или обычную фильтрованную с добавлением лимонного сока.



Будьте здоровы!















Литература:

Царфис П. Г. Действие природных факторов на человека. М., 2000. 
Климова В. И. Человек и его здоровье. М., 2003. 

Валеология - наука о здоровье / Под ред. И. И. Брекмала. М., 2005. 

http://allbzhd.ru/meteorologicheskie-usloviya-v-pomeshheniyax/vliyanie-meteorologicheskix-uslovij-na-organizm-cheloveka.html

http://clubmir.narod.ru/davlenie.html

http://www.leovit.ru/meteozavisimost.html







































3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде

Автор: Быкова Елена Владимировна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Научно - исследовательская работа "Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде". Призовое место"
    ["seo_title"] => string(119) "nauchno_issliedovatiel_skaia_rabota_vliianiie_na_zdorov_ie_chielovieka_riezkikh_izmienienii_v_poghodie_prizovoie_miesto"
    ["file_id"] => string(6) "343902"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473917978"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Влияние на здоровье человека резких изменений в погоде. Призовое место"
    ["seo_title"] => string(83) "vliianiie_na_zdorov_ie_chielovieka_riezkikh_izmienienii_v_poghodie_prizovoie_miesto"
    ["file_id"] => string(6) "343899"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473914274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ аТМОСФЕРА "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "242691"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Консультация лля родителей "Закаливание детей летом" "
    ["seo_title"] => string(59) "konsul-tatsiia-llia-roditieliei-zakalivaniie-dietiei-lietom"
    ["file_id"] => string(6) "224530"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438889878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Консультация для родителей "Закаливание детей летом" "
    ["seo_title"] => string(59) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zakalivaniie-dietiei-lietom"
    ["file_id"] => string(6) "224531"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438890129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства