kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа учащейся 8 класса МБОУ "СОШ №8 им. Н. Очирова" г. Элисты РК Очировой Даниэллы на тему "В чем загадка сосуда Дьюара?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа заняла 3 место на муниципальном этапе научно-практической конференции " Познаю мир".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа учащейся 8 класса МБОУ "СОШ №8 им. Н. Очирова" г. Элисты РК Очировой Даниэллы на тему "В чем загадка сосуда Дьюара?"»

Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся 5-8 классов

«Познаю мир»





Направление: Естественные науки и современный мир

Название работы: В чем загадка сосуда Дьюара?









Автор работы: Очирова Даниэла Саналовна 8 класс, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова» города Элисты




Руководитель: Пастарнакова Юлия Викторовна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова» города Элисты




















2017 год






Оглавление

Стр.


Аннотация................................................................................................................................... 3

План исследований…………………………………………………………………………… 4

Научная статья…………………………………………………………………………………. 7

Список использованной литературы....................................................................................... 15







































Аннотация

На зимних каникулах я с друзьями люблю ходить кататься на санках, за городом с семьей кататься на лыжах, когда выпадает много снега. И всегда я беру с собой термос с горячим чаем. Но однажды я нечаянно уронила термос. Так как другого термоса не было, то мы все равно решили взять его с собой. Я заметила, что чай остыл, хотя раньше он оставался теплым. Мама мне объяснила, что при падении термоса треснула колба и поэтому вода быстро охладилась. Рассмотрев разбитый термос, я увидела, что колба зеркальная, и предположила, что из-за этого вода долго не остывает. Я знаю, что между стенками колбы был вакуум и, может быть, поэтому вода долго не остывала. Я подумала: «А нельзя ли самой изготовить термос?». Но чтобы сделать термос, надо знать, в чем его загадка. Так появилась исследовательская работа на тему «В чем загадка сосуда Дьюара?».

Основная цель работы: исследовать причину того, почему горячая вода в термосе долго не остывает.

Проблема исследования. Какой термос стоит покупать? Как не ошибиться в выборе? На что стоит обращать внимание при покупке? Возможно, ли изготовить термос в домашних условиях, затратив минимум усилий и средств?

Задачи работы. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  • Изучить историю создания термоса,

  • изучить устройство термоса,

  • изучить литературу, в которой описываются способы передачи тепла,

  • изучить литературу, в которой описывается применение сосуда Дьюара,

  • исследовать, от чего зависит способность термоса сохранять температуру,

  • исследовать разнообразие термосов на современном потребительском рынке,

  • выяснить какая колба лучше сохраняет тепло – стеклянная или металлическая,

  • из имеющихся термосов выбрать тот, который лучше других сохраняет тепло,

  • выяснить зависит ли скорость остывания жидкости от объема термоса,

  • Изготовить самостоятельно термос.

Актуальность исследования. Каждый современный человек хоть раз в жизни пользовался термосом, отметившим в 2004 году свое столетие. Это слово давно стало нарицательным и вошло во все словари. Между тем, изобретатели прототипов термоса были далеки от коммерции. Термос по своим свойствам сохраняет температуру пищи или жидкости. Поэтому его удобно брать на рыбалку, охоту или на работу, в поход. На сегодняшний день существует много фирм производителей термосов и в продаже можно найти целый ряд изделий, различающихся по способности сохранять тепло, объему, дизайну, цене. И поэтому цена современного термоса колеблется от 500 до 1000 рублей.

Методы исследования: поиск информации, изучение литературы, систематизация сведений, наблюдения, сравнение, измерения, анализ, эксперимент.

Научная новизна: разработана новая конструкция термоса из подручных материалов.

Практическая значимость: прибор может использоваться в быту.

Планируемые результаты: изготовление простейшей модели сосуда Дьюара.





























План исследований

Гипотеза исследования: конструкция термоса основана на физических законах, которые необходимо учитывать при создании термоса.

Описание метода исследования. На уроках физики я узнала, что в природе и технике теплота передается от более нагретых тел к менее нагретым телам. Различают три вида теплопередачи. 1. Теплопроводность. Это способ передачи тепла (энергии) от более нагретых участков тела к менее нагретым участкам, или от более горячих тел к менее нагретым при непосредственном соприкосновении. Например, если холодную ложку опустить в кипяток, то ложка нагреется. Ложке сообщается некоторое количество теплоты, а вода - охладится, т.е. она теплоту отдает ложке. Хорошие проводники тепла – металлы, хуже проводят тепло жидкости. Очень плохо проводят тепло воздух, пластмасса, дерево, поролон, пенопласт, строительная пена и т.д. Воздух плохо проводит тепло, т.к. промежутки между молекулами больше размеров самих молекул. Доска проводит тепло лучше, чем опилки, полученные при распиловке этой же доски, т.к. между опилками находится воздух, который плохо проводит тепло.

2. Конвекция. Это способ передачи тепла (энергии) струями жидкости или газа. От горячей батареи нагревается воздух около нее, он становится легче и поднимается наверх, а холодный воздух опускается вниз. Следующая партия воздуха нагревается и поднимается вверх, а более холодный воздух опускается вниз. Так постепенно происходит передача тепла от батареи ко всему воздуху в комнате. Если чайник с водой поставить на плиту, то внизу вода нагреется, станет легче и теплая вода поднимется наверх, а холодная вода опуститься вниз, т.к. она более тяжелая.

3. Излучение. Это способ передачи тепла (энергии) в виде невидимых лучей. Все тела, нагретые до любой температуры, излучают невидимые лучи, передающие тепло. Чем выше температура тела, тем больше излучается энергии. Если поднести руку сначала к слабо нагретому утюгу, а потом к сильно нагретому, то рука во втором случае почувствует больше тепла. Это объясняется тем, что горячий утюг излучает энергии больше. Температура на поверхности Солнца 6000о С, оно излучает огромное количество энергии, за счет которой прогревается Земля и поэтому на Земле существует жизнь. Светлые блестящие поверхности отражают тепло, а темные поверхности поглощают энергию. Поэтому летом все носят, светлую одежду, а зимой – одежду темных тонов. Зимой собаки любят спать на куче золы, т.к. темная зола поглощает солнечные лучи и лучше прогревается. Весной проталины раньше появляются у дуба, чем у березы. У дуба ствол темный, он от солнца больше прогревается и начинает излучать энергию, под действием которой снег быстрее тает. А у березы кора светлая, поэтому ствол нагревается меньше.

Теплопроводность, конвекция и излучение используются в устройстве сосуда Дьюара. Термос был создан в 1904 году шотландским физиком Дьюара. Вопросом сохранения постоянной температуры содержимого озаботились ученые в конце XIX века - это нужно было для хранения сжатых газов. Сжать газ не было проблемой, но сохранить его в таком виде хоть какое-то время было проблематично. В 1881 немецкий физик Адольф Вейнхольд стал использовать стеклянный ящик с двойными стенками с откачанным воздухом из пространства меж стенок для хранения сжатого кислорода, а в 1892 году другой известный ученый Джеймс Дьюара улучшил конструкцию, изготовив этот контейнер в виде колбы с узким горлом и покрыв внутреннюю часть тонким слоем серебра. Для удобства эта колба подвешивалась на пружинах в металлическом кожухе. Это устройство было названо «сосуд Дьюара», и оно до сих пор используется в химических лабораториях всего мира. В 1903 году Рейнгольд Бургер усовершенствовал сосуд Дьюара, изобретённый в 1892 году шотландским физиком и химиком Джеймсом Дьюаром. Для удобного использования этого сосуда в быту он добавил к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик. Также, им была разработана система поддержки внутренней стенки колбы, так как она держалась только в одном месте у горловины сосуда и из-за этого легко ломалась при активном использовании. Заявка на патент была подана 30 сентября 1903 года. В настоящее время срок патента истёк. Права на использование торговой марки Thermos принадлежат китайской компании Тhermos L.L.C., выпускающей термосы под этим брендом.


1 – крышка термоса

2 – пробка

3 – корпус

4 – зеркальная колба

Основной элемент термоса - зеркальная колба. Зеркальная поверхность мало нагревается, поэтому колба от воды плохо нагревается. Между стенками колбы – вакуум. Он плохой проводник тепла. Поэтому вода в термосе долго не охлаждается.

Назначение и применение сосуда Дьюара:
  • Для сохранения температуры еды и напитков используются бытовые сосуды Дьюара — термосы.
  • В лабораториях и в промышленности сосуд Дьюара используется для хранения  криожидкостей, чаще всего жидкого азота.

  • В медицине и ветеринарии специальные сосуды Дьюара используются для длительного хранения биологических материалов при низких температурах.

  • В геофизике в сосуды Дьюара помещают электронные компоненты и кристаллы при работах в горячих скважинах.

Научная статья

Термос может сохранять не только тепло, но и холод, поэтому в своих опытах для наглядности я брала снег.

Исследование №1. Изучение теплоизоляционных свойств воздуха.

Цель исследования: Доказать, что воздух плохой проводник тепла.

Оборудование: пластиковый контейнер большого размера, два пластиковых контейнера снег.

Ход исследования

  1. Я положила в маленькие контейнеры по одинаковому количеству снега и закрыла их крышкой.

  2. Один из контейнеров я поставила в большой контейнер, который тоже

закрыла.

  1. Пронаблюдала, в каком контейнере снег раньше растает.

Снег раньше растаял в одиночном контейнере, а потом в двойном контейнере, так

как тепло из комнаты к снегу не передается.


Вывод: воздух плохо проводит тепло.

Исследование №2. Сравнение поглощательной способности темных и

зеркальных поверхностей.

Цель исследования: исследовать, какие тела лучше поглощают энергию: темные или зеркальные.

Оборудование: 2 стакана, фольга, черный листок цветной бумаги, снег, настольная лампа (источник тепла).

Ход исследования

  1. Один стакан я наполовину зачернила, а другой – обклеила фольгой наполовину, и положила в них одинаковое количество снега.

  2. Включила настольную лампу, и поставил оба стакана прозрачной стороной к себе.

  3. Пронаблюдала за таянием снега в стаканах.

Снег раньше растаял в зачерненном стакане, так как он быстрее нагрелся, а стакан, обклеенный фольгой, почти не нагрелся.




Вывод: черные поверхности поглощают энергии больше, а зеркальные поверхности – энергию отражают.

Исследование №3. Сравнение отражательной способности прозрачных и зеркальных поверхностей.

Цель исследования: исследовать, какие тела больше отражают: зеркальные или прозрачные.

Оборудование: 2 одинаковых стакана, один из которых обклеен фольгой, 2 воздушных шарика, настольная лампа (источник тепла).

Ход исследования

  1. Я взяла два одинаковых стакана, один из них обклеила фольгой и натянула на них по воздушному шарику.

  2. Включила настольную лампу и поднесла к ней стаканы с шариками

  3. Пронаблюдала за деформацией шариков.

Шарик, натянутый на прозрачную бутылку растянулся больше, так как воздух в этом стакане нагрелся сильнее, и давление воздуха увеличилось на большую величину.



Вывод: зеркальные поверхности отражают энергию больше.

Разгадав основные загадки бытового сосуда Дьюара, я принялась за изготовление своего. Для этого я взяла две пластиковые бутылки разного объема. У большой я отрезала дно и горлышко, а маленькую обклеила фольгой. Вставила маленькую бутылку в большую, заклеив разрез горлышка скотчем. Но у меня возник вопрос: ” А чем же лучше заполнить промежутки между бутылками?”. Я предположила, что в качестве теплоизолятора можно использовать вату, бумагу, или пенопласт.

Исследование №4. Сравнение теплоизоляционных способностей воздуха, ваты, бумаги, пенопласта.

Цель: Исследовать теплоизоляционные свойства ваты, бумаги, пенопласта и воздуха.

Оборудование: четыре больших пластиковых контейнера, четыре маленьких пластиковых контейнера, снег, вата, бумага, пенопласт, часы

Ход исследования

  1. Я взяла четыре больших контейнера и вставила в них маленькие.

  2. Промежутки в трех контейнерах я заполнила разными веществами: ватой, пенопластом, бумагой, оставив небольшой зазор.

  3. В маленькие контейнеры положила одинаковое количество снега и наблюдала за его таянием. Результаты наблюдений я занесла в таблицу:

вещество

воздух

бумага

вата

пенопласт

Время таяния снега в данном веществе

1ч 25 мин

1ч 47 мин

2 ч 25мин

2 ч 50 мин


Вывод 4: Лучшим теплоизолятором в домашних условиях является

пенопласт.

Из исследования № 4 я поняла, что мой термос лучше заполнить пенопластом или ватой, или пенопластом и ватой. В таком термосе вода долго не нагреется. Теперь летом в жару, работая на огороде или отдыхая, я буду брать самодельный термос, чтобы сохранить прохладную воду.


Исследование №5. сравнение характеристик заводских термосов.

Цель: Сравнить теплоизоляционные свойства стеклянной и металлической колбы. Оборудование: термос с металлической колбой объёмом 1л, термос со стеклянной колбой таким же объёмом, термометр, часы, вода при температуре 80°С.

Ход исследования

  1. В оба термоса налила горячую воду.

  2. В течение 4 часов, пока проводился эксперимент, через каждый час измеряла температуру воды в термосах.

  3. Результаты занесла в таблицу:


Время, ч

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

Металлическая колба

80°C

76°C

73°C

70°C

69°C

Стеклянная колба

80°C

78°C

77°C

76°C

74°C

Вывод 5: термос со стеклянной колбой лучше сохраняет тепло.

Исследование №6. сравнение характеристик заводских термосов.

Цель: Сравнить теплоизоляционные свойства стеклянной колбы объемом 1л и объемом 2 л. Зависит ли скорость остывания жидкости от объема термоса?

Оборудование: термос со стеклянной колбой объемом 1л, термос со стеклянной колбой объемом 2 л, термометр, часы, вода при температуре 80°С.

Ход исследования

  1. В оба термоса налила горячую воду.

  2. В течение 4 часов, пока проводился эксперимент, через каждый час измеряла температуру воды в термосах.

  3. Результаты занесла в таблицу:


Время, ч

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

Термос объемом 1 л

80°C

78°C

77°C

76°C

74°C

Термос объемом 2 л

80°C

79°C

78°C

77°C

76°C




Вывод 6: чем больше объем термоса, тем лучше он сохраняет тепло.

Заключение

Проведя свои исследования, я смогла объяснить, почему горячая вода в термосе долго не охлаждается:

  1. между стенками колбы находится неподвижный разреженный воздух, который плохо проводит тепло, поэтому тепло от горячей воды к воздуху в комнате не передается.

  2. колба зеркальная, поэтому она меньше излучает энергии.

  3. в разбитой колбе между стенками находится не разреженный, а атмосферный воздух, а он проводит тепло лучше, поэтому вода в термосе стала охлаждаться быстрее.

При выборе термоса в магазине покупатели могут воспользоваться следующими рекомендациями:

      • Термосы со стальной колбой хуже удерживают тепло, чем термосы со стеклянной колбой.

      • Чем больше объем термоса, тем лучше он сохраняет температуру.

      • Наиболее практичными является металлические термосы.

      • При покупке термоса необходимо: узнать название производителя, его адрес и найти отметку о времени активной работы термоса на корпусе или в паспорте; лучше отдать предпочтение металлической колбе, колба в термосе должна быть тщательно закреплена и не должна иметь резкого запаха; корпус термоса не должен нагреваться.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы достигли целей нашей работы: исследовали имеющиеся термосы на способность сохранять тепло и их свойства, обеспечивающие удобство и практичность для использования в повседневной жизни, изготовили термос в домашних условиях.

В процессе выполнения работы были полностью решены поставленные задачи.










Список использованной литературы

1. «Большая книга вопросов и ответов»/Пер. с итальянского О.А.Литвиновой,

Е.В. Широниной. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007. – 232с.

2. «Занимательные опыты и эксперименты /[Ф. Ола и др.]. – М.: Айрис-

пресс, 2006. – 128с.

3. «Физика - юным». Сост. М.Н. Ергомышева – Алексеева. М.,

«Просвещение», 1969. – 184с.

4. «Я познаю мир»: Дет. энциклопедия: Физика/Сост. Художник А.А.

Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн – М: ТКО «АСТ»,1995. – 480с.

5. www.delaysam.ru

6. А.В. Перышкин. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2014 г.



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пастарнакова Юлия Викторовна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства