Просмотр содержимого документа
«"В гостях у Капельки" /ООД по природному миру и рисованию в старшей группе/»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44»
«В гостях у принцессы Капельки»
/НОД по природному миру и рисованию
в старшей группе/
Подготовила и провела: Воспитатель Ванина Е.А.
г.о. Саранск 2017
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
- показать значимость воды в окружающей жизни;
уточнить и расширить представления детей о свойствах воды (изменение цвета, имеет запах, может растворять вещества)
закрепить умение моделировать, пользуясь методом «маленьких человечков»;
формировать основы логического мышления;
развивать экспериментальную, изобразительную деятельность.
2. Задачи на развитие связной речи:
активизировать в речи детей употребление сложных предложений;
закрепить навыки согласования прилагательных с существительными.
обогащать словарь детей.
3. Воспитательные задачи.
воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Материал к занятию:
Игровые персонажи - Капитошка, принцесса Капелька; Модели к загадке, модели к д/и «Кому нужна вода»;
стаканчики с водой, баночки с краской, мелкие игрушки, стаканы с водой, в которую добавлено вещество, имеющее запах, кусочки сахара, ложечки, карточки с изображением маленьких человечков, доска, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза), акварельные краски, тычки, кисти, цветные мелки, пастель.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Рассматривание альбомов по теме « Морские животные», «Рыбы», наблюдение и уход за обитателями аквариума.
Чтение художественных произведение: А. Филлипеннко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрывает».
«Маленькие человечки», опыты, дидактические игры, сюрпризный
момент.
Ход занятия
I. Орг. момент. Здравствуйте ребята! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, синий ручеек! Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
И. На листе фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падает капельки.
Педагог: Дети, кто это?
Дети: Капелька.
Педагог: А как тебя зовут, капелька?
Капитошка: Капитошка.
Педагог: Что ты здесь делаешь, капитошка?
Капитошка: Я пришла к вам в гости. И принесла письмо от моей
принцессы Капельки с просьбой о помощи. В её королевстве
Педагог: Но как же найти королевство, где живет принцесса
капелька?
Капитошка: Отгадайте загадку.
(Ребенок загадывает загадку, используя модели)
Чтоб лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без... (воды)
Педагог: Принцесса капелька живет в воде. Капитошка: Ребята, а для чего и кому нужна вода?
Игра «Кому нужна вода?» (используются модели).
Дети отвечают: 1. Человеку вода нужна для того, чтобы пить, умываться, готовить пищу. Дерево, рыба, насекомое.
Капитошка: Хорошо ребята. А всегда ли хорошо? Дидактическая игра: «Хорошо-плохо»: вода. Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды. Капитошка: предлагает детям следующие загадки злой Волшебницы. Ребята, какие свойства воды вам знакомы?
Дети: Вода прозрачная, не имеет запаха, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет свое состояние.
Капитошка: Совершенно верно. Вы очень догадливые и сообразительные. А как вы думаете, вода может изменять цвет и быть не прозрачной? Как нам это узнать?
Дети: Спросить взрослых, провести опыт.
Капитошка: Садитесь за столы, и проведем опыт. Проверим? 1, 2, 3, 4, 5 будем в прятки мы играть. Возьмите игрушки и спрячьте ее в воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее? Почему видим? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть вода?
Предложение детей.
Капитошка: У вас на столах краска, добавьте ее в стаканчики с водой. Что вы
можете сказать? Спряталась игрушка? Какая стала вода?
Дети: Непрозрачной. Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку.
Капитошка: Когда все называли свойства воды, вы сказали , что вода не
пахнет - без запаха. И это верно. Возьми второй стаканчик с водой и
понюхайте. Что вы можете сказать?
Дети: Вода в стакане пахнет.
Капитошка: Пахнет. Почему? Как вы думаете?
Дети: в неё что - то добавили.
Капитошка: Правильно, ребята, вода может пахнуть если в неё добавить
вещество, которое пахнет.
Капитошка: А сейчас у меня для вас игра: «Что мы знаем о воде?»
Вода может быть пушистой когда? (снег, снежинки)
Вода может быть скользкой когда? (лёд, сосульки)
Вода может быть высокой? (сугроб, волны)
Капитошка: Ребята, я приготовил для вас кусочки сахара. Что мы можем с ними сделать?
Предположение детей. Капитошка: Бросьте сахар в воду. Что происходит? Дети: Сахар растворяется. Капитошка: Что мы сейчас узнали? Дети: Что вода растворяет вещества.
Капитошка: Ребята, посмотрите внимательно на эти карточки. (Карточки с «маленькими человечками»)
1. Покажите карточку и расскажите, как себя ведут «маленькие человечки» в твёрдых веществах? Дети: Они крепко держатся за руки. Капитошка: А как себя ведут «человечки» в жидкостях? Дети: Они просто стоят рядом.
Капитошка: А как себя ведут «человечки» в газообразных веществах? Дети: В газах «человечки» не стоят на месте, они бегают.
Физ. минутка: «Маленькие человечки».
Капитошка: Я буду называть различные вещества, а вы мне это покажите.
(Дети стоят в кругу. Капитошка превращает их в камень, воду, воздух, лёд,
молоко, дым костра). Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко
держаться за руки, или бегают.)
Капитошка: Молодцы, ребята. Все вы мои задания выполнили и пришли мы в
королевство Капельки. Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
( На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы,
у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза)
Капитошка: Ребята, я прошу вас расколдовать рыб, дорисовать их,
нарисовать камушки, водоросли различными техниками. ( Используется
техника пальчиками, ладошками, тычками, печатками. Дети рисуют
красками, углём, пастелью, мелками).
Царевна капелька: Спасибо ребята, освободили меня от злых чар.
Капитошка: Молодцы, ребята! Вы спасли наше королевство, а в награду я
вам дарю символы «Капельки» и вы будете друзьями Капитошки.
Педагог: Спасибо, Царевна-капелька и Капитошка, а нам пора возвращаться
в д/с. Ребята, какие же свойства воды вы запомнили?
Дети: Вода прозрачная, но если добавить в неё краску, она станет
непрозрачной. Вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной.
Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо работали и мне хочется закончить занятие следующими строками: Ребёнок: «Планета Земля щедра и богата,
Горы, леса, реки - дом наш, ребята!
Развеем гад ним и тучи, и дым,
В обиду его никому не дадим.
Беречь надо птиц, реки, зверей,
Давайте будем добрей!» Педагог: Спасибо всем за работу.
Литература:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию - СПб., 2001.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - СПб., 1997.
Дыбина О. Неизведанное рядом. М; 2001.
Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи, М. Просвещение, 1996.
Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. М. Просвещение, 1996.