kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТРИЗ как технология организации работы по ФЭМП в процессе внедрения ФГОС ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления:Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ как технология организации работы по ФЭМП в процессе внедрения ФГОС ДОУ»

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления:

Гибкости,

Подвижности,

Системности,

Диалектичности,

Поисковой активности,

Стремления к новизне,

Развития речи,

Развитие творческого воображения.

Формы занятий по программе ТРИЗ

1. фронтальная

предполагает совместные действия всех учащихся объединения под руководством учителя

2. индивидуальная

означает самостоятельную работу каждого обучающегося

3. групповая

Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным.

Методы обучения по программе ТРИЗ

• Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа)

Беседа как диалогический метод обучения, является главным словесным методом реализации целей программы ТРИЗ.

• Наглядные методы обучения

Метод иллюстрирования - предполагается показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, зарисовок на доске и пр.).

Метод демонстраций предполагает демонстрацию кинофильмов, презентаций

• Практические методы обучения

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.

К графическим упражнениям по программе ТРИЗ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок.

«Фигуры»

При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм. Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

«Где живёт» В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке

Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада

«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки). В: Как можно использовать веревочку? Д: Ей можно измерить все.

В: Например?

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.

«Чем был - чем стал» В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3. В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Хвастуны».

Цель: подбор к одному объекту разнообразных свойств.

Ход: ведущий называет какое-либо качество, свойство объекта, а ребёнок, чей объект обладает этой характеристикой должен сообщить об этом – похвастать. Например,

В. –У меня цифра 5, она может обозначать число.

Р1: -Мои счётные палочки тоже могут обозначать число…

Р2: - Мои часы тоже показывают число.

«Мой подарок»

Цель: учить переносить функцию математических понятий на объекты и с достаточной степенью достоверности объяснять, как она ими используется.

Ход: Роль математического понятия берёт на себя ведущий, а дети принимают роль объектов окружающего мира (можно использовать картинки).

В: – Я–четырёхугольник, показываю форму и дарю своё дело (функцию) тебе (обращается к первому ребёнку).

Р1: - Спасибо. Я – туфелька, у меня четырёхугольный каблук, вырез, пряжка.

В: - Теперь своё умение я дарю тебе (обращается к следующему…

Р2: - Спасибо. Я – домик, у меня четырёхугольное окно, стены, двери, потолок.

«Я знаю пять…».

Цель: упражнять в классификации объектов.

Ход: Ведущий, подбрасываявверх и ловя мяч, произносит фразу: «Я знаю пять (называет классификационную группу). Затем мяч бросается каждому ребёнку поочерёдно, а дети называют объекты, принадлежащие данной группе.

Например

В: - Я знаю 5 геометрических тел…

Р. 1: - …шар…

Р. 2: - …конус…

И т. д.

При закреплении геометрических форм. В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

«Что умеет делать» В: Что может цифра «4»?Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы. В: Что может знак «+»? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

3 «Раньше-позже» В: Какая часть суток сейчас?

Д: День. В: А что было раньше? Д: Утро. В: А раньше? Д: Ночь. В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… В: Какой сегодня день недели? Д: Вторник. В: А какой день недели был вчера?Д: Понедельник. В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…

Игра Пространственная «да – нет ка»(с игрушками, геометрическими формами)

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (затем дети делят лист по горизонтали:- Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине)

«Волшебный светофор» В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок. Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать. Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения. Воспитатель поднимает красный кружок. В: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике. Воспитатель поднимает зеленый кружок. Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.

«Теремок» (при закреплении геометрических фигур). Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ТРИЗ как технология организации работы по ФЭМП в процессе внедрения ФГОС ДОУ

Автор: Коршунова Елена Валерьевна

Дата: 09.07.2019

Номер свидетельства: 516577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства