Статья на тему "Формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования"
Статья на тему "Формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования"
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению у дошкольников 4-5 лет жизни принадлежит формированию временных представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования"»
Формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования.
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению у дошкольников 4-5 лет жизни принадлежит формированию временных представлений.
Добиться успешного усвоения необходимого материала позволяет использование различных методов, приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия. В среднем дошкольном возрасте большое значение имеет формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования.
Анализ изученной литературы показал, что отечественными учеными была проведена работа по разработке проблемы формирования временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования, но недостаточно. Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий формирования временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования в дошкольных образовательных организациях, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Е. И. Щербакова и др. отмечают трудности формирования временных представлений у детей. Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний времени, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общего интеллектуального развития ребенка.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего этапа – выявление уровня сформированности временных представлений у дошкольников 4-5 лет. По результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что большинство детей 4-5 лет имеют низкий уровень сформированности временных представлений.
Следующим шагом нашей работы являлся формирующий этап эксперимента, целью которого являлось формирования временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования.
На основе теоретического и экспериментального изучения, мы разработали систему работы по формированию временных представлений для детей 4-5 лет в процессе моделирования. Работа по формированию временных представлений предполагала обучение детей пониманию различных смысловых ситуаций изображения, развитие представлений о частях суток, временах года, днях недели.
Целью контрольного этапа эксперимента было выявление динамики сформированности временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования.
Проведенный эксперимент показал динамику развития временных представлений у детей экспериментальной группы: детей со средним уровнем увеличилось на 40%, тогда как в контрольной группе испытуемых со средним уровнем увеличилось на 20%.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретическая гипотеза о том, что формирование временных представлений у детей 4-5 лет жизни в процессе моделирования будет наиболее эффективно при создании развивающего комплекса для моделирования; своевременном изменении предметно-развивающей среды (игрушек, предметов-заместителей, атрибутики), стимулирующих формирование временных представлений и создании доброжелательной, деловой атмосферы сотрудничества в системе «педагог-ребенок», подтвердилась.
Проведенное нами исследование имеет прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа формирования временных представлений у детей 4-5 лет жизни возраста в процессе моделирования может быть рекомендована педагогам и психологам дошкольной образовательной организации в работе с детьми 4-5 лет жизни.
Проведенное исследование не исчерпывает решения рассматриваемой проблемы и требует своей дальнейшей разработки.