kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно - творческий проект в младшей дошкольной группе " А у нас на Дону"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит детей с традициями донского казачества с опорой на уже имеющиеся знания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - творческий проект в младшей дошкольной группе " А у нас на Дону"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»

















Автор проекта: воспитатель

Науменко Наталия Владимировна




















2023 г



Проект в младшей дошкольной группе «А у нас на Дону»

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта : краткосрочный, групповой

Срок реализации: 15.05.2023 – 26.05.2023

Участники: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Закрепить и систематизировать знания детей об истории, традициях, нравах, и обычаях казаков, полученные ранее

Задачи.

1. Выявить уровень сформированности знаний детей об историческом прошлом казаков, их быте, традициях и обычаях.

2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством казаков: сказками, пословицами и поговорками, учить понимать их смысл.

3. Закрепить понятие у детей о казачьих атрибутах и предметах (курень, шашка, нагайка, подкова, коромысло); закрепить название донских рыб, умение различать их по внешнему виду;

4. Содействовать развитию познавательного интереса к истории своего народа, творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.

5. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

6. Привлечь родителей к сбору материала о казаках.

Актуальность.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать больше информации о жизни, культуре казачества, прививать чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Обсуждение, цели и задач воспитателями с детьми и родителями;

• Создание необходимых условий для реализации проекта;

• Изучение необходимой литературы;

• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;

2 этап – основной (практический):

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов

и приёмов по расширению знаний дошкольников о традициях, обычаях, быте казаков

Социально-коммуникативное развитие

Подвижные игры с правилами. «Перетяжка», «Кузнец», «Кружева», «Иголка, нитка, узелок», «Ляпка», «Ловишки в кругу». «Курень», «Папаха», «Всадники»

2. сюжетно –ролевая  «Пришли гости дорогие»

3. Дидактические игры «Донская рыбалка», «Что в горнице» «Казачья посуда» «Курень казака», «Подворье казака», «Найди оружие» «Собери костюм»  (разрезные картинки, «Чей костюм?», «Собери герб»

4 квест-игра «Собираем казака в поход»

Познавательное развитие

1.Посиделки. «Кто такие казаки»

Цель. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного края.

Задачи. Содействовать формированию представлений о жизни и быте первых казаков – переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому. Воспитывать чувство уважения к прошлому.

2. Сказание. «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

Цель. Содействовать ознакомлению детей с традициями и обычаями казаков.

Задачи. Формировать представление о воспитании детей в семье казаков, в соответствии с различием полов. Развивать интерес и воспитывать уважение к истории своего народа.

3. Сказание. «Национальная одежда казака и казачки»

Цель. Познакомить детей с одеждой казаков

Задачи. Углублять знания детей о казачьей одежде, ее названии и назначении. Развивать интерес к национальным костюмам. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважение к историческому прошлому.

4. Рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов и видеофильмов «Казаки», «Казачество на берегу Тихого дона»

5. Просмотр презентации «Традиции казаков на Дону»

Речевое развитие

1.Посиделки на тему «Живёт в народе песня»

2. Посиделки  «Казачьему роду нет переводу»

Цель. Обобщить знания детей о казаках.

Задачи. Расширять и закреплять знания детей о том, кто такие казаки, о воспитании детей в казачьих семьях, о традициях и обычаях казаков развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям. Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

3. Беседы, разучивание считалок, зазывалок, чтение стихов, произведений о казаках

4. Познакомить с казачьими  пословицами и поговорками, объясняя их смысл

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Тот не казак кто боится собак.

Терпи казак – атаманом будешь.

Где враг там и казак.

Казак сам себя веселит.

Казак сам себя веселит.

Правды и пули боится.

Где казак, там и слава.

Чтение художественной литературы. 

Казачьи народные сказки: «Бисеринка», «Танюша и мачеха», «Змея и рыбак», «Кочеток и охотник», «Как звери спасли охотника, «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй казак бесстрашный», «Рябая баба и чертенок», «Про сына купца и дочь сапожника».

Художественно-эстетическое развитие

1. Слушание казачьих песен «Пчелочка златая», «Эх, донские казаки», «Если хочешь быть военным», «Казачий Дон», «Бравый атаман»

2. Рисование  «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые», «Раскрась лошадку»

3 Музыкальное развитие.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями. Учатся подбирать движения, соответствующие тексту и характеру песни. На занятии прививается уважение к казачьим традициям и фольклору.
В казачьих песнях просматривается разделение на песни. посвящённые казакам и казачкам: «Сотник», «Браво, браво», «Рыбица», «Земляничка-ягодка», Хоровод «Я на печке молотила». Разучивание песен. «Мы – казачата», «Марш казачат»

Работа с родителями

Информационный лист «Пришли гости дорогие! Традиции казачества»

Создание выставки «Семикаракорский фарфор»

Папка – передвижка. «Казачьему роду нет переводу».

III этап – заключительный

1.Итоговое занятие по проекту.

2. Обработка результатов по реализации проекта;

3. Развлечение «Казачьи забавы»;

4. Видеоролик  «Мы донские казачата»

Оборудование: компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, наглядный материал, казачьи костюмы, нагайка, шашки, кони. платки

Результат проекта:

1. Развлечение «Казачьи забавы»;

2 Видеоролик «Мы донские казачата»

Результат проекта

У детей сформированы знания об истории, традициях, нравах и обычаях казаков.

Совместно с родителями собран исторический материал о казаках, казачьи сказки, пословицы, поговорки, иллюстрации, организовано посещение музеев

Изготовлены дидактические игры.

Разучены с детьми подвижные игры.

Изготовлены папки – передвижки, проведены консультации с родителями.

Проведено итоговое занятие по проекту 



















Приложение №1

Воспитание мальчиков.
 Рождение мальчика в казачье семье было большим праздником. Когда ребёнку исполнялся год, его сажали в первый раз на неосёдланного коня, покрытого шёлковым платком. По поведению ребёнка старались угадать его судьбу: Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому.
 Обучение начиналось после праздника первых шагов. С трёх- пяти лет казачка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. 
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его была заполнена трудом и обучением. Мальчики с пяти лет работали с родителями в поле: пасли

овец, погоняли волов на пахоте.
В семь лет мальчика переводили из детской в комнату братьев. С этой минуты воспитание занимались только мужчины.
Но главной задачей казачка была учёба. Школярами гордились в семьях, они вели себя на улице достойно. Они были известны всем жителям в станице или хуторе. Но кроме школьного обучения, он учился работать, перенимая мастерство старших.

Воспитание девочек.
 Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Воспитывая её, в ней развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
 Девочки начинали работать с раннего возраста. Они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, шили, вязали. Была и особенная работа - нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра.
Труд не исключал и радости, веселья: девочки пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины.
 Когда отец с братьями уезжали на охоту, в поле, на покос, на рыбную ловлю, отнести мужчинам еду в поле, постирать, заштопать обтрепавшуюся в работе одежду - девичья работа. К братьям девочки относились с огромным уважением. Став взрослой, девушка получала в подарок от дедушки серебряное колечко, которое носила на левой руке. Это означало, что девушку можно рассматривать как невесту.
Девочка росла с одной мыслью, что она будущая хозяйка и мать - этому было подчинено всё её воспитание.









Приложение №2

Консультация родителей на тему: «Воспитание мальчиков и девочек».
У детей формируются представления и опыт общения в среде сверстников своего и противоположного пола.

Мальчики в «мужской» среде проявляют силу, ловкость, смелость, в «женской» среде - внимательность к девочкам, желание оказать помощь, уступить игрушку т.д.
У мальчиков нужно формировать «рыцарское» отношение к окружающим: желание пропускать вперёд, подавать женщине руку, оказывать знаки внимания родителям и девочкам, быть аккуратным и т.д.
Девочки в «женской» среде проявляют желание обмениваться мнениями о красивых предметах, нарядах и т.д., а в «мужской» среде - умение помирить конфликтующих, создать красоту и порядок в одежде, в комнате, в игрушках. Нужно учить делиться тем, что ты можешь делать: читать стихи, петь песни в удовольствие своё и других; быть благодарными за оказанное внимание (словом, взглядом, жестом), уметь принимать подарки (рассматривать, благодарить, восхищаться). У девочек формируют способность следить за своим внешним видом: быть опрятными, нарядными. Детей знакомят с мужскими и женскими формами приветствия: мужчины пожимают друг другу руки; женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. 
Мальчиков и девочек учат оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталоном культурного поведения, принятыми в обществе. Какими будут мальчик и девочка, когда вырастут, видно с детства. Если мальчик знает вежливые слова, не кричит, не дерётся, внимателен к окружающим, то он будет культурным. Если девочка не кричит, не ругается, знает ласковые слова, заботится об окружающих, умеет навести порядок, следит за одеждой, обувью, вовремя причёсывается, носит красивые платьица, то она станет настоящей женщиной.
Также у мальчиков и девочек формируют представления об этических нормах общения вне зависимости от пола (уметь здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, уметь использовать нежные слова). 













Приложение №3

Дидактические игры

 «Казачья горница»

Цель. Познакомить с  казачьей горницей и предметами казачьего обихода. Систематизировать знания детей о жизни и быте казачества.

Материал.  цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной кухни; карточки с изображением предметов казачьего и современного обихода.

Ход игры. Игрок каждой команды (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Соперники называют предмет и куда его необходимо поместить: в горницу или на кухню.

 «Найди флаг казаков»

Цель: Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с флагом казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать уважение к символике разных стран.

Материал.  Карточки с изображением флагами  различных стран.



























Приложение №4

Занятие по физической культуре
В далёкие времена наш Донской край называли «Диким полем». Здесь не было лесов, куда ни посмотри была дикая степь.
1. «Дикая степь» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, повороты головы влево – вправо.
Вся степь была покрыта высокой травой.
2. «Высокая трава» - И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. На 1 – потянуться вверх, подняв руки, на 2 – и.п.
В этих высоких зарослях водились коварные змеи.
3. «Змея» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, руки на поясе. На 1 – наклон вперёд, на выдох произносят звук (с), на 2 – и.п.
И в эти степи со всех уголков нашей земли сбегались вольные люди, которые стали называться казаками.
4. «Казаки» - И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты в стороны.
Они строили себе жильё, которое называли хатами.
5. «Хаты» - И.П. – ноги вместе, руки на поясе. На 1-наклон вперед, 2 – и. п.,3 – руки вверх, 4 – и.п.
Самым лучшим другом казака был конь.
6. «Кони» - И.П. ноги вместе, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.
С тех пор как казаки поселились на Дону, они стали верными защитниками, у которых были сильные руки и железная хватка.
7. «Защитники» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. Мальчики – сгибание и разгибание рук в локтях к плечам. Девочки – поднимание рук в стороны.
С детства казачат готовили к взрослой жизни: пока мальчики учились владеть шашками, девочки учились ходить поводу с коромыслом.
8. «Казаки» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. На 1- наклон в сторону с замахом руки, на 2 - - И.П.
 «Казачки» - И.П. - ноги вместе, руки в сторону. На 1- 3-наклон вправо, на- 2-4- И.П.
Казаки были трудолюбивым народом. Мужчины охотились в степи, и кого там только не встретишь:
9. «Охота» - перестроение в колонну по одному.
10. «Огненно рыжая лиса» - ходьба с имитацией походки лисицы.
11. «Ласки» - ходьба змейкой.
В полях водятся хомяки, при опасности они прячутся в норки.
12. «Семья хомяков» - ходьба врассыпную. По команде «коршун» - построение в колонну по одному.
Богата наша степь и тушканчиками, которые снуют туда- сюда.
13. «Тушканчики» - бег маленькой змейкой на носочках.
А вот, смотрите, зайцы- русаки.
14. «Зайцы- русаки» - перепрыгивание через веревочку.
Дружными стайками по степи летают птицы.
15. «Ласточки» - перестроение в две колоны.
Вот повстречались перепела и куропатки. Они приветствуют друг друга.
16. «Встреча» - прыжки на встречу друг другу, приветствие: «Кр - кр!»
Плавно и спокойно течет наш Дон- батюшка, богатый рыбой и раками. Смотрит на всю эту красоту и тихо вздыхает.
17. Дыхательное упражнение: на 1 – вдох, руки вверх, на 2 – выдох, руки вниз.

И желает всем:
Мирного неба!
Вкусного хлеба!
Крепкого здоровья! 









































Приложение №5

Информационный лист

Пришли гости дорогие! Традиции казачества

Кратко о традициях казачьего гостеприимства

В культуре казачества гость считался Божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краёв и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке.

В старой шутливой казачьей песне имеются такие интересные слова:

« Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — алаверды, алаверды».

Конечно же, к приходу гостей надо подготовиться. И речь идёт не только об уборке квартиры, дома, двора, а и о том, как сделать своё жилище уютнее (может, что-то передвинуть, убрать лишнее), что приготовить, чем занять гостей

Надо сразу оговорить характер приглашения – на чай, блины, на день рождения, на годовщину свадьбы. От этого зависит, как накрыть стол

Всегда ценится то, что приготовлено руками хозяйки – «фирменное блюдо», пироги, сласти

Хозяйка не должна откладывать подаренные цветы в сторону – это признак невнимания к гостям. Поставьте цветы в вазу и на стол сразу.

Если вы попросите у хозяйки рецепт полюбившегося блюда – это будет для неё высшей похвалой.

Не привлекайте к мытью посуды, приготовлениям приглашённых женщин, даже если они проявят инициативу. В гости приходят отдыхать, и хозяева должны об этом помнить.

Хозяйка не должна подавлять гостей своим нарядом – её платье должно быть скромным и элегантным.

За стол первыми садятся женщины, затем мужчины.

Не проявляйте неумеренности, чревоугодия, жадности к любимым кушаньям, не говорите с набитым ртом.

Соблюдайте меры в употреблении алкогольных напитков – залог того, что в гости вас будут приглашать с удовольствием.

Если гости долго не уходят, говорят об одном и том же, а хозяева падают от усталости, попробуйте сказать фразу: «Жаль, что завтра рано вставать» …

Если вы любите ходить в гости, не забывайте, что от вас ждут ответных приглашений




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательно - творческий проект в младшей дошкольной группе " А у нас на Дону"

Автор: Науменко Наталия Владимировна

Дата: 23.05.2023

Номер свидетельства: 632237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
1870 руб.
1880 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства