Новые подходы к организации работы в детском образователь¬ном учреждении по экологическому воспитанию
Новые подходы к организации работы в детском образователь¬ном учреждении по экологическому воспитанию
На данный момент тема экологического образования очень актуальна. И понятно, что работа в этом направлении должна начинаться как можно раньше, начиная с дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к организации работы в детском образователь¬ном учреждении по экологическому воспитанию»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания) особенно чувствительны дети. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро,
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Начинать экологическое воспитание нужно с самого раннего возраста, когда дети приходят в младшую группу детского сада.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Наш детский сад пятый год занимается экологическим воспитанием. На начальном этапе на педагогических советах рассмотрели вопросы:
1) воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому в процессе ознакомления с природой;
2) формирование у дошкольников осознано-правильного отношения к природным объектам и явлениям.
На педагогическом часе изучили рекомендации «Экологическая проблема и экологическое воспитание», определили конкретные экологические знания детей в каждой возрастной группе. Провели родительское собрание, перед которым родители заполнили анкету, отвечая на вопросы по экологическому воспитанию детей. Перед мамами и папами поставили следующие задачи:
1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
При формировании у детей начал экологической культуры стараемся использовать разнообразные формы работы. Одна из таких форм - организация экологической тропы. Ведем работу по организации познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
На базе нашего детского сада в апреле был проведен семинар по экологическому воспитанию, а позднее в нетрадиционной форме - занятия.
В младшей группе состоялось занятие «Бабушкино подворье». Ему предшествовала большая подготовительная работа. С каждым живым объектом (козленок, щенок, кролик, петух, поросенок, кошки) дети знакомились индивидуально, узнавали их повадки, особенности внешнего облика, поведения. Узнали, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: именно он создает для них условия жизни (кормит, поит, строит теплое жилище и т.д.). Домашние животные не боятся человека, и наши дети с большим интересом наблюдали за ними, кормили и гладили. Наши дети теперь знают, что домашние животные не могут жить в естественных условиях и без заботы человека погибают.
В старшей группе подготовили и провели занятие «Лес - богатство и краса, береги свои леса». Дети знают, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Дети знают много пословиц, поговорок о лесе и его обитателях. Имеют представление о растительном мире Амурской области, различают и называют многие деревья, кустарники, травы, цветы. На занятии много говорилось о значении леса в жизни человека: это и чистый воздух, строительный материал, лекарство и многое другое.
По итогам проведенных мероприятий было видно, что дети хорошо усвоили материал по данной тематике. И хоть проведена большая работа, нам предстоит в дальнейшем много еще сделать. Планируем вместе со школьниками организовать зеленый патруль. Привлечь к работе кружок «Природа и фантазия» учащихся школы, устраивать совместные выставки поделок из природного материала, чаще привлекать школьников к участию в туристических походах, экскурсиях в лес. В ходе прогулок и экскурсий предлагаем детям вспомнить правила поведения в лесу: в лесу нельзя ничего рвать, а дары леса брать очень осторожно, нельзя кричать, стучать, ломать ветки, ловить животных, нельзя пробовать грибы и незнакомые ягоды на вкус. Знания детьми народных примет мы подкрепляем наблюдениями в естественных условиях, поисково-исследовательской работой. Например, если потрясти веточку сосны и с ее шишек летит желтая пыльца - значит, началось лето. В лесу много тени - прохладно, хорошо и приятно. Надо заботиться о лесе и беречь его. Чаще отдыхать в лесу. Лес дает человеку здоровье. В конце экскурсии вместе с детьми рассматриваем лесные находки, обсуждаем, можно ли их брать с собой, что можно из них сделать. Большую роль при проведении экскурсий, прогулок, наблюдений играет художественное слово:
Когда идешь усталый, запыленный, Дорогой длинной в полуденный зной, Сверни смелее в тихий лес зеленый, И он усталость снимет, как рукой. Я славлю чудо из чудес -Родимы й лес, зелены й лес.
В. Лукин
Лесная тишь, лесная тишь полна своих чудес. Ты перед сказкою стоишь, а сказка - это лес. Ты эту сказку сохрани, не рви ее, не мни, Не бери ежа с собой, отпусти его домой. Ежик, даже глупый самый, Хочет жить с ежихой - мамой.
Г. Фадеев
Милее всего нашим детям береза, поэтому одним из излюбленных мест проведения прогулок является березовая роща, прилегающая к территории детского сада. Среди берез светло и хорошо. Высокие стволы покрыты белой корой с черными отметинам, ветки тонкие, чуть опущены вниз, листья зеленные, шероховатые, с мелкими зубчиками. Ребята нашего детского сада знают, что береза очень полезна, из древесины делают мебель, из почек изготавливают лекарство. С большим удовольствием дети, сидя под березкой, читают стихи о ней.
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
На музыкальных занятиях выучили несколько хороводов: «Во поле березка стояла», «Ай да, березка», муз. Т. Потапенко. И дети с большим удовольствием водят эти хороводы на поляне.
Наиболее продуктивными в плане экологического воспитания являются экскурсии в летний лес, когда наиболее ощутимы изменения в природе, позволяющие углубить и систематизировать знания детей о природе.
Июнь. Обращаем внимание на сезонные изменения: на деревьях появляются листья, если потрясти веточку сосны, с ее шишек летит желтая пыльца, отцвела черемуха, выросла трава. Знакомим детей с лекарственными травами, деревьями, кустарниками. Собираем растения для гербариев.
Июль. Обращаем внимание на то, что в лесу стало тихо и прохладно: листва на деревьях разрослась и дает много тени, около березы видны опавшие семена, обращаем внимание детей на разнообразие окраски и формы листьев у деревьев, на положение веток.
Август. Обращаем внимание на то, что зелень деревьев потускнела, кое-где видны засыхающие листья, уже не видно цветущих растений. Знакомим детей с разнообразием мхов и лишайников. Птицы в лесу летают стаями. Обращаем внимание детей на муравьев - одних из самых полезных насекомых. Знакомим с разнообразием ягод и грибов.
В наших лесах растут грибы съедобные и несъедобные. Очень часто ведем беседы с детьми о пользе гриба, и ребята знают, что собирать, сбивать, топтать ядовитые грибы нельзя, они приносят пользу обитателям леса: ими лечатся животные, питаются деревья.
Одной из форм постоянного общения с природой является труд детей, причем труд, направленный на благо природы и человека. Ребята не только контролируют состояние уголка природы в группах, но и оказывают помощь в содержании растений и птиц.
Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужна питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Для того чтобы дети убедились в том, что действительно живой природе нужен уход, проводили опыт: одно комнатное растение поставили в темное место и не поливали, а другое стояло на солнышке и ребята его регулярно поливали. Через некоторое время дети сделала вывод, что без света и воды растения гибнут. Дети знают, что они занимаются ответственным делом - не накормишь, не польешь, и живое существо страдает и гибнет.
Продолжается эта работа и на территории детского сада. Помимо цветников организовали «аптекарские огороды». На них дети высаживают лекарственные растения: мяту, календулу, подорожник. Дети ухаживают за ними, знают их значение и применение. Собранные травы в холодное время года применяем в виде лекарственного чая.
Работа в огороде, на цветнике сочетается с наблюдениями, способствуют накоплению у детей знаний о растениях, совершенствует трудовые умения и навыки, воспитывает трудолюбие.
Начиная с декабря, в группах оборудуем огороды на подоконниках, где зеленеют лук, укроп, петрушка, а с марта высаживаем перец, помидоры, огурцы. Дети сами рыхлят почву, прореживают рассаду.
В. А. Сухомлинский умел показать все в природе - от травинки и цветка до пейзажа, облаков и звезд. Мы реализуем эти задачи через наблюдения, экскурсии, прогулки, которые усложняются в каждой возрастной группе.
В течение года в группе собираются по четыре книги: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», в которых собраны детские рисунки, аппликации, используемые в дальнейшем на занятиях, в играх.
Устраиваем познавательно-развлекательные игры: «Знатоки природы», «Счастливый случай», «Зов леса», где игроки показывают свои знания о природе. Данная работа улучшает экологическое просвещение детей.
За основу в своей работе мы взяли учение В. А. Сухомлинского. Сложным для нас было то, что, осмысливая и изучая наследие Сухомлинского, необходимым было отобрать и перенести его методы в нашу работу и создать соответствующую материальную базу.
Для того чтобы детям дать в доступной форме знания об окружающей среде, нужно много знать самому. В работе используем книгу Н. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Много познавательного материала берем из рассказов Э. Шима, В. Бианки, журнала «Юный натуралист».
Опыт работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе развивается постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Наши дети научились бережно относиться к деревьям, цветам, животным, птицам, воде. Как часто можно видеть, что люди несут из леса охапки цветущего багульника, черемухи, а затем все это выбрасывается в мусор. А ведь эта живая природа по-своему полезна. Мы учим детей не делать этого, а беречь лесные богатства. Ребята нашего детского сада научились любить и бережно относиться к природе. Они сами сажают цветы, ухаживают за ними. А если дети посадили сами, то рвать и топтать их они не будут и другим не позволят. Наша работа по воспитанию у ребят бережного отношения к природе дает положительные результаты. Дети ответственны, выполняют любую работу по уходу за растениями и животными, много знают о природе.
Радует и вселяет надежду, что дети всегда будут жить в дружбе с природой и сделают все, чтобы ни одно живое существо, будь то растение или животное, не исчезло.