kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые подходы к организации работы в детском образователь¬ном учреждении по экологическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данный момент тема экологического образования  очень актуальна. И понятно, что работа в этом направлении должна начинаться как можно раньше, начиная с дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к организации работы в детском образователь¬ном учреждении по экологическому воспитанию»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬ­НОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязнение воды, воздуха, продуктов пита­ния) особенно чувствительны дети. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро,

Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Начинать экологическое воспитание нужно с самого раннего возраста, когда дети приходят в младшую группу детского сада.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирова­ние первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования первых умений правильно взаимодействовать с расте­ниями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна во­да, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функцио­нирования в совершенно определенных условиях - это и есть формирование первоначальных эколо­гических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Наш детский сад пятый год занимается экологическим воспитанием. На начальном этапе на пе­дагогических советах рассмотрели вопросы:

1) воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому в процессе ознакомле­ния с природой;

2) формирование у дошкольников осознано-правильного отношения к природным объектам и явлениям.

На педагогическом часе изучили рекомендации «Экологическая проблема и экологическое вос­питание», определили конкретные экологические знания детей в каждой возрастной группе. Провели родительское собрание, перед которым родители заполнили анкету, отвечая на вопросы по экологи­ческому воспитанию детей. Перед мамами и папами поставили следующие задачи:

1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

При формировании у детей начал экологической культуры стараемся использовать разнообраз­ные формы работы. Одна из таких форм - организация экологической тропы. Ведем работу по орга­низации познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольни­ков.

На базе нашего детского сада в апреле был проведен семинар по экологическому воспитанию, а позднее в нетрадиционной форме - занятия.

В младшей группе состоялось занятие «Бабушкино подворье». Ему предшествовала большая подготовительная работа. С каждым живым объектом (козленок, щенок, кролик, петух, поросенок, кошки) дети знакомились индивидуально, узнавали их повадки, особенности внешнего облика, пове­дения. Узнали, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: именно он создает для них усло­вия жизни (кормит, поит, строит теплое жилище и т.д.). Домашние животные не боятся человека, и наши дети с большим интересом наблюдали за ними, кормили и гладили. Наши дети теперь знают, что домашние животные не могут жить в естественных условиях и без заботы человека погибают.

В старшей группе подготовили и провели занятие «Лес - богатство и краса, береги свои леса». Дети знают, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг дру­гу. Дети знают много пословиц, поговорок о лесе и его обитателях. Имеют представление о расти­тельном мире Амурской области, различают и называют многие деревья, кустарники, травы, цветы. На занятии много говорилось о значении леса в жизни человека: это и чистый воздух, строительный материал, лекарство и многое другое.

По итогам проведенных мероприятий было видно, что дети хорошо усвоили материал по данной тематике. И хоть проведена большая работа, нам предстоит в дальнейшем много еще сделать. Плани­руем вместе со школьниками организовать зеленый патруль. Привлечь к работе кружок «Природа и фантазия» учащихся школы, устраивать совместные выставки поделок из природного материала, ча­ще привлекать школьников к участию в туристических походах, экскурсиях в лес. В ходе прогулок и экскурсий предлагаем детям вспомнить правила поведения в лесу: в лесу нельзя ничего рвать, а дары леса брать очень осторожно, нельзя кричать, стучать, ломать ветки, ловить животных, нельзя пробо­вать грибы и незнакомые ягоды на вкус. Знания детьми народных примет мы подкрепляем наблюде­ниями в естественных условиях, поисково-исследовательской работой. Например, если потрясти ве­точку сосны и с ее шишек летит желтая пыльца - значит, началось лето. В лесу много тени - прохлад­но, хорошо и приятно. Надо заботиться о лесе и беречь его. Чаще отдыхать в лесу. Лес дает человеку здоровье. В конце экскурсии вместе с детьми рассматриваем лесные находки, обсуждаем, можно ли их брать с собой, что можно из них сделать. Большую роль при проведении экскурсий, прогулок, на­блюдений играет художественное слово:

Когда идешь усталый, запыленный, Дорогой длинной в полуденный зной, Сверни смелее в тихий лес зеленый, И он усталость снимет, как рукой. Я славлю чудо из чудес -Родимы й лес, зелены й лес.

В. Лукин

Лесная тишь, лесная тишь полна своих чудес. Ты перед сказкою стоишь, а сказка - это лес. Ты эту сказку сохрани, не рви ее, не мни, Не бери ежа с собой, отпусти его домой. Ежик, даже глупый самый, Хочет жить с ежихой - мамой.

Г. Фадеев

Милее всего нашим детям береза, поэтому одним из излюбленных мест проведения прогулок является березовая роща, прилегающая к территории детского сада. Среди берез светло и хорошо. Высокие стволы покрыты белой корой с черными отметинам, ветки тонкие, чуть опущены вниз, листья зеленные, шероховатые, с мелкими зубчиками. Ребята нашего детского сада знают, что береза очень полезна, из древесины делают мебель, из почек изготавливают лекарство. С большим удоволь­ствием дети, сидя под березкой, читают стихи о ней.

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

На музыкальных занятиях выучили несколько хороводов: «Во поле березка стояла», «Ай да, бе­резка», муз. Т. Потапенко. И дети с большим удовольствием водят эти хороводы на поляне.

Наиболее продуктивными в плане экологического воспитания являются экскурсии в летний лес, когда наиболее ощутимы изменения в природе, позволяющие углубить и систематизировать знания детей о природе.

Июнь. Обращаем внимание на сезонные изменения: на деревьях появляются листья, если потря­сти веточку сосны, с ее шишек летит желтая пыльца, отцвела черемуха, выросла трава. Знакомим де­тей с лекарственными травами, деревьями, кустарниками. Собираем растения для гербариев.

Июль. Обращаем внимание на то, что в лесу стало тихо и прохладно: листва на деревьях разрос­лась и дает много тени, около березы видны опавшие семена, обращаем внимание детей на разнооб­разие окраски и формы листьев у деревьев, на положение веток.

Август. Обращаем внимание на то, что зелень деревьев потускнела, кое-где видны засыхающие листья, уже не видно цветущих растений. Знакомим детей с разнообразием мхов и лишайников. Пти­цы в лесу летают стаями. Обращаем внимание детей на муравьев - одних из самых полезных насеко­мых. Знакомим с разнообразием ягод и грибов.

В наших лесах растут грибы съедобные и несъедобные. Очень часто ведем беседы с детьми о пользе гриба, и ребята знают, что собирать, сбивать, топтать ядовитые грибы нельзя, они приносят пользу обитателям леса: ими лечатся животные, питаются деревья.

Одной из форм постоянного общения с природой является труд детей, причем труд, направлен­ный на благо природы и человека. Ребята не только контролируют состояние уголка природы в груп­пах, но и оказывают помощь в содержании растений и птиц.

Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужна питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Для того чтобы дети убедились в том, что действительно живой природе нужен уход, проводили опыт: одно комнатное растение поставили в темное место и не поливали, а другое стояло на солнышке и ребята его ре­гулярно поливали. Через некоторое время дети сделала вывод, что без света и воды растения гибнут. Дети знают, что они занимаются ответственным делом - не накормишь, не польешь, и живое сущест­во страдает и гибнет.

Продолжается эта работа и на территории детского сада. Помимо цветников организовали «ап­текарские огороды». На них дети высаживают лекарственные растения: мяту, календулу, подорожник. Дети ухаживают за ними, знают их значение и применение. Собранные травы в холодное время года применяем в виде лекарственного чая.

Работа в огороде, на цветнике сочетается с наблюдениями, способствуют накоплению у детей знаний о растениях, совершенствует трудовые умения и навыки, воспитывает трудолюбие.

Начиная с декабря, в группах оборудуем огороды на подоконниках, где зеленеют лук, укроп, петрушка, а с марта высаживаем перец, помидоры, огурцы. Дети сами рыхлят почву, прореживают рассаду.

В. А. Сухомлинский умел показать все в природе - от травинки и цветка до пейзажа, облаков и звезд. Мы реализуем эти задачи через наблюдения, экскурсии, прогулки, которые усложняются в ка­ждой возрастной группе.

В течение года в группе собираются по четыре книги: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», в ко­торых собраны детские рисунки, аппликации, используемые в дальнейшем на занятиях, в играх.

Устраиваем познавательно-развлекательные игры: «Знатоки природы», «Счастливый случай», «Зов леса», где игроки показывают свои знания о природе. Данная работа улучшает экологическое просвещение детей.

За основу в своей работе мы взяли учение В. А. Сухомлинского. Сложным для нас было то, что, осмысливая и изучая наследие Сухомлинского, необходимым было отобрать и перенести его методы в нашу работу и создать соответствующую материальную базу.

Для того чтобы детям дать в доступной форме знания об окружающей среде, нужно много знать самому. В работе используем книгу Н. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе оз­накомления с природой». Много познавательного материала берем из рассказов Э. Шима, В. Бианки, журнала «Юный натуралист».

Опыт работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к приро­де должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельно­стью. Чувство любви к природе развивается постепенно от положительного эмоционального отноше­ния к сознательно-целенаправленной деятельности. Наши дети научились бережно относиться к де­ревьям, цветам, животным, птицам, воде. Как часто можно видеть, что люди несут из леса охапки цветущего багульника, черемухи, а затем все это выбрасывается в мусор. А ведь эта живая природа по-своему полезна. Мы учим детей не делать этого, а беречь лесные богатства. Ребята нашего детско­го сада научились любить и бережно относиться к природе. Они сами сажают цветы, ухаживают за ними. А если дети посадили сами, то рвать и топтать их они не будут и другим не позволят. Наша работа по воспитанию у ребят бережного отношения к природе дает положительные результаты. Де­ти ответственны, выполняют любую работу по уходу за растениями и животными, много знают о природе.

Радует и вселяет надежду, что дети всегда будут жить в дружбе с природой и сделают все, чтобы ни одно живое существо, будь то растение или животное, не исчезло.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлей Анна Ивановна

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 570988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(97) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "263273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(98) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost1"
    ["file_id"] => string(6) "263275"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства