Конспект занятия по экологии в старшей группе «Идёт зима аукает» (экскурсия в природу)
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Идёт зима аукает» (экскурсия в природу)
побуждать детей замечать простейшие изменения в природе, погоде, одежде людей. Устанавливать причинно-следственные связи. Побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в растительном мире, в одежде людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в старшей группе «Идёт зима аукает» (экскурсия в природу)»
Занятие 15. Тема: «Идёт зима аукает».
(экскурсия в природу)
Цель: побуждать детей замечать простейшие изменения в природе, погоде, одежде людей. Устанавливать причинно-следственные связи. Побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в растительном мире, в одежде людей.
Воспитывать желание задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе. Учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и за состоянием погоды (снег, иней) в календаре природы.
Методические приёмы: наблюдение за состоянием погоды, за объектами живой природы. Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.
Наглядный материал: снежинка – игрушка.
Сөздiк жұмыс / Словарная работа: қыс - зима, қар-снег, күн суық - холодно, қар жауады - снег идёт.
Ход занятия.
Педагог загадывает детям загадку:
Кто – угадай-ка –
Белая хозяйка?
Тряхнёт перинкой –
Над миром пушинки. (Зима.)
Вопросы к детям:
- Какое сейчас время года? Какая погода? Идёт снег? Есть ли ветер?
- Какая земля зимой? - Какие деревья растут на участке?
- Растут ли зимой цветы? Почему не растут?
- Как люди приспосабливаются к холодным зимним условиям?
Дидактическая игра «Кто больше назовёт признаков зимы?».
Дети становятся в круг, по кругу передаётся «волшебная снежинка», каждый ребёнок называет признак зимы, кто не может назвать – выбывает из игры. (Зима – это такое время года, когда люди надевают тёплую одежду, небо серое, солнце светит мало, дует холодный ветер, бывают метели, вьюги. Деревья зимой голые, ветки у них хрупкие.)
Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима».
- Каких птиц в нашем городе вы знаете? Как назвать птиц, которые остаются зимовать в городе? Почему они не улетают в тёплые страны?
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о птицах:
Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь.)
Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнёт -
Рыбку в клюве принесёт.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это … (чайка).
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова.)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
- Как человек может помочь птицам, зверям зимой?
Воспитатель предлагает детям покормить птиц.
Динамическая пауза.
Залетели в форточку две снежинки-звёздочки,
Две снежинки залетели, покружились, на пол сели.
Пусть летят к нам в форточку две снежинки белые,
Нам совсем не холодно, мы зарядку делаем.
- Дети, кто знает, есть ли в Африке снег? Какие животные есть в Африке? (Жираф, носорог, бегемот, слон.)
- А в ваших лесах, какие животные есть? (Заяц, лиса, бурый медведь, волк, белка.)
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дети сжимают правую руку в кулак, вытягивают мизинец вверх, качают им во всех направлениях; то же самое другой рукой.
Посмотрите, что за пальчик:
Ловко прыгает, как зайчик,
На бревно и на пенёк,
Скок да прыг и прыг да скок!
- Как они зимуют? Чем отличается жизнь животных летом и зимой?
- Ребята, можно зимой найти насекомых? Где они? (Спрятались в коре деревьев, в лесу под листьями, в земле.)
Воспитатель предлагает детям прочитать знакомые стихотворения о зиме.
«Белый дед». Н. Артюхова
Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня:
– Эй, вы, вьюги и метели, что ж не будите меня?
Беспорядок на дворе – грязь и лужи в декабре.
И от дедушки в испуге на поля умчались вьюги.
И метели полетели – застонали, засвистели.
Все царапины земли белым снегом замели.
Рано утром вышел Дед, в шубу новую одет.
Захотел проверить сам по полям и лесам:
Все ли ждут в наряде новом?
Все ль встречать его готовы?
– Да, – ответили метели, – даже зайцы побелели.
Ни былинки на полях, ни листочка на ветвях.
Только ёлочка одна, да пушистая сосна
Подчиняться не хотят и зелёные стоят.
- В какие игры вы любите играть зимой?
- Что вам больше всего нравится зимой?
Игра «Заморожу». Дети, вытянув вперёд руки, стоят по кругу; в центре – ведущий. Он пытается задеть руки, т.е. «заморозить»; дети при приближении ведущего прячут руки за спину, а при отдалении снова протягивают вперёд. «Замороженные» выбывают из круга, остаются самые ловкие и быстрые.
Дидактические упражнения «Подбери признаки».
Снег - идёт, падает, кружится, летит, скрипит…
Мороз - щиплет, трещит, кусает, рисует…
Зима - белый, пушистый, холодный, мягкий, чистый…
Мороз - сильный, злой, крепкий, слабый…
- Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад.)
- Что получится, если снега много намело? (Сугроб.)
- Какой праздник бывает зимой? (Новый год.)
- Какие сказочные персонажи приходят к детям в Новый год?