Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасности в рамках гос до»
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ГОС ДО
Немецкий педагог, политик Адольф Дистервег писал: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».
Немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель Иоганн Гёте говорил, что «думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Инновация – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода или концепции для удовлетворения человеческих потребностей. (Современный словарь иностранных слов)
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения.
Введение Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (Вале́рий Семёнович Ла́зарев — российский учёный в сфере психологии управления и образования; доктор психологических наук, профессор).
Современные формы работы с детьми
Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми;
-интегрированная образовательная деятельность;
-проектная деятельность (исследовательские - творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
-изготовление макетов;
-игровые обучающие ситуации;
-эвристические беседы;
-коллекционирование;
-творческая деятельность: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.
В соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; традиционные семейные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ:
Безопасное поведение в природе.
Безопасность на дорогах.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Освоение образовательной области«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах.
Основные: работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Формы работы с детьми по освоению образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Формы образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей:
Индивидуальные
Групповые
• Наблюдения
• Беседа
• Чтение
• Экспериментирование
• Совместные действия
• Рассматривание иллюстраций
• Игра
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
• Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Сегодня ИКТ можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Педагогическая деятельность должна быть основана на планировании и своеобразной импровизации, с учётом следующих принципов:
• Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
• Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
• Принцип выбора.
• Принцип доверия и поддержки.
Педагог, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать на занятии, в зависимости от потребности:
- игровые формы;
- групповую, парную или индивидуальную работу;
- самостоятельную деятельность детей;
- постановку вопросов, активизирующих диалог;
- проектную деятельность;
- метод дискуссии;
- ИКТ.
Инновационными формами работы с родителями могут стать клубы по интересам, создание Школы родителей будущих первоклассников, выпуск газеты «И это всё о нас», семейный клуб вопросов и ответов, создание Книги Доверия, работа родительской почты «Напиши что-то важное», оформление информационной корзины и др.
Выстроенная модель образовательного процесса с использованием инновационных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования ГОС ДО.