Просмотр содержимого документа
«Игры с прищепками, как средство для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.»
«Игры с прищепками, как средство для развития
мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи».
Дети, приходящие в детский дом в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательных процессов, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми, им нужно много самых разных игрушек.
Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и др. Однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для малыша, чем специальные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью — самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.
ЦЕЛИ ДЛЯ ВСЕХ ИГР
Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.
Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.
Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
Развивать мелкую моторику рук.
Обучать дифференциации звуков в слогах.
Игра «Цвет — звук»
Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета.
Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал.
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.
Задание. Определить, твердый или мягкий звук [с] на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Подбери картинку к схеме»
Оборудование: предметные картинки, цветные прищепки, схемы слов, состоящих из одного или двух слогов.
Задание. Подобрать картинку к заданной схеме (схема слова составлена с помощью прищепок).
Игра «Угадай, какой звук»
Оборудование: картинка, изображающая триоли (музыкальный инструмент с клавишами); прищепки зеленого и синего цвета.
Задание. Произнести правильно соответствующий звук в зависимости от цветового сигнала прищепки (имитируя игру триолями).
Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.
Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
Игра «Куда поставим ударение?»
Оборудование: схема слова; прищепка черного цвета.
Задание. Прочитать слово. С помощью прищепки отметить ударный слог.
Игра «Предложение»
Оборудование: деревянные прищепки; карточка с предложением.
Задание. Прочитать предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
Так будет выглядеть полный звукобуквенный анализ слова.
К преимуществу перечисленных игр относится удобная форма контроля за выполнением детьми заданий. Во время занятий с группой детей педагогу не обязательно подходить к каждому ребенку, достаточно назвать его имя. Он, в свою очередь, поднимает карточку-схему (прищепки плотно зафиксированы на карточках). Таким образом, проверяется результативность выполненного задания.