kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация моторных функций как важное условие запуска речи у детей с различными нозологиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация моторных функций

как важное условие запуска речи у детей с различными нозологиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация моторных функций как важное условие запуска речи у детей с различными нозологиями»

Шитик Ольга Николаевна, учитель-логопед,

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка»,
ХМАО- Югра



Активизация моторных функций

как важное условие запуска речи у детей с различными нозологиями


Проблема задержки речи у детей в современное время встречается очень часто, и, именно раннее развитие речи детей ещё в доречевом периоде является наиболее актуальной. Но что такое раннее развитие речи ребёнка в возрасте одного года? Как это понять – что у такого ребёнка есть нарушения речи или будут в будущем?

Нарушения речи можно спрогнозировать ещё во внутриутробном развитии ребёнка, если знать особенности развития мозга человека. И в самом раннем возрасте роста малыша можно предотвратить эти нарушения с помощью специальных упражнений по развитию мышц всего организма – общей и мелкой моторики.

Исследование выявления предпосылок отклонений в моторном развитии в младенческом возрасте, влияющим впоследствии на речь, являлись актуальной проблемой психологии, педагогики и медицины ранее 1866 года. В наши дни особое внимание уделяется раннему возрасту. Это связано с тем, что период раннего возраста - это один из критических периодов развития, которые характеризуются высокими темпами психофизиологического созревания. На структурно-функциональную организацию развивающегося мозга, учёные обратили внимание ещё в 1990. Л.А.Венгер, представил свои труды в 1969; Т.Н.Осипенко в 1996 и другие учёные били во все колокола о развитии «тела человека и влияния его на мозг». Знаменитые учёные доказали - чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.). Но нельзя путать излишнюю подвижность ребёнка с правильным моторным развитием.

Если сравнивать развитие детей 10 лет назад и сегодняшних, то это глобальная проблема. Много детей с речевыми нарушениями, количество их с каждым годом увеличивается. Мы мало задумываемся, что речевое развитие очень тесно связано с двигательным развитием детей, тем, как протекало развитие в утробе, акушерско-гинекологическим анамнезом мам, их здоровьем, течением родов и послеродовым периодом. Моторное развитие детей в настоящее время интенсивно изучается в рамках как клинической неврологии, так и методами нейропсихологии. Дети с различными нарушениями в развитии, как правило с раннего возраста демонстрируют нарушения общего моторного развития. И по таким проявлениям можно спрогнозировать то или иное психофизическое нарушение в развитии. Отклонения в развитии младенцев с перинатальной патологией носят системный характер (нарушены все функции: моторные функции, слух, зрение, тактильная чувствительность); отмечаются дизартрические расстройства: ограничение активных движений мышц всего тела и, как следствие, артикуляционного аппарата, имеются синкинезии, повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, недостаточность произвольных движений языка.

К году, мы, педагоги, можем замечать только внешние проявления – двигательные (моторные) нарушения у ребёнка и тревожные жалобы родителей, которые что-то подмечают, но не знают, как к этому относиться: считать возрастной нормой, не зрелостью или патологией.

 И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Сегодня мы можем добавить – слуховые, вкусовые рецепторы проприоцептивной системы организма человека.

При клиническом обследовании моторные нарушения не всегда в полной мере диагностируются, в меньшей степени вызывают тревогу врачей и родителей, а поэтому и меньше корригируются. Родители, как правило, не придают значение серьёзности данных отклонений. Они, как обычно полагаются на то, что с возрастом всё само собой «пройдёт», вспоминают себя, других своих детей. Только специалисты могут «забить тревогу», если ребёнок: не ползает, пошёл раньше, чем пополз, не умеет бегать, играть мячом, не может подниматься по лестнице самостоятельно, не проявляет интереса к подвижным играм, плохо держит ложку и т.д. А именно это он должен уметь к году. Отсутствие рефлексов и несвоевременное угасание их свидетельствует о моторной патологии что тормозит дальнейшее развитие ребёнка.

Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает важное место в психофизиологии и возрастной психологии (Н.И. Чуприкова, 1967, 1979; Е.И.Бойко, 1964;). Несвоевременная коррекция моторных нарушений обуславливает вторичное нарушение психомоторики и речи. Проблема нарушения речи решается в более старшем возрасте и направленна на серьёзную коррекцию уже установившихся недостатков – полиморфных нарушений. Дети, у которых сенсомоторное развитие в норме, как правило, начинают разговаривать раньше сверстников.  У таких детей не выявляются речевые нарушения, либо нарушение речи незначительны.

Следует отметить, что не нужно путать двигательные расстройства, СДВГ, моторную расторможенность, чему родители часто просто умиляются. Если спросить родителей детей с задержкой речевого развития с одного года до трёх лет о том, какая опасность подстерегает вашего ребёнка в повседневной жизни? И они сразу начнут говорить, но с двух сторон: слишком активный (по мнению родителей) -упадёт – ударится, с лестницы покатится, молоток на ногу уронит, коляску на голову переворачивает, в стену ударится с разбегу, в поворот не впишется – на угол налетит. Или, родители, имеющие ребёнка со сниженной моторной функцией - не может долго ходить, постоянно просится на ручки, постоянно сидит, может наклониться и упасть со стула, с дивана, не видит края ступени, кровати, и т.д. Многие считают это нормой в силу возраста, но, если это заметил родитель, а не специалист, то это уже можно считать серьёзным нарушением! Ребёнок в подвижном и спокойном состоянии должен быть под контролем мозжечка, внешне это выглядит – «осторожный ребёнок», но не входящий в ступор, не плачущий, не кричащий об опасности, а просто умеет остановиться, оценить ситуацию и постараться найти выход из ситуации самостоятельно, и, после совершённой ошибки снова так беспечно не поступает. Если ребёнок один раз упал, ударился, поплакал, и, снова побежал в том же направлении, в той же скорости, снова ударился, следовательно, он не сделал вывод, не стал осторожнее. Вывод специалистов однозначен - нарушения моторной функции как первичного дефекта задержки речевого или психического развития. При более детальном обследовании этого ребёнка, можно сделать вывод о какой-либо нозологии дефекта более точно.

Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам, приостанавливаться на поворотах, обходить препятствия. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий и получает негативный опыт.

В дошкольных учреждениях открыты группы ТНР для детей с одного года до трёх лет. Работа учителя-логопеда ведётся в соответствии с данными выше исследованиями и разделяется на 3 этапа формирования речи, или как это принято сейчас говорить «запуска речи». В такие группы поступают дети, согласно заключениям ТПМПК, имеющие перинатальную патологию, нарушения ЦНС, и, следовательно, относящиеся к «группе риска» по нарушениям речи и психического развития. Содержание Программ направлено на моторное, сенсорное и речевое развитие в строгой последовательности физиологического созревания мозга и коррекции имеющихся нарушений. Особое внимание уделяется нейропсихологическому и нейрофизиологическому подходу.

Поскольку зоны мозга тесно взаимодействуют и воздействуют друг на друга, строгого разделения того или иного направления работы невозможно. Зная систему взаимодействия участков мозга ребёнка раннего возраста, работа с ребёнком ведётся по нескольким направлениями одновременно. Но, усиление того или иного направления работы на каждом этапе строго соблюдается. Благодаря умению осуществлять индивидуально-дифференцированный подход педагоги не переходят на следующий этап в работе с ребёнком, если не сформированы те или иные «базовые» навыки. Постоянно идёт повторение тех или иных моторных действий. Первое и основное направление: развитие координации тела и слухового восприятия. То есть мы развиваем мышечную и координационную систему, иными словами - «базовый» «речедвигательный анализатор».

В возрасте с одного года до двух лет мы формируется «импрессивная» (сенсорная или слуховая) речь с помощью развития зрительно-слухо-моторной координации.

В этом направлении разработано множество игр и упражнений в занятиях учителя-логопеда, воспитателей группы, родителей, как полноправных участников педагогического процесса. Все большую популярность в дошкольном воспитании набирает «Школа мяча», так как использование разнообразных переместительных упражнений может обогатить двигательную сферу ребенка действительно социально важными умениями и преодолевать различные диспраксии. Разделение диспраксий и моторной неловкости (неуклюжести) имеет не только теоретический, но и практический аспект. Если ребёнок неуклюжий, значит он предрасположен к диспраксии.

Занятия на развитие координационных движений всегда проходят под руководством взрослого (педагога). Если ребёнок находится в движении самостоятельно – развитие координации и моторных дифференцировок, способствующих формированию речи – 10%, так как этим детям нужна «коррекция». Такие занятия проводит как учитель-логопед, так и воспитатель, музыкальный руководитель, родитель – в комплексе.

Маленьким детям нужно преподавать множество различных моторных навыков для того, чтобы развивать и увеличить их моторную компетентность. Причем необходимо помнить, что требуется достаточное число повторений для закрепления моторных умений, а это в условиях ограниченных временных ресурсов любой образовательной системы требует их отбора. Поэтому мы руководствуемся нейро подходами. Следует обратить внимание на подаваемые речевые инструкции детям с дифицитом внимания: все движения, все правила «проговариваются» простыми и одинаковыми предложениями (возьми красный мяч, брось мяч Аделине), и, недопустимо говорить по-разному-«давай мячик, брось-ка мне, кидай, кидай». Много разных слов сбивает ребёнка, он понимает значение, но не фиксирует словарный запас. Вся речь педагога должна быть продуманна, лаконична, точна. Предложения должны быть простыми, короткими, без деепричастных оборотов. Повторять фразы необходимо до пяти раз разной интонацией, с выделением логического, синтагматического ударения.

Педагоги, работающие на данных группах, отметили, что именно в движении хорошо работает речевая память и формируется словарный запас. Движения должны быть «сложными». Сложные координационные движения помогают при заучивании стихов, песен, потешек и сказок. После такого типа запоминания ребенок легче воспроизводит услышанное. Так как задействован речедвигательный анализатор, объединяющий в себе много участков мозга. Более того, речь становится не только внутренней (запомнил хорошо и показал на картинках), но и внешней – смог «рассказать» с помощью слов, лепета, мимики.

Крупная моторика формируется у детей раннего возраста очень быстро и эффективно. И обусловлено это физиологическими потребностями организма. Такого эффекта с пятилетними детьми достичь невозможно в короткие сроки. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп. Способность выполнять такие действия возникает в процессе обучения. Произвольные упражнения не даны от рождения, человек обучается им постепенно, с раннего детства, закрепляя их через миллиарды повторений в динамические стереотипы. Следует обратить внимание на обучение ребёнка самостоятельно одеваться и обуваться. Это происходит постоянно, так как одежда разная, манипуляции усложняются - липучки, замки сменяются шнурками, пуговками и тому подобное. Поэтому, как только мы начинаем замечать синхронность движений, умений самостоятельно одеваться, реагировать на речь взрослого и выполнять инструкции, можно сделать вывод - стадия формирования сенсорной речи в полном разгаре.

Что касается формирования мелкой моторики, то без определённых умений развитой крупной моторной сферы – эффективность развития мелкой моторики поддаётся сомнению.

Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка.(Эволюция) Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

Поэтому целесообразно подключать (не переходить к другому этапу) формирование статической позы и развитие мелкой моторики. Возникает диссонанс – развиваем двигательную активность, общую моторику, и, как только она вошла в правильное русло – мы усаживаем детей, и, формируем контроль статической позы. Разумеется, развитие крупной моторики – это не умение танцевать, прыгать и ходить по лестнице, а это развитие центра контроля за мышцами всего организма. А именно контроль за мышцами и является главным в создании условий для познавательного развития: дети научаются контролировать свою позу, и фокусировать зрительно-слуховое внимание.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей, Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к пятнадцати месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций, и они могут быть сформированы к трём годам. Но, если специально упражнять руку ребенка, появляется зрительный контроль за движением карандаша в процессе рисования. Ребёнок, хорошо владеющий карандашом может легко запомнить алфавит (его графику) и рано научиться читать. В это же время, при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми, поэтому роль взрослого и упражнение «рука в руке» - является самой актуальной в этом возрасте.

Для успешной работы по развитию мелкой моторики важно, чтобы дети выполняли упражнения с должной силой, амплитудой, точностью, ритмичностью, поэтому мы выполняем упражнения с детьми вместе. Соединяем пальцы детей в фигуры. чтобы дети лучше запомнили эти статические фигуры предлагаем детям закрыть глаза и запомнить свои ощущения. А потом открыть глаза и повторить эти фигуры самостоятельно. Практика показала, что упражнения для развития мелкой моторики способствуют снятию статических нагрузок, предупреждению переутомления, которое появляется у детей группы на 10 – 12 минуте занятия. Эта двигательная активность переключает детей на новую деятельность, повышает работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов. Очень важно чтобы упражнения выполнялись обеими руками, так как левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половинки тела, а правое – за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.

Нельзя не остановится на таком виде развития моторики мышц, как диафрагмальное дыхание. На первый взгляд кажется – дуть все могут, что там развивать? Но этот процесс является «базовым» в развитии речи. Правильно поставленное дыхание и голос – путь к быстрому развитию связной речи в целом. Но, если не сформировано правильное речевое дыхание, то есть – работа мышц диафрагмы раскоординирована – то даже в более старшем возрасте речь ребенка при правильном звукопроизношении может быть «не внятной», «бедной». Это и является причиной – неумение правильно рассказывать стихи, петь, отвечать полным ответом. Ребёнок с нарушенным диафрагмальным дыханием не умеет сосредотачиваться, выполнять инструкции. Он раскоординирован в общей моторной сфере. И при наличии даже связной речи – он не может применять ее в жизни (не отвечает на заданные вопросы, не выполняет правильно инструкции и т. д.) Его речь носит «спонтанный характер» (нарушена произвольность).

Конечно, раздел формирования речи не может обойтись без развития артикуляционной сферы. И, придерживаясь нейрофизиологического подхода в обучении – формирование звукопроизношения проводится в комплексе с сложными координационными движениями, заданиями с развитием мелкой моторики. Целесообразно всегда, во всех занятиях применять «многозадачность» (работает язычок, мимика, руки, всё тело, слух, обоняние, осязание и т.д.) на основе индивидуально-дифференцированного, персонифицированного подхода к каждому ребёнку.

Таким образом можно сделать вывод – Развитие крупной и мелкой моторной координации способствует формированию речи и компенсации тяжёлых нарушений психофизического развития с раннего возраста у детей с разной нозологией. Благодаря возрастным особенностям, а именно – в раннем возрасте – компенсация нарушений в развитии речи происходит в более короткие сроки и является предпосылкой полного исключения возможных, более серьёзных речевых патологий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шитик Ольга Николаевна

Дата: 10.07.2024

Номер свидетельства: 654054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства