Просмотр содержимого документа
«Речь и язык как продукт культуры и способ ее функционирования в обществе»
Речь и язык как продукт культуры и способ ее функционирования в обществе
План
1.Социокультурный феномен речи.
2. Формы и виды речи.
3. Язык как социокультурное явление .
Социокультурныйфеномен речи
Речь- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Это - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку.
Речь, будучи социокультурным феноменом, является доминирующим средством общения, способом познания внешнего и внутреннего мира человека, условие его полноценной жизнедеятельности.
В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.
Осуществляется речевое общение посредством языка.
Формы и виды речи
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды: - устную ( диалогическую , и монологическую )
-письменную (графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений).
Внутренняя речь – это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы.
Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Языккак социокультурное явление
Язык представляет собой исторически сложившуюся систему звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующую работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык неразрывно связан с мышлением.
Язык является социальным средством хранения и передачи информации между поколениями и разными культурами (В.С. Библер).
Язык является одним из средств управления человеческим поведением.
Овладение дошкольником языком возможно только в человеческом обществе в процессе его речевого общения и совместной деятельности .
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006.
2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.