kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработе описывается спосособы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструкторм по физической культуре, врачом - невропатологом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи»

Ростовцева Анастасия Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Золотая рыбка» г. Ноябрьск


Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи


Для реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными работниками, обслуживающим персоналом, административно-хозяйственными работниками.

Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Основным, ведущим специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе для детей с ТНР является учитель-логопед. Основная функция логопеда - коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребенком и в процессе индивидуальных занятий.

Учитель-логопед работает с детьми ежедневно в утренний отрезок времени. Его занятия включаются в расписание непрерывной образовательной деятельности. Учитель-логопед реализует следующие направления:

  • Развитие понимания речи;

  • Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

  • Развитие произносительной стороны речи;

  • Формирование звукопроизношения, обучение грамоте;

  • Формирование звукопроизношения.

Учитель-логопед также проводит индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия (с 2-3 детьми), решая задачи профилактики и коррекции нарушений речевого развития

Деятельность воспитателя группы для детей с ТНР направлена на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ТНР, его оздоровление.

Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе режимных моментов, совместной с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей, проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных расписанием непрерывной образовательной деятельности. Воспитатель по согласованию со специалистом проводит индивидуальную работу с детьми во второй половине дня. В это время по заданию учителя-логопеда воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.

Педагог-психолог осуществляет психопрофилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Участвует в работе ПМПк, привлекается к анализу и обсуждению результатов обследования детей, наблюдению за их адаптацией и поведением. При поступлении детей с ТНР в группу педагог-психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляя скрининг-диагностику для выявления детей, нуждающихся в специальной психологической помощи. Психологическая диагностика направлена на выявление негативных личностных и поведенческих проявлений, на определение факторов, препятствующих развитию личности ребенка, выявление «зоны ближайшего развития», определение способности к ориентации в различных ситуациях жизненного и личностного самоопределения. Как правило, в специальной психологической помощи нуждаются дети, испытывающие трудности в период адаптации, с повышенным уровнем тревожности, с поведенческими нарушениями, у которых отклонения затрагивают преимущественно эмоционально-личностную сферу. Такие воспитанники включаются в малые группы для проведения психокоррекционных занятий. Перед психологом стоят задачи преодоления недостатков социально-коммуникативного развития, гармонизации внутреннего мира ребенка, оказания психологической помощи детям и их родителям.

Откликаясь на запросы педагогов и родителей, педагог-психолог проводит дополнительное обследование детей и разрабатывает соответствующие рекомендации, осуществляет консультирование родителей и педагогов. По их запросу проводится индивидуальная психопрофилактическая и коррекционная работа.

Важным направлением в деятельности педагога-психолога является консультирование и просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с ТНР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение родителей в педагогический процесс.

На этапе подготовки к школе педагог-психолог определяет состояние параметров психологической готовности к школе, совместно с членами ПМПк, разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей относительно образовательного маршрута ребенка.

Особую роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Это связано с тем, что психомоторное развитие детей с ТНР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного речевого дыхания, координации речи и движения. Инструктор по плаванию обучает детей расслаблению в воде.

Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики, силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия.

Тесное взаимодействие педагогического состава является важнейшим условием эффективности коррекционного образования.

Взаимодействие логопеда с воспитателем.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспектив­ного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и при­емов коррекционно-развивающей работы; оснащение раз­вивающего предметного пространства в групповом помеще­нии; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедель­ные задания. После проведённого обследования речевого развития детей логопед совместно с воспитателем анализирует выявленные проблемы. В календарных планах воспитателей логопед указывает лексические темы на месяц. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;

  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

  • индивидуальная работа.

Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им заниматься с двумя – тремя детьми по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывали наибольшие затруднения. Прежде всего, логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков.

Взаимодействие логопеда с педагогом – психологом.

Для предупреждения возникновения, или преодоления уже существующего речевого негативизма у дошкольников с ТНР очень важно обеспечить тесное взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога, работающих с данной категорией воспитанников. В начале учебного года проводится совместное обсуждение итогов обследования детей, составление планов взаимодействия по коррекции психо-речевого развития воспитанников, выделение детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях с психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы. В середине года проходит обсуждение промежуточных итогов коррекционно-образовательного воздействия, внесение корректив в планы взаимодействия. В конце учебного года подводятся итоги совместной работы.

Взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.

Логопед знакомит музыкального руководителя с типологическими особенностями детей дошкольного возраста с ТНР, предоставляет консультационный материал по темам: «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в речевом развитии», «Роль музыкальных развлечений в активизации словарного запаса детей с тяжёлыми нарушениями речи», «Развитие фонематического слуха на музыкальном занятии», «Автоматизация поставленных звуков на музыкальном занятии» и т.п.

Музыкальные занятия оказывают неоценимую услугу развитию фонематического восприятия. Особенно важно учитывать два первых этапа развития. Для обучения детей узнаванию и различению неречевых звуков у музыкального руководителя имеется богатейший материал: фортепиано, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи. На первых этапах детям предлагаются для различения 2 – 3 инструмента, сильно отличающихся друг от друга по звучанию: игры типа «Барабан или губная гармошка?», «Бубен или ложки?» - педагог прячется с инструментами за ширмой, а дети отгадывают по звучанию. После того, как дети научатся уверенно различать звучание 2 – 3 инструментов, их количество увеличивается до 5, а в играх «Угадай, что звучало?» инструменты предлагаются всё более похожие по звучанию (флейта, дудочка, губная гармошка). Для различения звуков по высоте отлично подходят разные октавы фортепиано и игры типа: «Угадай, кто пришёл?», когда шаги медведя звучат на низких нотах, а зайчика – на высоких; «Два колокольчика» - один с высоким звучанием, другой с низким. Количество колокольчиков может увеличиваться. Также можно различать и темп музыки, например, предложив ребёнку узнать, идёт ли дедушка (медленная мелодия), мама (более быстрый темп) или бежит дочка (очень быстро). Хороши для развития фонематического восприятия и игры на определение направления звука, например, «У кого колокольчик?», «Где стучали?». А прослушивание музыкальных сказок, классических произведений учит детей вслушиваться в звуки, различать и запоминать их.

В течение учебного года логопед информирует музыкального руководителя о звуках, произношение которых сохранно или сформировано у всех детей группы. Опираясь на предоставленные данные, музыкальный руководитель подбирает соответствующий материал для распевок, со своей стороны способствуя автоматизации правильного произношения поставленных звуков.

Планируются и проводятся совместные театрализованные игры и развлечения, направленные на коррекцию нарушений речевого развития детей, работу над мелодико-интонационной окраской речи, развитие музыкального и фонематического слуха.

Взаимодействие логопеда с инструктором по физической культуре.

Одной из форм двигательной деятельности являются произвольные движения, формирование которых происходит у человека под влиянием речи. С развитием высшей нервной деятельности ребёнка произвольная двигательная деятельность в целом приобретает всё большее значение в его поведении.

Проблема взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребёнка, взаимовлияния двигательной и речевой функций имеет непосредственное отношение к пониманию целей и методов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в речевой деятельности. Между двигательным компонентом речевой функции и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. У детей с ТНР отмечена несформированность всех компонентов моторики, несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта. Двигательная сфера старших дошкольников с ТНР отстаёт от возрастной нормы. В недостаточности развития грубой, артикуляционной моторики, тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Специфичность моторного развития детей с ТНР требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений. Стратегия коррекционного воздействия определяется спецификой выявленных особенностей произвольной двигательной деятельности детей с ТНР.

Для решения обозначенных проблем используются следующие формы взаимодействия учителя – логопеда с инструктором по физической культуре:

  • ознакомление инструктора по физической культуре с индивидуальными и общими типологическими особенностями детей с ТНР,

  • составление планов индивидуальной работы на год с возможностью последующей корректировки,

  • консультирование инструктора по физической культуре учителем – логопедом с целью обоснованного подбора подвижных игр, способствующих развитию всех компонентов речи, особенно автоматизации поставленных звуков,

  • совместное проведение развлекательно-познавательных мероприятий с активным вовлечением родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения.

Взаимодействие логопеда с врачом – невропатологом.

В детский сад поступают дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, обусловленными алалией или различными формами дизартрии. При данном неврологическом статусе дошкольников только логопедическое воздействие зачастую является недостаточным либо малоэффективным. В первую очередь дети с алалией и дизартрией должны пройти курс медикаментозной терапии по назначению врача – невропатолога. При наличии невропатолога непосредственно в дошкольном учреждении логопед получает уникальную возможность присутствовать на врачебном приёме, акцентируя внимание доктора на конкретных речевых, моторных проблемах, тонусе и кинестетических особенностях мышц артикуляционного аппарата ребёнка. Работая с группой дошкольников с ТНР, логопед отслеживает своевременность и точность выполнения назначений врача, по мере необходимости проводит с родителями разъяснительную работу о важности медикаментозного лечения. Исходя из ежедневного динамического наблюдения состояния ребёнка, логопед может отметить положительную, недостаточно положительную, либо отрицательную динамику в состоянии ребёнка в ходе приёма назначенных врачом медикаментов. В случае отрицательной динамики (ухудшилась зрительно-моторная координация, повысилась возбудимость, усилилась саливация, отмечается спастичность мышц речевого аппарата и т.п.) логопед, с подробной симптоматикой состояния ребёнка, обращается к врачу – невропатологу, работающему в ДОУ, с целью корректировки проводимой терапии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ростовцева Анастасия Михайловна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства