kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "В гостях у бабушки ВАрварушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "В гостях у бабушки ВАрварушки"»







Проект

по развитию речи детей

раннего возраста средствами фольклора

«В гостях у бабушки Варварушки»



















































П роект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «В гостях у бабушки Варварушки»

Авторы проекта: Ольга Валерьевна Коровина

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Карапузики», родители.

Актуальность

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. 

В соответствии с ФГОС одним из  направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор. 

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период. 

Ч тобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество (фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение.

С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.

Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 3 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.

Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства.

Гипотеза: если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге.

Проблема: одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора), развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Ц ель: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора.

Задачи:

  • воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

  • формировать способность детей к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и эмоциональной отзывчивости на него;

  • развивать слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи, активизировать словарь ребенка;

  • на основе устного народного творчества воспитывать положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах;

  • систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для приобщения малышей к произведениям художественной литературы;

  • подобрать и составить картотеку и медиатеку произведений русского фольклора;

  • составить перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;

  • создать Лэпбуки «Фольклор малышам»;!Любимые сказки»

  • пополнить уголок книжки произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам;

  • объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе средствами фольклора;

  • совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.



О жидаемые результаты:

  • у детей сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; 

  • разовьется способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него;

  • активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи;

  • у детей возникнет положительное отношение к НОД и режимным моментам;

  • сформируется система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы;

  • будут подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;

  • составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;

  • создать Лэпбуки «Фольклор малышам»;»Любимые сказки «

  • картотека пальчиковых игр на основе произведений малых форм фольклора;

  • пополниться книжный уголок произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками;

  • установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;

  • у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе через использование малых форм фольклора.



















Э тапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей;

  • Изучение интернет ресурсов;

  • Выявление уровня заинтересованности детей произведениями малых форм фольклора;

  • Подбор информации, методического материала для реализации проекта;

  • Формулирование цели и задач проекта;

  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках;

  • Оформление информационного уголка для родителей на темы: «Любимые книги наших малышей», «7 секретов воспитания интереса к чтению», «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотечка ребенку 2-3 лет», «Чтоб ребенок стал читайкой!», папка-раскладушка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», памятка для родителей «Как научить ребенка любить читать» и др.;

  • Пополнение РППС группы произведениями малых форм фольклора и наглядно-дидактическим материалом;

  • Разработка цикла конспектов НОД по теме проекта;

  • Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора;

  • Создание уголка книжки.

Основной этап:

  • Внедрение перспективного плана работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;

  • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры);

  • НОД (с использованием малых форм фольклора);

  • Заучивание потешек, закличек, песенок, прибауток;

  • Прослушивание аудиозаписей песенок с элементами фольклора;

  • Прослушивание и просмотр русских народных сказок, мультфильмов;

  • Выставка книг с различными жанрами фольклора;

  • Чтение и рассматривание иллюстраций произведений малых форм фольклора;

  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;

  • О быгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок, колыбельных песенок и т.д.;

  • Консультация для родителей «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе дома»;

  • Создание картотеки и медиатеки произведений русского фольклора;

  • Пополнение уголка книжки совместно с родителями;

  • Создание Лэпбука «Фольклор малышам» совместно с родителями;

  • Создание картотеки пальчиковых игр и речевых игр;

  • Выпуск буклета для родителей «Фольклор детям».

Заключительный этап:

  • Итоговое мероприятие – отчет-презентация проекта;

  • Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;

  • Фотоотчет.

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек, закличек и т.д.;

  • Беседы по содержанию потешек, песенок, сказок;

  • Рассматривание иллюстраций «Потешки»;

  • Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Игрушки»;

  • Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», и др., закличек «Солнышко, солнышко...», «Дождик, дождик» и т.д.;

  • Пальчиковые игры на основе малых форм фольклора;

  • Совместное изготовление с детьми оладушек и крендельков из теста, миски для киски, улитки из пластилина;

  • Рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки»;

  • Работа с Лэпбуком «Фольклор малышам»;

  • Театральная деятельность - обыгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок, колыбельных песенок и т.д.







С овместная деятельность с родителями:

  • Чтение произведений малых форм фольклора детям дома;

  • Заучивание стишков, потешек, закличек, прибауток вместе с детьми;

  • Пополнение уголка книжки произведениями устного народного творчества;

  • Создание медиатеки на основе произведений малых форм фольклора;

  • Оказание помощи в оснащении РППС группы предметами и произведениями малых форм фольклора, наглядно-дидактическим материалом;

  • Создание Лэпбуков «Фольклор малышам», «Любимые сказки» совместно с родителями;

  • Изготовление книжек-малышек «Пестушки - говорушки»;

  • Создание картотеки пальчиковых игр;

  • Акция «Подари книжку в садик».

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

  • Методические рекомендации педагогов для работы теме проекта;

  • Обмен методической литературой;

  • Использование муз. руководителем малых форм фольклора на НОД по музыкальному воспитанию и праздниках;

  • Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок на основе произведений фольклора.

Список литературы:

  1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

  2. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.

  3. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007.

  4. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.

  5. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.

  6. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2‑7 лет.

Анкета для родителей

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

____________________________________________________________________

2. Какие малые формы фольклора используете с детьми?

____________________________________________________________________

3. С какой целью?

____________________________________________________________________

4. Какие потешки Вы знаете?

____________________________________________________________________

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

____________________________________________________________________

6. Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Нравятся ли Вашим детям произведения устного народного творчества?

____________________________________________________________________

8. Как Ваши дети реагируют на использование в общении малых форм фольклора?

____________________________________________________________________

9. В какой отрезок времени дня Вы чаще всего используете произведения малых форм фольклора (песенки, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д.)?

____________________________________________________________________

10. Считаете ли Вы необходимым использование устного народного творчества в воспитании и развитии своих детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Спасибо за сотрудничество!

Перспективный план

проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «В гостях у бабушки Варварушки»

Октябрь - декабрь

Задачи:

1. Приобщить детей к художественной литературе посредством малых форм фольклора.

2. Познакомить детей с содержанием произведений устного народного творчества.

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки.





































Январь-март

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Формировать умение самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,
пестушки.











































Апрель-май

Задачи:

1. Формировать понимание назначения и основного содержания
колыбельной песни.

2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.











































И тоги проекта

В результате проектной деятельности по приобщению детей к художественной литературе посредством малых форм фольклора у воспитанников группы появился интерес и желание слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, потешки, заклички и т.д. При повторном чтении произведений устного народного творчества дети с удовольствием проговаривают, пропевают слова, небольшие фразы, рассказывают четверостишья вместе с педагогом, рассматривают иллюстрации и узнают персонажей знакомых произведений фольклора.

Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в рамках проекта позволило не только приобщить детей группы к художественной литературе, но и заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития. 

Опыт работы по проекту показал, что детей раннего возраста привлекают произведения фольклора, которые легко воспринимаются детским сознанием. Они доступны детскому восприятию, так как в простых и лаконичных формах раскрывают содержание произведения, а также красоту и прелесть
окружающего мира.

Таким образом, тема приобщения детей к художественной литературе посредством малых форм фольклора очень интересна и многогранна, она помогает не только воспитать любовь к художественной литературе и устному народному творчеству, но и развить в детях творческую личность.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коровина Ольга Валерьевна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 566981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства