Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет посредством художественного творчества"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»
Опыт работы
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 5-7 лет
посредством художественного творчества»
Автор: Баянова Наталья Витальевна
Лобва
2021г.
Одной из приоритетных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования направлена на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в общем, а в частности развитие мелкой моторики пальцев рук - является художественное творчество.
Художественное творчество – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.
Как отмечал Василий Александрович Сухомлинский «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей 5-7 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики пальцев рук – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Цель моей работы: Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 5-7 лет в разных видах художественной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику пальцев рук в разнообразных видах продуктивной деятельности;
1.Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Для развития мелкой моторики пальцев рук у детей 5-7 лет использую разные виды художественного творчества: лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом, работа с тканью. Основное значение продуктивных видов деятельности состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается ручная умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.
Лепка пластилином – самый осязаемый вид художественного творчества.
Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки. Поэтому на занятиях лепкой у детей формируется умственная активность, творчество, воображение, эстетический вкус.
Нетрадиционная техника рисования – пластилином, пластилинография. Это создание картин на горизонтальной поверхности из разноцветного пластилина. Пластилинография позволяет ребёнку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой.
Техника лепки из пластилиновых шариков
Требует терпения и усидчивости. Каждый шарик ребёнок скатывает пальчиком на ладошке. Тем самым развивает мелкую моторику пальцев рук.
Пластилиновая аппликация из жгутиков
Работы выполняются из пластилиновых жгутиков, которые скручиваются в круг, овал или треугольник. Дети учатся анализировать форму и размер объекта, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру.
В процессе кропотливой работы с бумагой у детей формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук тактильные ощущения. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Объемная аппликация, Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и любые другие элементы. Объемные элементы сначала выкладываются на рисунок, а затем приклеиваются.
Оригами — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Техника оригами способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
Рисование -традиционными и нетрадиционными способами помогает в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Рисуя, дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью учатся регулировать свои движения в отношении темпа силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность движения руки, которые в дальнейшем необходимы для письма. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Нетрадиционная техника рисования соль + акварель.
Рисование восковыми мелками, и акварелью.
Техника рисования монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Изготовление поделок из природного материала:
шишек, желудей, листьев других доступных материалов. Развивают мелкую моторику рук, а также воображение и фантазию ребёнка.
Педагогический процесс выстраиваю от простого к сложному, прослеживается системность работ, индивидуальный подход, принцип тематических циклов.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, работа с тканью, разные виды продуктивной деятельности – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей 5-7 лет дала позитивный результат:
дети более уверено работают в знакомых техниках;
более точно производят движения пальцами рук;
стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными.
Работы стали приобретать осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.