Просмотр содержимого документа
«К о н с п е к т открытого логопедического занятия в старшей группе № 10 мадоу црр д/с № 131»
К О Н С П Е К Т
ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10
МАДОУ ЦРР Д/С № 131
Развитие речи в старшей логопедической группе
Тема: Пересказ русской народной сказки
(адаптированный вариант)
«В гостях у Дедушки Мороза»
Развитие речи в старшей логопедической группе
Тема: Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»
Коррекционно- образовательные цели:
Обучение рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.
Использование выразительных средств (эпитетов) при пересказе
Обогащение лексики родственными словами к слову «Зима».
Образование притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи)
Коррекционно – развивающие цели:
Развитие длительного плавного выдоха диалогической и монологической речи, зрительного внимания, мышления, тонкой моторики.
Коррекционно- воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Привитие любви к русским народным сказкам. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: ИКТ, презентация «Русские народные сказки», серия сюжетных картинок к сказке «В гостях у Дедушки Мороза», адаптированный текст сказки «В гостях у Дедушки Мороза» (В.В. Коваленко «Развитие связной речи»), магнитофон с записью звуков снежной вьюги, крупные снежинки из бумаги, картинки предметные (дикие животные и их следы), наборное полотно, эспандеры, колокольчик.
Ход занятия
IОрганизационный момент
Дети входят в групповую комнату, встают полукругом.
Логопед: -Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки в зависимости от того, кто их сочинил?
Дети: Авторские и народные.
Логопед: А вы хотели бы отправиться в путешествие в далекую сказочную страну, в гости к русским народным сказкам? (ответы детей)
Логопед: -Но знайте, на пути вас ждут сложные испытания, как настоящих сказочных героев. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей)
-Молодцы! Вы смелые ребята, но и сила нам тоже нужна будет. Подкачаем ручки? Садитесь на стульчики, возьмите эспандеры и хорошо сжимая произнесите чистоговорку
II Развитие мелкой моторики
(дети выполняя упражнение с эспандером произносят)
Еж, барсук, медведь, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу
III Припоминание стихов о зиме родственных слов к слову «зима»
Логопед: -А теперь испытание первое.
Вы должны вспомнить стихи о зиме. Я буду читать начало стихотворения, а вам надо будет его продолжить и назвать автора:
1.Здравствуй, гостья – зима! (И.С. Никитин)
2.Белый снег пушистый… (И.З. Суриков)
3. Поет зима аукает…(С.А. Есенин)
(дети продолжают читать после 1 четверостишия логопед их останавливает)
Логопед: -Молодец, ты знаешь это стихотворение!
Логопед: О чем эти стихи?
Дети: О зиме!
Логопед: Подберите как можно больше родственных слов к слову «зима».
Логопед: Вы слышите звон колокольчика? Значит первое испытание вы выдержали! И теперь наш путь лежит через сказочный лес. Но отнести туда нас сможет только зимняя вьюга. Как по другому можно сказать слово вьюга?
Дети: Метель, ветер, буря,буран…
IV Дыхательная гимнастика (звучание записи снежной бури)
- Сделайте глубокий вдох через нос и на ладошки подуйте холодным, как ледяная вьюга ветерком. (повтор 3 раза)
Логопед:- Вот какая вьюга задула! И оказались мы в сказочном лесу
(СЛАЙД 2 сказочный лес)
(На полу разложены крупные бумажные снежинки)
V Подбор слов – определений к снежинкам.
Логопед: Какие здесь необычные снежинки, как еще про них можно сказать?
Дети: Фигурные, узорчатые, холодные.
VI Образование притяжательных прилагательных игра «Чьи следы на снегу?»
Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ли зимой в лесу найти чьи -то следы? (ответ детей). И чьи же?
Дети: Следы диких животных (зверей), птиц.
Логопед: Правильно! А сейчас давайте поиграем в игру «Чьи следы на снегу?»
На снежинках вы найдете изображение следов, а под снежинками – изображение диких животных. Надо взять обе картинки, поместить рядом на наборном полотне и правильно сказать, чьи следы вы нашли. (показываю на своем примере)
Дети (выполняя задание): Я нашел волчьи следы…
Звенит колокольчик.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились! Продолжим наше путешествие!
VIIУзнавание русских народных сказок.
(СЛАЙД 3 Сказочный замок)
Логопед: - Ребята, посмотрите, какой замок в лесу! А живут в нем русские народные сказки! Сейчас вы увидите, какие это сказки и постарайтесь их правильно назвать. (Показ СЛАЙДОВ с картинками русских народных сказок) Дети называют сказки.
Логопед: Это и есть наше 3 испытание.
Звенит колокольчик.
Логопед: Ура! И это испытание мы прошли.
VIIIПересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»
Логопед: Вот и подошли мы к новой сказке. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте
1.Рассказывание логопедом сказки с целью эмоционального и целостного восприятия детьми.
2.Работа с серией сюжетных картинок к сказке:
-рассматривание;
-расстановка в логической последовательности по сюжету сказки.
3.Беседа
Логопед предлагает детям самим составить вопросы по сюжетным картинкам. При необходимости оказывает помощь.
Предполагаемые вопросы детей с помощью логопеда:
Что делает Машенька?
Где она оказалась во сне?
В каком лесу очутилась Машенька?
К кому в гости она попала?
О чем Дедушка Мороз попросил Машеньку?
Какой дом у Деда Мороза?
Что спрятал Дед Мороз под периной?
Логопед: Посмотрите на картинки, вспомните сказку и придумайте красивые слова признаки:
-Какой сон снится Машеньке?
Дети: Сказочный, волшебный, чудесный…
Логопед: По- какому лесу идет Машенька?
Дети: По-зимнему, сказочному…
Логопед: К какому домику подошла Маша?
Дети: К ледяному, сказочному, необычному…
Логопед: Какие узоры были на стеклах дома?
Дети: Волшебные, чудесные необыкновенные…
Логопед: запомните эти красивые слова- признаки и обязательно их используйте при рассказывании сказки
4.Повторное рассказывание сказки логопедом с установкой на запоминание и пересказ с использованием слов «сказочный», «чудесный», «волшебный» и т.д.
5.Рассказывание сказки детьми по цепочке с опорой на серию сюжетных картинок (логопед стимулирует и поощряет использование детьми эпитетов из сказки)
Итог занятия
Логопед: Молодцы! Вы хорошо рассказали сказку. Понравилась она вам? Вспомните как она называется? А Дед Мороз понравился? Чем? Саша подготовил для Дедушки Мороза стихотворение.