Просмотр содержимого документа
«Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком»
Тема: Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком.
Класс: 8
Форма урока: обобщение и закрепление знаний в форме сюжетно - ролевой игры.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащихся во время беседы, озвучивание результатов практической работы.
Методы обучения:
словесные;
практические;
наглядные;
проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
методы контроля и самоконтроля.
Цель:учить ухаживать за грудным ребенком, оказывать помощь близким по уходу за грудным ребенком.
Задачи:
образовательная: способствовать формированию знаний по уходу за грудным ребенком, учить поддерживать чистоту, показать связь изучаемой темы с жизнью;
коррекционно – развивающая: создавать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий, коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекция речи учащихся при ответах на вопросы, стимулировать учебно – познавательную деятельность, актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности;
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к теме урока, формировать заботливое отношение к малышам и желание помогать им, уважать труд матерей и уметь оказывать им помощь, создавать предпосылки для успешной социальной адаптации учащихся;
здоровьесберегающая: формирование здорового образа жизни, через основы правильного ухода за ребенком.
Технические средства обучения: мультимедиа, запись видеоролика «Пеленание ребенка», запись плача младенца, ноутбук.
Оборудование:презентация к уроку, таблички для учащихся, набор для пеленания, постельное белье для кроватки ребенка, кроватка, ванночка, бутылочки, ершики, чашка, тазик, полотенца и салфетки, детские игрушки, кукла.
Урок обобщения и закрепления материала в разделе «Семья» по предмету СБО. Представленный урок содержит сведения по теме «Грудной ребенок». На уроке учащиеся закрепляют полученные знания, учатся оказывать помощь в уходе за грудным ребенком. Большая часть времени отводится на выполнение практической работы. В ходе этой работы учащиеся учатся пеленать ребенка, помогать при купании, ухаживать за детской посудой и игрушками. Материал урока позволяет использовать имеющиеся знания учащихся, навыки поддержания чистоты, знание особенностей новорожденного. Одновременно на уроке «Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком» решаются задачи воспитания личностных качеств: терпение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимательность; элементов трудовой культуры: организация пространства, бережное отношение к предметам, строгое соблюдение правил и гигиены; воспитание желания и стремления помогать в уходе за маленьким ребенком, оказывать посильную помощь близким. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся учащимся во взрослой самостоятельной жизни.
Урок состоит из следующих этапов:
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Подготовка учащихся к восприятию.
IV. Практическая часть.
V. Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
I. Орг. момент. (5 мин.)
- Здравствуйте! Тема нашего занятия «Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
(учащиеся сами формулируют задачи урока, а они появляются на экране).
- Наш разговор на уроке пойдет о грудном ребенке и для этого мы должны повторить некоторые слова (они появляются на экране, а учащиеся объясняют значение этих слов).
II. Основная часть.
а) Подготовительная беседа. (5 мин.)
- Ответьте на вопрос, почему люди хотят иметь детей? (чтобы было счастье и радость, чтобы получилась семья, чтобы были помощники, продолжили род)
- Что изменяется в их жизни с появлением малыша? (бессонные ночи, много забот, новые вещи и принадлежности).
- Давайте мы с вами отправимся в гости к семье, в которой ждут появления ребенка. И пока нет мамы, мы узнаем, чем могут помочь близкие в подготовке и уходе за ребенком.
(учащиеся надевают таблички и становятся членами семьи: папа, бабушка, дети).
б) Практическая часть. (30 мин.)
- Итак, мы в гостях у семьи, где нас встречают папа, бабушка и дети. Они расскажут, как у них в семье готовятся к появлению ребенка.
- Как приятно слышать слова «У нас будет ребенок». Рождение ребенка – это всегда праздник в семье, в которую приходят счастье и радость. Но с появлением новорожденного сразу же возникает много забот. Мамам нужно больше времени уделять младенцу и им необходима помощь близких.
- Чем же могут помочь близкие? (купить все необходимое, сделать генеральную уборку, приготовить кроватку, погладить пеленки и т.д.)
- Когда все необходимое приобретено. Начнем с приготовления кроватки. Ребенок должен спать отдельно, у него должно быть свое место.
- Какой должна быть кроватка?
- Как правильно заправить кроватку? С чего нужно начинать и что нам нужно?
- С этим заданием может справиться и дочь (ученица рассказывает, как правильно заправлять детскую кроватку).
- Кроватка готова. Проверим, все ли готово к купанию.
- Зачем ребенка нужно купать? (он потеет, кожа у него очень нежная и тонкая, нуждается в уходе)
- Что для этого необходимо приготовить и как правильно это делать расскажет самый старший член семьи – бабушка.
- Что нужно приготовить для купания? (кувшин для споласкивания, мягкое полотенце, термометр, детское мыло, тряпочка, марганцовка, пеленка).
- Что должен сделать тот, кто моет ребенка? (вымыть руки, приготовить все необходимое, надеть передник или фартук).
- Как происходит сам процесс купания? (Ребенка заворачивают в пеленку, осторожно опускают в воду, чтобы он не напугался. Температура воды должна быть 36-37 градусов. Рукой проверять нельзя, так как можно ошибиться. Когда ребенок привык к воде, его поливают водичкой на грудку, шейку с ладошки. Голову моют ото лба к затылку, следить, чтобы мыло не попало в глаза. Воды должно быть первое время немного, чтобы она не попала в уши, нос и рот. Затем моют шейку, за ушками, тельце, ручки и ножки. Переворачивают на живот и споласкивают. Накрывают полотенцем и промачивают воду).
- После того, как ребенка выкупали, его нужно запеленать.
- Что значит пеленание?
- Кто знает, для чего нужно пеленать новорожденного? (ему так спокойно, он хорошо спит).
- Посмотрите, как правильно пеленать ребенка. Об этом расскажет и покажет медсестра. Внимание на экран. (видеозапись процесса пеленания)
- С таким трудным заданием может справиться и глава семьи (учащийся раскладывает на стол все необходимое и показывает порядок пеленания).
- Выкупали малыша, запеленали, теперь нужно покормить.
- Кто из вас видел, как кормят малыша? (грудным молоком, из бутылочки).
- Что для этого необходимо? (бутылочки и соски).
- После кормления остается грязная посуда. Когда ее нужно мыть? (сразу после кормления).
- Какие предметы для мытья посуды вы знаете? (губка, ветошь, ершик).
- Какие средства подойдут для чистки посуды? (чистить чистящими средствами детскую посуду нельзя, можно использовать только пищевую соду, но тщательно споласкивать).
- Предлагаю вам попробовать помыть посуду. Так как условия проживания бывают разные, один будет чистить бутылочку под краном, а другой – в тазике. Но результат должен быть одинаковый – тщательно промытая посуда. С этой работой могут справиться и дети.
- А теперь поговорим об игрушках.
- Предлагаю вам выбрать из набора игрушек те, которые подходят ребенку до года (в наборе: мелкая игрушка с острыми краями, мягкая игрушка с длинными ниточками, пластмассовые, резиновые игрушки, погремушки).
- Какие игрушки можно давать? Почему? (которые можно грызть, издают звук, не бьются, не острые).
- Какие игрушки давать не рекомендуется и почему? (отбирают мелкую и мягкую игрушки).
- Какие игрушки следует покупать малышу? (которые не опасны и хорошо моются).
- Итак, мы пришли к выводу, что и игрушки требуют уход. С этим может справиться и младший брат.
- Как правильно это делать? (Набрать в таз теплой воды, приготовить губку и хозяйственное мыло. Намыливать игрушки мылом, затем хорошо прополоскать и поставить сушиться на пеленку или полотенце. Лучше это делать, когда ребенок спит.)
- Итак, здесь все готово к появления нового человечка (звучит запись плача ребенка).
- А так как он уже скоро будет здесь. Спасибо вам, не будем мешать, а нам пора возвращаться в класс. До свидания, с новорожденным!
Итак, вместе с вами мы вспомнили и повторили правила ухода за младенцем.
Теперь каждый самостоятельно сможет проверить свои знания и получить оценку. Приглашаю учащихся занять свои места за компьютерами.
III. Итог урока. Рефлексия. (5 мин.)
- Вспомните, о чем мы говорили на уроке?
- Чему научились?
- Нужны ли эти знания вам в будущем?
Продолжите предложения:
На уроке я …
У меня получилось…
Я хочу научиться…
- Спасибо вам за урок. Надеюсь, что эти знания вам будут полезны, и вы сможете правильно ухаживать за младенцем, пусть это будет ваш родственник или ваш ребенок. Дети – это большое счастье, которое только может быть, но они нуждаются в вашей заботе, теплоте и уходе.
Самоанализ урока по теме
«Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком».
Тема соответствовала требованиям учебной программы по социально-бытовой ориентировке под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» (5-9 классы), календарно-тематическому планированию, возрасту данных учащихся, уровню развития познавательных возможностей.
Школьники имеют опорные знания по курсу СБО, личные наблюдения из жизни, умеют работать самостоятельно. Ребята привыкли к творческой работе на уроках, любят экскурсии, практические задания, ролевые игры. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.
Урок «Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком» является одной из тем раздела «Семья». Изучение данных тем очень интересны учащимся, они связаны с жизнью, а полученные знания и умения способствуют успешной социализации.
Урок «Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за грудным ребенком» был обобщающим. Все этапы были взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам урока, целесообразны по продолжительности и логически завершены. Цель урока: учить ухаживать за грудным ребенком, оказывать помощь близким по уходу за грудным ребенком, соответствует теме урока, характеризуется социальной и личностной значимостью. Задачи, конкретизирующие цель урока, способствуют формированию практических умений учащихся:
образовательная: способствовать формированию знаний по уходу за грудным ребенком;
коррекционно – развивающая: создавать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий, коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекция речи учащихся при ответах на вопросы;
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к теме урока, формировать заботливое отношение к малышам и желание помогать им, создавать предпосылки для успешной социальной адаптации учащихся.
В предварительной беседе учителем была поставлена проблема, в решении которой учащиеся определили сами, чем будут заниматься на данном уроке.
Удалось выдержать запланированную структуру урока. Начинался урок с теоретической части, практическая часть проходила в эмитированной жилой комнате кабинета, после выполнения работы учащиеся вновь перешли к теории для подведения итога. В ходе урока использована поэтапная структура: организационный момент, сообщение темы, актуализация опорных знаний, словарная работа, распределение ролей, практическая часть, подведение итога, рефлексия. Практическая часть была в форме ролевой игры, в ходе которой учащиеся закрепляли и обобщали полученные знания. Все началось с заправления кроватки, купания ребенка, пеленания, кормления, укладывания спать, закончилось уходом за детской посудой и игрушками. Каждый этап работы был направлен на развитие способностей учащихся, их интереса к предмету, а участие в ролевой игре обеспечит более качественное усвоение материала. В процессе работы применялись различные виды: регулятивные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока), познавательные (выполнение заданий творческого характера), коммуникативные (умение слушать и слышать, способность излагать свои мысли), личностные (формирование личностных качеств).
В ходе урока все поставленные цели были выполнены. Содержание урока было доступным, объемным. Использовалась разнообразная наглядность и оборудование. Рационально применялись мультимедийное и компьютерное оборудование. Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развитию учащихся, специфике группы. На уроке уделялось внимание формированию логических умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащиеся работали и самостоятельно, и в парах. Во время занятия учащиеся учились мыть посуду ребенка, правильно заправлять кроватку, содержать детские игрушки в чистоте, выполнять порядок пеленания.
На уроке использовались индивидуальные, групповые, коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности. На протяжении всего урока поддерживался интерес учащихся, была организована смена видов деятельности учащихся, опора на знания предыдущих уроков и личные наблюдения (у многих есть младшие братья и сестры, за которыми они помогали ухаживать). Все учащиеся были вовлечены в работу, ответственно подошли к выполнению заданий. Урок по форме был интересен и имел практическую направленность, материал по объему был доступным. Атмосфера урока была спокойной и доброжелательной. Такие уроки очень нравятся учащимся, где они могут попробовать себе в какой-либо роли, но требуют большой подготовки педагога.
Тест «Уход за грудным ребенком»
1. Грудной ребенок – это __________________________________________.
2. Купать грудного ребенка надо ___________________________________.
3. В кроватке ребенка должны быть _________________________________