Предмет коррекционно - развивающего цикла.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.1 класс
Тема: Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Обводка по трафарету и штриховка.
Задачи:
Образовательные: - формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); - учить ребёнка выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие углов, устойчивость и т.д.); - закреплять представления детей о характерных признаках плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); - обучать обведению по трафарету и штриховка; закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз.
Коррекционно-развивающие: - развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, пространственное ориентирование, зрительное и слуховое восприятие; - развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции, координацию движений, развивать речь;
-формировать пространственно-временные ориентировки; - снижать эмоциональное напряжение учащегося.
Воспитательные: - воспитывать положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: планирование своих действий; наблюдать и делать выводы
-личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- регулятивные УУД: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
- коммуникативные УУД: владение культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем, соблюдение правил речевого поведения.
Оборудование: презентация «Геометрические фигуры», «волшебный мешочек» с деревянными геометрическими фигурами основных цветов; шелковый платок; наборы основных плоскостных геометрических фигур разного размера основных цветов (красный, желтый, синий); трафареты геометрических фигур.
Тип урока: комбинированный.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работай старательно, слушай внимательно.
2. Артикуляционная гимнастика
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело чётко говори
И тихонечко сиди.
Сказка о весёлом язычке
Жил-был весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик? В домике этом красные двери. Рядом с дверями белые звери. Любят зверушки конфеты и плюшки. Этот домик рот. Проснулся язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел на лево, на право. Вниз посмотрел: нет ли луж? Вверх посмотрел: светит ли солнышко? Вышел язычок на крыльцо дома. Вокруг длинный забор. Вот такой (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы). Посмотрел он вокруг. Увидел, как кошка (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой), ловит мышку за хвостик ( губы в улыбке, приоткрыть рот произнести «а» и прикусить широкий кончик языка). Вернулся язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать»,- подумал Язычок.
3. Дидактическая игра «Что в мешочке?»
Сегодня на занятие я принесла красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хочешь узнать, что там находится? Давай с тобой сыграем в игру, которая называется «Что в мешочке?», для этого ты должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Ребёнок опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»). Молодец!
4. Сообщение темы занятия.
Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Скажи, как можно назвать одним словом те предметы, которые ты доставал из мешочка. (Это геометрические фигуры ).
Тема нашего занятия геометрические фигуры разного цвета. В гости к нам пришли фигуры разной формы и цвета, которые принесли тебе интересные задания.
5. Дидактическая игра « Прятки»
А вот и первое задание. Я ставлю все фигурки на стол, а ты должен запомнить их расположение. (Накрываю фигурки платком и убираю одну из них, после этого ты должен определить, какая фигура «спряталась»).
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде
Треугольное седло.
Есть такой предмет, угольник,
И всё это – треугольник.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил –квадрат.
И стол – квадрат, и стул – квадрат.
И на стене плакат – квадрат.
Квадрат – четыре стороны,
Все стороны его равны.
Это круг, и это круг,
Много есть кругов вокруг.
Солнце круглое и мяч,
Круглый обруч и калач.
С геометрическими фигурами мы встречаемся в жизни. Посмотри вокруг себя, и скажи, какую геометрическую фигуру нам напоминает книга, телевизор, дерево, дом, крыша.
6.Динамическая пауза
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
7. Игра «Геометрические фигуры в пространстве»
Следующее задание от наших фигур обвести и заштриховать квадраты. У тебя на столе лежит конверт, возьми его и посмотри, что там лежит. Достань квадраты из конверта. Какого цвета квадраты? Правильно все квадраты белого цвета. Посмотри, а по размеру все квадраты разные. Выбери и покажите самый большой квадрат. Выбери и покажите маленький квадрат. Выбери и покажи средний квадрат.
Учитель показывает башенку из квадратов.
- Посмотрите, какую башенку я сложила из квадратов. - Какой квадрат находится внизу? - Какой квадрат находится по середине? -Какой квадрат находится на верху?
8. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. Покажи свои ручки, давай, соединим наши пальчики, и пускай они поздороваются (пальчиками правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками, со словами).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
9. Практическая работа. Обводка по трафарету и штриховка квадрата.
Сейчас мы будем обводить квадраты так, чтобы у тебя тоже получилась башенка. Найди самый большой квадрат, положи его вниз листа и обведи. А теперь возьми средний квадрат, положи его сверху на большой квадрат и обведи. Покажите квадрат, который мы ещё не обводили. Какой он по размеру? Положи его сверху на средний квадрат и обведите. Что у тебя получилось? Башенка.
А сейчас квадраты из которых составлена башенка мы будем штриховать простым карандашом сверху-вниз. Посмотри, как мы это будем делать. (Показ выполнения штриховки на индивидуальной карте учителем).
Начнем штриховку с верхнего маленького квадрата, будем проводить прямые линии сверху вниз. Возьми простой карандаш и покажи в воздухе как вы будете делать штриховку. А сейчас мы будем делать штриховку среднего квадрата прямыми линиями сверху-вниз. Покажи как ты будешь делать штриховку. Оставшийся квадрат ты штрихуешь самостоятельно Посмотрите какие замечательные башенки у тебя получились.
10. Игра «Узнай по контуру».
Смотри внимательно и назови предметы, посмотрев только на его контур.
11. Подведение итогов.
Чему мы сегодня научились? -Мы сегодня научились обводить контур квадратов разной величины. -Мы сегодня научились делать зарядку для язычка, узнавать изображения по контурам, обводить по трафарету), штриховать и раскрашивать по показу.
12. Рефлексия.
У тебя на парте лежат разные смайлики, у них разное настроение. Выбери смайлик, который показывает твоё настроение на уроке.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Коммуникативные способности и социализация детей». С.Коноваленко, М., «Эксмо», 2004г.
2.«Преодоление страхов у детей». Т. А. Арефьева, Н. И. Галкин, М., «Психотерапия», 2009г.
3. «Психологическая азбука 1 – 4 класс». Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова, М., «Генезис», 2012г.
4. «Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст». Н. Я. Семаго
М., Айрис-пресс, 2005г.
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие проводилось в 1 классе. Представленное занятие ставит перед собой обучающую и развивающую задачу «Обучать обведению по трафарету и штриховка. Закреплять знания о геометрических фигурах, понятия: вправо-влево, вверх, вниз ».
Коррекционно – развивающие задачи занятия: - развивать мелкую и крупную моторику;- развивать тактильные ощущения; - развивать пространственное ориентирование; - развивать зрительное и слуховое восприятие; - развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции; - Развивать координацию движений, речь; - снижать эмоциональное напряжение учащихся.
Урок несет воспитательные задачи – воспитание творческой активности и интереса к творческой деятельности.
Поставленные задачи реализовались на уроке в ходе практической работы, при применении словесных и наглядных методов обучения. Беседа при закреплении материала способствовала выявлению знаний обучающегося, подготовила к восприятию нового материала.
С целью развития внимания на уроках использовано упражнение на внимание, пальчиковая гимнастика, упражнение «Контур», гимнастика для языка, дидактические игры также являются развивающимися и преследуют коррекционно – развивающую цель.
Весь процесс обучения осуществляется через продуктивную совместную деятельность педагога и обучающегося. Использованные методы и подходы позволили обучающемуся успешно справиться с занятием.
МОУ «Школа № 18 города Тореза»
Открытое мероприятие для детей
«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Обводка по трафарету и штриховка.»
Автор: учитель-дефектолог Павленко Дарья Анатольевна
2018 учебный год