Этапы __________ Организаци- онный момент Повторение пройденного материала Основная часть Закрепление Рефлексия | Деятельность учителя __________________________ Учитель- Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро пусть длится до вечера. -Что испытали вы, слушая мои слова приветствия? Вижу, у вас хорошее настроение. Игра: «Кто лишний» и почему. 1. На доске слова: лиса, воро-бей, синица. 2.картинки: курица, гусь, кролик. -По какому признаку мы определяем, что это птицы. -На какие две группы делятся дикие птицы. -Почему птицы улетают в теплые края? - Назовите самую маленькую птичку?, нелетающие птицы, хищные птицы, певчие птицы. -Какая птица под Новый год выводит птенцов? -Какая птица весной дважды откладывает яйца и выводит птенцов? - Как мы помогаем птицам пережить зиму? -Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы оказались на зелёной лужайке. Здесь живут ваши друзья, (откройте глаза) узнаёте их.
– Кто это? – Как одним словом можно назвать этих животных? –По каким признакам вы определяете, что это насекомое? Вот сегодня на уроке будем говорить о жуках, бабочках и муравьях, и проведем исследовательскую работу. Где только не встретишь насекомых! Живут они и на огромных высотах. Встречаются насекомые и в абсолютно безводных пустынях, где никогда не выпадает дождя, и нет никаких растений. Обитают насекомые и в условиях вечной тьмы, в пещерах. Удивительно, но насекомые обитают даже на островах Антарктики. Другие живут в воде. ФИЗМИНУТКА Утром бабочка проснулась. Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. – Посмотрите внимательно на слайд и отгадайте животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей. -Узнайте одного из них: Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (муравей.) Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает. (Бабочка) – Посмотрите внимательно на картинки, скажите: -Какие одинаковые части есть у всех этих животных? Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения. Нам нужно выделить один самый главный признак, по которому можно определить насекомое. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). – Но у всех ли насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. Проведем второе исследование: «Насекомые – это те, кто имеют усики». – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. -Значит, и этот признак нельзя считать главным. Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей: Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног) Насекомые делятся на три группы: Травоядные, хищные, всеядные. Насекомые передвижению делятся на три группы: летающие, ползающие, плавающие. «Роль насекомых в природе и жизни человека» – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она? Сказка «Спор животных» Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми». Решили тогда животные … – Продолжите сказку. Что решили животные? Вывод: «Насекомые все нужны». – Как человек должен относиться к насекомым? – А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? – Рассмотрите внимательно задание, определите, в чём сходство и чем они различаются? - Напишите признаки насекомых. -число ног, число частей тела, у всех ли насекомых есть чувствительные усики? -Укажите цифрами на рисунке части тела муравья. – Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое. В заключение нашего урока давайте оживим поляну. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы были активны, узнали новое о насекомых, вы очень довольны собой, тогда посадите свою бабочку на красный цветок. Если вы испытывали трудности, но смогли их преодолеть, то посадите своих бабочек на синий цветок. Тем, кому было совсем не интересно работать на уроке, кто ничего не узнал нового, те пусть поместят свою бабочку на жёлтый цветок. | Деятельность уч-ся _______________ Обучающиеся садятся за парты Отвечают обучающиеся 3-4 кл. Обучающиеся называют насекомых насекомые Обучающиеся объединяются в группы. Обучающиеся отгадывают загадки Ответы детей Ответы детей Работа по картинке Ответы детей Обучающиеся делают вывод. -Насекомых нужно беречь, не ловить их, чтобы полюбоваться, а смотреть не дотрагиваясь. Не надо уничтожать гусениц, ведь со временем из них могут вырасти красивые бабочки. Ответы детей. | Примечание ___________ Фронталь- ная работа Слайд 1 Слайд 2 Работа в группе Слайд 3 Слайд 4 Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
Работа в группе Слайд 5 Слайд 6 Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») Индивидуальная работа |