Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка дефектологического занятия по теме "К нам пришла весна!"»
Конспект занятия учителя – дефектолога
«К нам пришла весна»
(Развитие восприятия у обучающихся 1 класса)
Тема : «К нам пришла весна» . Развитие целостного восприятия у
обучающихся 1 класса.
Цели и задачи:
Развитие целостного восприятия картины, формирование умения наполнять картину недостающими деталями, развитие словесно-логического мышления ,способностей к моделированию, связной монологической и диалогической речи, расширение активного словаря ,расширение и уточнение знаний об окружающем мире , явлениях природы и приметах весны , развитие памяти, произвольного внимания ,развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: иллюстрации с приметами весны, магнитная доска с элементами для моделирования картины весенней природы , пластилин, видео и аудио записи , дивиди плейер ,компьютер, телевизор.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Вступительный момент. Создание эмоционального настроя.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели , спинки прямо.
Вижу:класс наш –хоть куда
Мы начнем урок тогда.
2.СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ: Кто пришел так тихо , тихо?
Ну, конечно , не слониха ,
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог,
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы
Как зеленые травинки ,
Сняв зеленые ботинки ,
Тихо вышли из земли,
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина…
Это значит , это значит:
Тише всех пришла весна.
Пришла , улыбнулась- утихли метели .
Подзванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась , растаяли льды ,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев , за работу взялись трактора ,
А птицы пропели : вить гнезда пора !
Учитель : Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались , что разговор у нас сегодня пойдет о весне.
3.Учитель: Ребята, а скажите , за что мы любим весну? (ручьи, капель, птицы поют, тепло…).
-Дава йте посмотрим , как наступает весна . Постарайтесь запомнить то , что вы увидите.
(Отрывок из мультфильма «Весна»1946г. На музыку П.И. Чайковского.»)- просмотр по тв.
Учитель: давайте повторим приметы весны еще раз. (работа с картинками на доске.)
-тает снег; появляются первые проталины;
-бегут ручьи;
-начался ледоход на реке;
-с крыш свисают и тают сосульки;
-появляются подснежники в лесу;
-прилетают перелетные птицы;
-животные(заяц; медведь.)
-почки на деревьях.
4.Учитель: Зима долго отстаивала свои права ,но наконец сдалась и уступила дорогу весне. Сегодня мы с вами попытаемся увидеть ,какие изменения происходят в природе весной и попробуем это изобразить на картине , которую мы сейчас будем создавать.
Внимание детей привлекаем к магнитной доске, где изображена картина зимы (дом, дерево, сугробы снега, снеговик, Маша в зимней одежде.)
Вопрос: какое время года изображено на нашей картине ?
-Давайте вспомним приметы весны еще раз и постараемся изменить ее .На нашей картине будет весна.
-А сколько месяцев в весне? Давайте вспомним их названия?
Для этого отгадаем загадки:
Прошла зима и каждый рад… -За ним другой стучится в дверь ,
Спешит весна и месяц (март). Он называется (апрель).
И третий месяц вспоминай
Как называется он (май).
Учитель: давайте теперь поочередно вспомним приметы каждого месяца и постараемся показать это на картине.
-февраль силен метелью ,а март силен капелью.
-Что мы должны изменить на нашей картине?
1.начинает таять снег. 4.с крыш свисают сосульки и тают ,начинается капель. (слово на доску)
2.солнце светит ярче, 5.потекли ручейки.
6.снеговик начал таять.
3.показались первые проталины,(лексику весны в печатном виде вывешиваем на доску).
.
И ,наконец ,прилетели первые птицы. Что это за птицы? (грачи).
-Да, народная пословица гласит : Грачи на горе—весна на дворе.
-А за грачами потянутся утки , гуси , журавли и другие перелетные птицы.
-Давайте разместим на нашей картине грачей.
-Продолжим наблюдать за приходом весны.
-солнышко припекает еще ярче ,и сосульки на крышах растаяли ,а луж стало еще больше. Снеговик растаял и превратился …во что? (да, в лужу ).
-а девочка Маша поменяла зимнюю одежду на легкую курточку и резиновые сапоги .Она теперь пускает по лужам и ручейкам кораблик. А машин папа в ожидании прилета скворцов повесил на дерево скворечник.
-Давайте посмотрим на нашу картину . Какой у нас здесь месяц? Да, март.
-Солнышко светит еще ярче ,сосульки с крыш совсем сползли, луж стало еще больше, и , наконец , появилась первая травка.
Вопрос : скажите , а какие цветы появляются первыми? (да, в лесу это подснежники…а в городе?)
-Если не придется вам попасть в лес , не огорчайтесь , подснежники вы отыщете в городе. В саду ,где есть хоть невысокий бугорок , пригретый солнцем ,сразу после того ,как сойдет снег ,могут появиться желтенькие огоньки-цветочки мать -и- мачехи. А когда цветочки отцветают ,появляются небольшие белые шарики – пуховики .как у одуванчиков ,только поменьше ..Отцветают цветы и появляются у мать-и-мачехи листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые. Приложишь такой листок нижней стороной кт щеке, и покажется тебе ,что к щеке прикоснулась рука мамы. А приложишь листок другой стороной, холодной ,и станет тебе неприятно .
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-УЧИТЕЛЬ: давайте немного отдохнем .
-Мы с вами подошли к самому последнему месяцу весны—маю .
-В мае ,как мы уже сказали расцветают цветы мать-и-мачехи , а над цветами появляются первые бабочки .Что это за бабочки? Ну, конечно же ,это капустницы .
-Давайте поиграем в бабочек .
УЧИТЕЛЬ: Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел. (один ученик имитирует цветок)
Шевельнулся, потянулся , взвился вверх и полетел .
(остальные дети имитируют бабочек )
Солнце утром лишь проснется ,
Бабочка кружит и вьется .
-молодцы.
-УЧИТЕЛЬ: Апрель с водою , а май с травою…,так гласит пословица.
-Продолжим работу над нашей картиной .Что происходит с природой в мае?
-появляется первая трава,
-а чтобы нам добавить еще одну примету на нашу картину .надо поработать .
6.Практическая работа на развитие мелкой моторики : сейчас мы с вами сделаем цветочки мать –и –мачехи из пластилина и поместим их на нашей картине .
-далее идет выполнение практической работы по изготовлению цветка .
(после изготовления дети самостоятельно вывешивают свои цветы на доску.)
-Ну вот ,теперь цветы есть и над ними будут летать бабочки .
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
У нас получилась замечательная картина .Мы с вами вспомнили приметы весны .
И в заключении я хочу вам сказать :Цветок весны ,идущий к нам по снегу.
Простой цветок , а сколько он несет добра и радости ,и счастья человеку.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВЕСНЕ И ВАМ .
Рефлексия : что вам понравилось на занятии?
-о чем бы вы хотели рассказать маме , когда придете домой?
-ВЕСНА-прекрасное время года ,мы все ее за что-то любим ,но и весна ,как и любое другое время года требует от нас быть внимательными и осторожными .т.к. ив такое прекрасное время года нас могут подстерегать опасности .как они однажды подстерегли Лунтика и его друзей.